Статья "Такие разные проекты"
Оценка 5

Статья "Такие разные проекты"

Оценка 5
Научные работы +2
docx
Междисциплинарный 7
5 кл
24.03.2017
Статья "Такие разные проекты"
Данная статья по обобщению опыта учителем русского языка и литературы высшей категории со стажем более 35 лет по осуществлению проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Так как проекты метапредметные, то статья может быть интересна учителю любой предметной области.
Статья.docx

 

Кузнецова Зоя Михайловна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная  категория, педагогический стаж 35 лет

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов»

 

«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОЕКТЫ» (ОБМЕН ОПЫТОМ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС)

 

       В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход: каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя.

       Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать проектную технологию, потому  что с большим увлечением ребёнком выполняется та  деятельность, которая выбрана им самим.    

       В данной статье  я хочу представить два проекта  двух пятых классов  «А» и «В» как пример претворения ФГОС  на практике на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

       Целью проекта учеников 5 «А» класса стало создание литературного  альманаха «Пегасик» - такой необычный подарок захотелось преподнести родному городу к его 50-летию в сентябре 2016 года.

Задачи проекта:

-   адаптироваться  к обучению в основном звене через объединение  активных и талантливых одноклассников в работе над творческим проектом;  

-   реализовать  свои творческие интересы, способности и  самостоятельную  активность; 

-  развивать  навыки литературного творчества; 

-  повышать  грамотность, избавлять речь от косноязычия; 

-  приобретать  теоретические и практические навыки в работе с компьютером;

- уважительно относиться  к  культурному наследию семьи, школы, города, страны.

В работе над созданием альманаха был определён ряд традиционных в проектной деятельности последовательных этапов:

1) подготовительный (постановка проблемы и планирование деятельности); 2) основной (подготовка продукта и его изготовление), 3) заключительный (рефлексия и подготовка презентации).

Участники проекта организовали полный цикл подготовки альманаха. Инициативная группа объявила конкурс в 5 «А» классе на название альманаха, по итогам которого было выбрано из многочисленных вариантов название «Пегасик».

На первом  диагностическом этапе были выявлены интересы читательской аудитории, востребованность  школьного издания, а также потребность обучающихся в публикации своих литературных материалов, в проявлении себя в качестве издателей. На начальном этапе 45 % респондентов показали безразличное отношение к выпуску школьного журнала, что нас насторожило, но не остановило в продолжении работы.

Затем состоялся выбор тем, направлений и жанров, тех рубрик, над которыми  предстояло работать,  и распределение ролей. Окончательный список рубрик, утвержденный редколлегией:

-  Что мы Родиной зовем

-  Этот город в сердце у меня!

-  Юмор в коротких штанишках

-  Волшебный мир сказок

-  Школа – планета знаний

-  Купидончик

-  Вместе весело шагать по просторам…

-  Традиции семьи

-  Я к вам пишу…

-  Литературная гостиная

-  Взрослые тоже внутри дети

-  Мы летаем в облаках

-  Всякая всячина

-  Детство – это маленькая жизнь

Был организован компьютерный набор текстов, создан макет номера, компьютерная верстка. Необходимые специалисты привлекались мной из числа учителей школы и родителей, не являющихся непосредственными участниками проектной группы.

Развернулась рекламная компания, которая  включала в себя разработку рекламной листовки, а также прямую рассылку рекламных объявлений учащимся школы и их родителям по электронной почте через «Сетевой город».

       По мере закрепления у ребят навыков самостоятельной работы, работы в команде, степень поддержки мною была снижена с тем, чтобы обучающиеся были готовы и хотели абсолютно самостоятельно разрабатывать и продвигать проект. И наконец, в ходе его реализации была решена конкретная проблема – создан литературный  альманах «Пегасик». 

В школьной жизни роль альманаха многогранна. Данный проект заинтересовал всех: от одноклассников  до родителей, которые тоже не только читают, но и  участвуют в создании альманаха.

    Участие в проекте по литературе и русскому языку во многом помогло ребятам достичь хороших результатов в области филологии на муниципальном, всероссийском и международном уровнях:

-  предметные олимпиады (литература),  школьный этап Всероссийской ОШ: Шиварова Вероника – 1 место, Корчагин Тимофей – 2-3 место, Руссу Милана – 2-3 место;

-  предметные олимпиады (русский язык),  школьный этап Всероссийской  ОШ: Рожко Даниил – 1 место;

-  всероссийский конкурс литературного творчества «Литературная  гостиная»: Алексеев Павел – 3 место, Корчагин Тимофей – 2 место (из 15 участников от школы – 8 из 5 «А» и 2 победителя в номинации «Из серебряного века в 21 век»);

-  всероссийская викторина  «Достояние страны»: 1 место – 6 человек; 2 место – 16 человек (из 50 участников);

-  всероссийская викторина, посвященная творчеству А. С. Пушкина, «2015-год литературы в России» «Надежды России»: 1 место – 10 человек; 2 место – 3 человека (из 50 участников);

-  международный Конкурс-игра «Ёж» в 2015-2016 учебном году собрал около 80 000 участников из 84 регионов Российской Федерации, Республик Казахстан, Молдова, Беларусь, Украины, Туркменистана и Монголии; и из 40 участников нашей школы – 15 учеников  5 «А», среди которых тоже есть 3 победителя;

-  в  III Всероссийской дистанционной олимпиаде «Котофей» из 69 участников – 26 учеников 5 «А» класса: 7 победителей по русскому языку и 10  по литературе.

 Мы принимали участие  во  Всероссийском Молодежном филологическом  чемпионате,  в заочных  олимпиадах  по русскому языку и литературе, в игре-конкурсе  «Русский медвежонок - языкознание для всех» и в городских литературных конкурсах сочинений «В защиту елочки», «Герб и флаг, овеянные славой» и  сказок о городе; в конкурсе «Школьная звезда» в номинациях «Чтецы» и «Поэты» и в городском конкурсе литературного творчества «Зимний сад».

Авторы проекта в дальнейшем,  определившись с жанрами своих работ, написали произведения и в определённые сроки в электронном виде передали свои произведения оформителям. Те, в свою очередь, оформив странички, отправили по электронной почте материалы редактору.

Редактор последовательно расположил тексты по страницам, оформил титульный лист, форзац, содержание и передал электронный вариант руководителю. Руководитель проекта выступил в роли корректора, затем сигнальный вариант представил на родительский суд с целью оказания спонсорской помощи для издания альманаха. После одобрения родителей родительский комитет принял меры по сбору средств на печать и обратился в типографию.

Издание альманаха открывает возможности для:

-  укрепления дисциплины и взаимоуважения, поскольку альманах освещал информацию, наполняя её особым смыслом позитивного отношения к событиям и культурным мероприятиям;

-  эффективного овладения технологией проектного обучения, где и в дальнейшем требуется  полноценное комплексное изучение  проектной деятельности с последующим применением полученных знаний в профессиональной деятельности;

-  повышения общей культуры и поднятия социооценки каждого члена, участвующего в проекте;

-  развитие способностей  в  издательском деле с использованием творческих задач;

-  дальнейшего союза и взаимодействия родителей и ребят в создании единого проекта для детей и взрослых;

-  восстановления лучших традиций поколений и передачи от старших младшим основ этики и культурных основ общения.

Намного труднее мне, не только как учителю-предметнику, но  и как классному руководителю,  было создавать  проект 5 «В» класса «От альманаха «Верные друзья»  – к портфолио ученика» - по сути дела два продукта сразу. Как родилась подобная идея?
        Память человека, к сожалению, не может вместить все события и всю информацию, которую получает каждый день. Так вот, отражение событий в моем классе происходит в классном издании – в классном альманахе. Мы его назвали, как и континент 5 «В» класса,  «Верные друзья».
       Содержание классного альманаха может быть разнообразным, начиная с общей информации о каждом ученике до достижений в учебе, искусстве, спорте отдельных учеников, отражение всех внеклассных мероприятий. В нем содержится очень много фотографий, которые создаются в течение всего учебного года.
       Выпуск нашего классного альманаха будет осуществляться три года. Он получил высокую оценку на международном уровне в конкурсе проектной деятельности «Ступени науки Европы-Азии» в номинации «Практическая работа», а также его очень высоко оценили сами ученики и их родители. Конечно, это кропотливый и упорный труд на протяжении всего учебного года, но я уверена, что этот труд не напрасен.

       Каждый человек помнит эти прекрасные школьные годы. Поэтому у альманаха важная цель  – представить отчёт по процессу деятельности класса, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса класса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
        Альманах не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

          -  поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

-  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

          -  развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

-  формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

-  содействовать индивидуализации  образования учащихся, педагогов;

-  закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
        В современном обществе, вечно спешащем куда-то, даже находясь рядом, люди недостаточно хорошо знают друг друга. Наш альманах позволяет не только одноклассникам поближе познакомиться друг с другом, но также дает возможность узнать больше о ребятах данного класса и их родителям. 
        Наш альманах – это также и  перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика:

-  создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

-  максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;   

-  развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

-  формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
-  формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

-  приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

-  формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. 
        Разделов или статей может быть любое количество, тематика разнообразная. В первом выпуске классного альманаха мы отражали все внеклассные мероприятия, включая дни именинников, празднование традиционных праздников, таких, как Новый год, 8 Марта, 23 Февраля и т.д., отмечали достижения учеников во Всероссийских олимпиадах и конкурсах школьников,  говорили о достижениях учеников класса в спорте, искусстве и в учебе.
        Содержание портфолио может изменяться по желанию учеников. Страницы альманаха могут посещать и учителя-предметники, и родители.
        В итоге по окончании школы у детей остается память в виде собрания печатных изданий, где отражены как индивидуальные достижения, так и достижения всего класса. Каждый ученик может через много лет вспомнить драгоценные школьные годы, открыв классный альманах.

        Пятиклассники – народ увлекающийся, творческий, с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают, и при этом  им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Как раз такую возможность проявить себя на уроке и во внеурочной деятельности предоставляет проект, так как  благодаря ему могут  реализовать себя  учащиеся с разными способностями, а также овладеть системой проектировочных умений и приобрести способность учиться на собственном опыте и опыте других.

       Проектное обучение к тому же  усиливает интерес к учёбе, потому что оно личностно-ориетированное;  приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

       В учебнике литературы  5 класса  В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина заложены  методические рекомендации к проведению уроков-проектов, то есть само содержание данной программы  способствует претворению в жизнь проектной методики, поэтому, на мой взгляд, к созданию проектов ученики могут приступить уже в 5 классе.

Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты, для них характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д.

Необычные по форме, такие проекты вызывают особый интерес учащихся, а учитель при этом решает серьезные образовательные задачи, ведь  дети не только пишут литературные тексты, но и рисуют  к ним иллюстрации, с удовольствием  создают электронные презентации.

 Самый главный проект, который создает каждый учащийся в своей школьной жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене, - это сочинения.   И работа по обучению учащихся написанию сочинения начинается  в 5 классе с таких вот мини-проектов. Педагог  учит создавать литературно-творческие проекты: вычленять основные проблемы, находить пути их решения, аргументировать, анализировать, синтезировать.

Для многих школьников написание сочинения продолжает оставаться наиболее сложным видом работы, чтобы помочь им овладеть методикой и технологией создания сочинения, можно предложить  написать сочинение в процессе не индивидуальной, а парной или групповой работы. После обсуждения предложенных тем ребята составляют план, тезисы, подбирают необходимые цитаты, возможные эпиграфы. Для этой работы ученики могут использовать и дополнительную критическую литературу.
           После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:

– как я чувствовал себя во время работы над проектом, чему научился, что нового узнал;
– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
– что я могу пожелать себе и  своим одноклассникам.

В заключение следует отметить, что проектная деятельность  направлена на формирование общеучебных умений: поиск информации, ее обработка, умение представить материал в виде рассказа, создание иллюстраций и  презентаций.

Работа над проектом создает навыки публичных выступлений, умения слушать, анализировать и оценивать информацию, так как по  каждому  представленному на общее обозрение материалу необходимо составить свое мнение. Работа в группах,  парах  способствует развитию коммуникативной культуры учащихся.  

Мы реализовали проекты, но на этом всё  хорошее не заканчивается: 5 «А» планирует в новом учебном году открыть электронный музей творчества, а 5 «В» продолжать заполнение альманаха в 6 и 7 классах, пока ребята не перейдут из  детской организации «Пилигрим» в «Атлантиду».

Сами проекты ребят в свободном доступе на сайте школы: http://strjschool5.edu.tomsk.ru/proektnaya-deyatelnost/  и размещены  на моей странице популярного учительского сайта «Инфоурок» - сертификаты № ДБ-025809 и ДБ-026062 от 12.04.16.

 

Список  литературы:

1)  Антропологический, деятельностный и культурологический  подходы. Новые ценности образования. Тезаурус. Под редакцией Н. Б. Крыловой, М., 2005.

2)  Богомолов Н.А. Краткое введение в стиховедение.

3)  Бондаренко Т. Основы стихосложения – современный взгляд. Автор – сетевой поэт.

4)   Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта, М.,2003.

5)  Кожинов В. В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. – 320 с.

6)  Ненашева Д. Чтение как мучение. «Томский вестник», №4, 2008

7) Ступницкая М. А. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль, Академия развития, 2008.

8)  Школьные литературные альманахи:

1)                «Поэтический  сборник», 2004

2)                «Северная  весна», 2006

3)                 «Северный сад», 2013 (электронная версия – сайт Интернете: spegas.ru)

4)                 «Третье измерение», 2008


 

Скачано с www.znanio.ru

Кузнецова Зоя Михайловна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 35 лет

Кузнецова Зоя Михайловна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 35 лет

Участники проекта организовали полный цикл подготовки альманаха

Участники проекта организовали полный цикл подготовки альманаха

Пегасик». В школьной жизни роль альманаха многогранна

Пегасик». В школьной жизни роль альманаха многогранна

Редактор последовательно расположил тексты по страницам, оформил титульный лист, форзац, содержание и передал электронный вариант руководителю

Редактор последовательно расположил тексты по страницам, оформил титульный лист, форзац, содержание и передал электронный вариант руководителю

Каждый человек помнит эти прекрасные школьные годы

Каждый человек помнит эти прекрасные школьные годы

Новый год, 8 Марта, 23 Февраля и т

Новый год, 8 Марта, 23 Февраля и т

Для многих школьников написание сочинения продолжает оставаться наиболее сложным видом работы, чтобы помочь им овладеть методикой и технологией создания сочинения, можно предложить написать сочинение в…

Для многих школьников написание сочинения продолжает оставаться наиболее сложным видом работы, чтобы помочь им овладеть методикой и технологией создания сочинения, можно предложить написать сочинение в…

Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта,

Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017