В общих положениях ФГОС раскрыт основной принцип, направленный на развитие индивидуализации дошкольного образования – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.
Высшей формой индивидуальности детей является творчество. Этому способствует театрализованная деятельность в детском саду.
Бурлакова Наталья Александровна,
Бартеньева Галина Анатольевна,
воспитатели группы №10
Театрализованная деятельность как средство индивидуализации
дошкольников.
В общих положениях ФГОС раскрыт основной принцип, направленный
на развитие индивидуализации дошкольного образования – это построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе
содержания своего образования.
Высшей формой индивидуальности детей является творчество. Этому
способствует театрализованная деятельность в детском саду.
Театрализованная деятельность детей должна учитывать:
индивидуальные социальнопсихологические особенности ребенка;
особенности его эмоциональноличностного развития;
интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность,
исследовательский интерес и творческие
способности;
возрастные и полоролевые особенности.
Кроме того, театрализованная деятельность направлена на целостное
воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие,
активизацию при этом всех имеющихся у него индивидуальных особенностях.
Исходя из индивидуальных способностей детей, в игретеатрализации
различают:
Ребенок«РЕЖИССЕР» это ребенок – эрудит. Он имеет хорошее
воображение и память. Он быстро «схватывает» литературный текст и тут же
переводит его в постановочный спектакль. Он целеустремлен, обладает
организаторскими способностями: распределяет роли, текст, руководит
игрой, ее дальнейшим развитием, определяет место, где будет проходить
спектакль, доводит игру до конца. Он может комбинировать: включать стихи,
песни,
спектакля.
Ребенок – «АКТЕР» Он коммуникабельный, в коллективные игры
легко вступает, хорошо может передать образ героя, легко импровизирует,
может быстро найти необходимые атрибуты, чтобы образ был точнее, очень
эмоциональный, точно следует сюжету и свою роль играет до конца.
Ребенок – «ЗРИТЕЛЬ» В игре он как бы участвует со стороны. Этот
ребенок внимательный, наблюдательный, сопереживает игре актеров, очень
любит анализировать и обсуждать игру актеров, то как развертывается
импровизацию
ход
танцы,
всюжетная линия, передает свои впечатления через слово, рисунок, игру.
Ребенок – «ДЕКОРАТОР» он обладает способностями передать
образ героев и в целом произведение, через создание декораций, реквизитов,
костюмов. Он хорошо чувствует цвет, форму.
Педагог должен следить, чтобы своей актерской активностью и
раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в
зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти на «сцену», боялись
ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и « зрителей», то есть на
постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют»
другие.
В театрализованной деятельности индивидуализация проявляется в
выборе ребенком театральных постановок, тематики игр, постановке и
разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях,
с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и
осуществлении самостоятельной театральной деятельности, изготовлении
декораций и костюмов.
Театрализованная деятельность это не просто пересказ сказки, в ней
нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают
за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на
героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во
второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических
упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на
вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к театрализации, к
«проживанию» за другого, но посвоему
Одной из основных концепций современного образования является
индивидуальный подход к детям. Реализовывать его необходимо постоянно,
во всех видах деятельности. Что касается театрализованной игры, то есть
несколько вариантов персонализировать работу. В нашей группе проводится
несколько вариантов персональной работы с детьми. Выбор зависит от того,
какую цель индивидуализация преследует. Например, если ребенок —
интроверт, то ему нелегко презентовать материал на публике. Мы можем
предложить ему игры с самыми разными театральными куклами
(пальчиковые, бибабо, перчаточные и т.д.). Это дает ребенку возможность как
бы спрятаться за игровую роль, за выбранный сценический образ и от того
почувствовать себя комфортнее и более защищенным. И если никакие
способы привлечь робкого и неуверенного в себе ребенка к публичным
выступлениям не действуют, то мы предлагаем ему иную нишу в творческом
процессе. Например, разработку и подготовку декораций.
Если же у ребёнка выражены артистические и творческие способности, то
уделяем их дальнейшему развитию особое внимание. Так, если он отлично
читает прозу, то есть смысл дополнить сюжет несколькими объёмными
авторскими дополнениями.Дети, у которых нет проблем с заучиванием длинных текстов, получают
главные роли — это основной принцип индивидуализации театрализованной
деятельности.
Огромное значение имеет организация пространства театрального
уголка. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и
потребностей дошкольников предметнопространственная среда должна
обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или
на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной
деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би
бабо, марионеточный), детские рисунки и др. Кроме того, необходимо
периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных
детей.
Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности
способствует индивидуализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех,
так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры
взаимодействия.
Список использованной литературы
Лесина С.А.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Действует с 1 января 2014 года
2.
Индивидуальное развитие детей в дошкольных
образовательных учреждениях. Диагностика. Планирование. Конспекты
занятий – М.: ТЦ Сфера, 2011.
3. Котко А.Н. Индивидуализация воспитания старших дошкольников:
Пособие для педагогов дошк. учреждений СПб.: Речь, 2015.
4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Театр как средство воспитания. – М.:
ЛептаКнига, 2012.
5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 56 лет. М.: МозаикаСинтез, 2008.