Компетентность - это умение человека выполнять определённый вид деятельности. Ядром любой компетентности являются знания. Для каждой конкретной должности проектируется своя совокупность компетенций. Для учителя это предметно-методологическая, психолого-педагогическая, коммуникативная и организационно-деятельностная или управленческая компетенции. При переходе к проектированию образовательного процесса в условиях ФГОС учитель в своей деятельности реализует определённые управленческие функции.
Cущность компетентностного подхода.docx
Компетентностью называется способность человека успешно выполнять определённый
вид деятельности. При этом структура компетентности отражает знания человека в этой
области (когнитивная составляющая), умения и навыки (операционнодеятельностная
составляющая) и личностное отношение к деятельности (позиционноценностная
составляющая компетентности). Грамотный учитель, понимающий и принимающий
заявленную в ФГОС структуру образовательных результатов – личностные,
реализацию
метапредметные и предметные,
компетентностного подхода.
увидит в данной структуре
Ядром любой компетентности являются знания. Но знания без умений похожи на
«жёсткий диск» компьютера: информации много, а сделать с ней ничего нельзя без
владения способами деятельности, а так же личностной составляющей – системы
ценностей человека, его отношения к работе. Для каждой конкретной должности и
специальности проектируется своя совокупность компетенций, в каждой из которых есть
знаниевая, операциональнотехнологическая (умения и навыки) и позиционноценностная
составляющие (установки, ценности и другие личностные особенности). Для учителя это
предметнометодологическая,
коммуникативная,
валеологическая и организационнодеятельностная (управленческая) компетенции.
психологопедагогическая,
Практика использования такой совокупности показала, что ведущую роль играет
организационнодеятельностная (управленческая) компетенция,определяющая уровень
реализации каждой из остальных компетенций:
базовый уровень управленческой компетентности позволяет реализовывать
ситуативное управление, при котором учитель работает только по алгоритму –
привычному или описанному в методическом пособии;
продуктивный уровень управленческой компетентности позволяет реализовывать
тактическое управление, характерное для учителей с большим объёмом
накопленного опыта;
оптимальный уровень управленческой компетентности позволяет учителю
осуществлять опережающее управление, когда педагог осознанно реализует в
своей деятельности управленческий цикл: от анализа учебной ситуации, урока,
кабинета, дидактических ресурсов, мероприятия и некоторых других объектов
управления, через прогнозирование и планирование к организации с коррекцией по
ходу деятельности, и опять к анализу, но уже полученных результатов.
Как, чем и с помощью чего управляет учитель в образовательной системе
«учитель – ученик»? При переходе к проектированию образовательного процесса в
условиях введения ФГОС наиболее эффективным является объединение
функционального подхода с ресурсным. В данном случае ресурсы проектируются как
условия, определяющие выполнение требований ФГОС. Учитель в своей деятельности по управлению качеством образовательной системы
«учитель – ученик» реализует определённые функции управления:
информационно – аналитическую, когда учитель успешно производит
педагогический анализ результатов и условий в образовательной системе
«учитель – ученик», умеет выделить критерии и показатели, проанализировать
полученные данные;
мотивационно – целевую, проектируя цели обучения, создавая условия для
инициации и роста мотивации учащихся, обеспечивая рост личностных
результатов;
планово – прогностическую, прогнозируя результаты своей профессиональной
деятельности, проектируя планы по достижению прогнозируемых результатов;
организационно – исполнительскую,
когда учитель организует
образовательный процесс, обеспечивая его необходимыми условиями и
ресурсами;
контрольно – диагностическую, при которой учитель старается реализовать
эффективную систему оценивания образовательных результатов и условий;
регулятивно – коррекционную, когда при необходимости учитель
корректирует ход образовательного процесса по данным оценивания
образовательных результатов и условий, плавно завершая управленческий цикл и
переходя вновь к информационно – аналитической функции.
Каждый учитель реализует эти функции в своей педагогической практике.
Различным является только уровень владения данными функциями.
Чем учитель управляет, что является объектами его управления от качества
которых зависит уровень реализации требований новых Стандартов?
Прежде всего к этим объектам относятся образовательных урок и внеурочная
деятельность, а также оснащение кабинета, педагогическое общение и, главное,
система оценивания образовательных достижений ученика. Качество
перечисленных объектов управления напрямую зависит от уровня реализации
управленческой компетентности учителя.
С помощью чего управляет учитель, что входит в перечень ресурсов его
управления? Ресурсы – это условия, позволяющие с помощью определённых
ресурсами
преобразований получить желаемый результат. Таким образом,
называются те условия, которые мы можем преобразовать, которыми мы
управляем. Компетентность учителя на базовом уровне тоже является условием, но
может стать ресурсом, если учитель целенаправленно будет осуществлять
повышение уровня собственной компетентности.
Требования к компетентности учителя в
соответствии с ФГОС
Требования
информационно
методическим ресурсам в
к диагностики
учебнопознавательных
Объект управления: Система оценивания
образовательных достижений учащихся
Учитель умеет проектировать контрольные работы,
структура и содержание которых должны соответствовать
таковым по требованиям ФГОС: проверять не только
предметные, но и метапредметные результаты ученика.
Учитель использует принцип критериального оценивания или
использует разработанные специалистами уровневые
дискрипторы.
Организация
достижений проводится учителем корректно.
Диагностика достигнутых результатов производится с
максимальным участием самого ученика.
По данным анализа таких к/р в формате ФГОС учитель ведёт
мониторинг успешности учащихся по своему предмету.
По данным мониторинга учитель осуществляет коррекцию и
ре5гуляцию собственной деятельности – коррекцию целей,
задач, организации и содержания процесса обучения.
Объект управления: Урок как социальный
проект
Учитель умеет проанализировать урок, определяя уровень
реализации целей, уровень качества процесса, уровень
достигнутых результатов.
Учитель осознаёт значение внутренней мотивации как
ведущего внутреннего ресурса учебного успеха ученика,
помогает ученику перевести внешний ресурс «надо» во
внутренний ресурс «хочу».
Формирование регулятивных универсальных учебных
действий учитель осуществляет по принципу распределённой
ответственности.
Объект управления: Внеурочная деятельность
Учитель умеет проанализировать качество предметного
внеурочного события, определить насколько это событие
реализует условия для формирования не только предметных,
но и личностных результатов и УУД.
В планировании внеурочных мероприятий должен отражаться
субъектный опыт учащихся; внеурочная деятельность должна
проектироваться как социальнозначимая.
Учитель, анализируя результативность каждого события, при
необходимости корректирует содержание и формы
деятельности последующих мероприятий.
Объект управления: Оснащение кабинета
Учитель корректирует в Паспорте кабинета план развития в
соответствии с требованиями ФГОС к условиям
здоровьесбережения.
Учитель имеет в наличии в кабинете материалы анализа
качества уроков, мониторинга достижений учащихся по
ФГОС.
Учитель умеет отобрать/создать/реализовать в кабинете
такое оснащение, которое мотивирует учащихся, раскрывает
социальнозначимый и личностный потенциал предметного
содержания.
Картотеки заданий по предмету, систематизированные по их
учителю
дидактическому потенциалу,
проектировать
индивидуальные
образовательные программы соответственно требованиям
позволяют
и
реализовать
соответствии с ФГОС
Структура и содержание к/р должны
мотивировать учащихся и на
овладение предметным знанием и на
овладение
универсальными
учебными действиями, помогать
устанавливать цели саморазвития.
К диагностическим материалам в
рабочих программах учителя
прилагаются описания уровневого
оценивания
(уровневых
дискрипторов).
Ресурсное обеспечение урока
отражает требования к условиям,
прописанным во ФГОС.
Ресурсное обеспечение урока
позволяет гибко реагировать на
в
ситуативные
образовательной
среде,
разнообразить формы и виды
учебной деятельности.
изменения
Ресурсное обеспечение внеурочной
деятельности отражает требования к
условиям, прописанным во ФГОС.
В планах внеурочной деятельности
должны ясно просматриваться
требования ФГОС не только к
предметным, но и к личностным и к
метапредметным результатам.
Информационнометодические
материалы систематизированы по
учебным темам, что позволяет
реализовать
максимальную
самостоятельность в деятельности
учащихся.
В предметном кабинете в наличии
папка учителя с разделами сбора
информации и анализа качества
уроков, мониторинга достижений
учащихся по ФГОС. управления:
Педагогическое
ФГОС.
Объект
взаимодействие
Учитель владеет методами убеждения, используя знания
психодидактики.
Учитель планирует развитие взаимодействия с учащимися на
основе использования требований ФГОС к личностным
результатам.
Учитель реализует директивнопонимающий стиль общения,
выстраивая его на договорных отношениях.
Учитель корректирует педагогическое взаимодействие в
соответствии с особенностями личности ученика и целями
взаимодействия.
Дневник
Используется
достижений
индивидуальных
который обеспечивает
ученика,
адек5ватную
оценку
результативности и рост уровня
самооценки
общей
самостоятельности ученика.
и Список используемой литературы:
1. Федеральные стандарты начального общего образования, основного общего
образования и основного (полного) общего образования. Электронный
ресурс: http://standart.edu.ru/
2. Галеева Н.Л. Управление профессиональным развитием педагогов в
условиях введения ФГОС// Управление школой, 2013,№4 (563),с. 2330
3. Корнеева И.Г., Галеева Н.Л. Два конверта для директора (Проектирование
системы профессиональных компетенций зам.директора школы по УВР)//
Управление школой, 2013,№2,с.43 – 46
4. Галеева Н.Л. Система компетенций учителя как инструмент управления
качеством образования. Компетенции в образовании: опыт проектирования.
Сборник научных трудов под ред. А.В. Хуторского,м., 2007, с.89 – 95
5. Галеева Н.Л. Цели, содержание и технология мониторинга уровня
профессиональной компетентности учителя в школе // Справочник
заместителя директора школы, 2008, №12
6. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе, М.,
2004 Сущность компетентностного подхода
в условиях реализации требований ФГОС.
Учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей №1 им.Н.К.Крупской»
Лащенко Анна Васильевна г. Магадан, 2014
Статья "Сущность компетентностного подхода"
Статья "Сущность компетентностного подхода"
Статья "Сущность компетентностного подхода"
Статья "Сущность компетентностного подхода"
Статья "Сущность компетентностного подхода"
Статья "Сущность компетентностного подхода"
Статья "Сущность компетентностного подхода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.