Статья "Театрализованная деятельность как средство индивидуализации дошкольников."

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 15.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В общих положениях ФГОС раскрыт основной принцип, направленный на развитие индивидуализации дошкольного образования – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования. Высшей формой индивидуальности детей является творчество. Этому способствует театрализованная деятельность в детском саду.
Иконка файла материала театрализованнная деятельность в ДОУ.docx
Бурлакова Наталья Александровна, Бартеньева Галина Анатольевна, воспитатели группы №10 Театрализованная деятельность как средство индивидуализации  дошкольников.  В общих положениях ФГОС раскрыт основной принцип, направленный на   развитие   индивидуализации   дошкольного   образования  –  это   построение образовательной   деятельности   на   основе   индивидуальных   особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования. Высшей   формой   индивидуальности     детей   является   творчество.   Этому способствует   театрализованная   деятельность   в   детском   саду. Театрализованная деятельность детей должна учитывать:  индивидуальные социально­психологические особенности ребенка;  особенности его эмоционально­личностного развития;  интересы, склонности, предпочтения и потребности;  любознательность,   исследовательский   интерес   и   творческие способности;  возрастные и полоролевые особенности. Кроме   того,   театрализованная   деятельность   направлена   на   целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизацию при этом всех имеющихся у него индивидуальных особенностях.              Исходя из индивидуальных способностей детей, в игре­театрализации различают:             Ребенок­«РЕЖИССЕР» ­   это   ребенок   –   эрудит.   Он   имеет   хорошее воображение и память. Он быстро «схватывает» литературный текст и тут же переводит   его   в   постановочный   спектакль.   Он   целеустремлен,   обладает организаторскими   способностями:   распределяет   роли,   текст,   руководит игрой,   ее   дальнейшим   развитием,   определяет   место,   где   будет   проходить спектакль, доводит игру до конца. Он может комбинировать: включать стихи, песни, спектакля.             Ребенок   –   «АКТЕР» ­   Он   коммуникабельный,   в   коллективные   игры легко вступает, хорошо может передать образ героя, легко импровизирует, может быстро найти необходимые атрибуты, чтобы образ был точнее, очень эмоциональный,   точно   следует   сюжету   и   свою   роль   играет   до   конца.             Ребенок – «ЗРИТЕЛЬ» ­ В игре он как бы участвует со стороны. Этот ребенок  внимательный, наблюдательный, сопереживает  игре  актеров,  очень любит   анализировать   и   обсуждать   игру   актеров,   то   как   развертывается импровизацию ход танцы,       всюжетная   линия,   передает   свои   впечатления   через   слово,   рисунок,   игру.               Ребенок   –   «ДЕКОРАТОР»   ­   он   обладает   способностями   передать образ героев и в целом произведение, через создание декораций, реквизитов, костюмов. Он хорошо чувствует цвет, форму.  Педагог   должен   следить,   чтобы   своей   актерской   активностью   и раскованностью   не   подавить   робкого   ребенка,   не   превратить   его   только   в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти на «сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и « зрителей», то есть на постоянно   выступающих   и   постоянно   остающихся   смотреть,   как   «играют» другие.   В   театрализованной   деятельности   индивидуализация   проявляется   в выборе   ребенком   театральных   постановок,   тематики   игр,   постановке   и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении   самостоятельной   театральной   деятельности,   изготовлении декораций и костюмов.                Театрализованная деятельность ­ это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы  взрослого являются необходимой подготовкой к театрализации, к «проживанию» за другого, но по­своему              Одной   из   основных   концепций   современного   образования   является индивидуальный подход к детям. Реализовывать его необходимо постоянно, во  всех  видах деятельности. Что  касается  театрализованной   игры,  то есть несколько вариантов персонализировать работу.  В нашей группе проводится несколько вариантов  персональной работы с детьми. Выбор зависит от того, какую   цель   индивидуализация   преследует.   Например,   если   ребенок   — интроверт,   то   ему   нелегко   презентовать   материал   на   публике.   Мы   можем предложить   ему  игры   с   самыми   разными   театральными   куклами (пальчиковые, бибабо, перчаточные и т.д.).  Это дает ребенку возможность как бы спрятаться за игровую роль, за выбранный сценический образ и от того почувствовать   себя   комфортнее   и   более   защищенным.  И   если   никакие способы   привлечь    робкого   и     неуверенного   в   себе  ребенка   к   публичным выступлениям не действуют, то мы предлагаем ему иную нишу в творческом процессе. Например, разработку и подготовку декораций.        Если же у ребёнка выражены артистические и творческие способности, то уделяем   их дальнейшему развитию особое внимание. Так, если он отлично читает   прозу,   то   есть   смысл   дополнить   сюжет   несколькими   объёмными авторскими дополнениями.Дети, у которых нет проблем с заучиванием длинных текстов, получают главные роли — это основной принцип индивидуализации театрализованной деятельности.                          Огромное значение имеет организация пространства театрального уголка.   В   целях   реализации   индивидуальных   интересов,   склонностей   и потребностей   дошкольников   предметно­пространственная   среда   должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би­ ба­бо,   марионеточный),   детские   рисунки   и   др.   Кроме   того,   необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.          Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует индивидуализации  каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так   как   взрослые   и   дети   выступают   здесь   как   равноправные   партнёры взаимодействия.  Список использованной литературы  Лесина  С.А. 1.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   дошкольного образования. Действует с 1 января 2014 года 2.  Индивидуальное   развитие   детей   в   дошкольных образовательных   учреждениях.   Диагностика.   Планирование.   Конспекты занятий – М.: ТЦ Сфера, 2011. 3. Котко А.Н. Индивидуализация воспитания старших дошкольников:  Пособие для педагогов дошк. учреждений ­ СПб.: Речь, 2015. 4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Театр как средство воспитания. – М.: Лепта­Книга, 2012. 5.   Щеткин   А.В.   Театральная   деятельность   в   детском   саду.   Для   занятий   с детьми 5­6 лет. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2008.