Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)
Оценка 4.6

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)

Оценка 4.6
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
07.08.2019
Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)
Дети с нарушениями слуха не могут свободно выражать свои мысли, изъясняться о событиях жизни. Они испытывают большие трудности при пересказе литературных произведений, запоминании стихотворений. Как правило, такие дети с трудом контактируют и взаимодействуют с окружающими, даже близкими людьми, их речь невнятна, маловыразительна, скудна. Поэтому, в нашей практике, особое значение уделяется театрализованной деятельности, которая способствует развитию связной речи, повышению общей культуры ребёнка; даёт возможность более свободного общения с окружающими. Кроме того, театральная терапия вовлекает младшего школьника в действие, раскрепощает, усиливает адаптационные способности, создаёт условия для социализации.
Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время.docx
Департамент общего образования Томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с нарушениями слуха» «Театральная терапия как фактор развития и коррекции Статья  устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время» Автор: Раиса Ивановна Моисеева – учитель начальных классов высшей квалификационной категории  .  ru  rimoiseeva    @   list   Томск Аннотация В статье рассматривается значимость театральной терапии в жизни младших школьников с нарушениями слуха, её влияние на развитие и коррекцию речи, что является   необходимым   шагом   на   пути   социализации   детей   с   ограниченными возможностями в обществе. Ключевые   слова:  театральная   терапия,   социализация,   внеурочная деятельность, речевые дефекты, младшие школьники, адаптационные способности. В   России   в   настоящее   время   происходят   серьёзные   изменения   условий формирования личности школьника. Социальное и информационное  пространство, в котором находится ребёнок, не имеет чётких внешних и внутренних границ.  Виртуальные   формы   социализации   ослабляют   вертикальные   связи   между детьми   и   взрослыми,   что   непосредственно   приводит   к   самоизоляции   детства. Примитивизация сознания детей, рост агрессивности, грубости, есть результат этого явления,   за   которым     скрываются   одиночество,   неуверенность,   непонимание   и отвержение будущего. Решение   задач   воспитания   и   социализации   школьников,   в   контексте национального   воспитательного   идеала,   их   всестороннего   развития   наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы   начального   общего   образования.   Такая   возможность   предоставляется Федеральным   государственным     образовательным   стандартом   начального   общего образования. По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом   и   психологическом   развитии.  Сохраняющаяся   тенденция   роста   числа детей­инвалидов   определяет   особую   значимость   вопроса   обеспечения   успешной интеграции   этих   детей   в   общество.   В   современных   условиях,   в   образовательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в процесс образования разнообразных инновационных форм работы с детьми, имеющими нарушения слуха, непосредственно   направленных   на   развитие   и   коррекцию   речевой   деятельности посредством театральной терапии. Основными   нормативно­правовыми   документами,   регламентирующими организацию внеурочной деятельности в начальной школе, выступают:   Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;  Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   «Об утверждении   и   введении   в   действие   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785);  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России;  Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 12.05.2011   г.   №   03­296   «Об   организации   внеурочной   деятельности   при   введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;  «Основная   образовательная   программа   начального   общего   образования» реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности   в   соответствии   с   санитарно­эпидемиологическими   правилами   и нормативами (п. 16). Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей с ограниченными возможностями, он позволяет решать многие актуальные проблемы, а именно:  развивает и корректирует устную речь детей с нарушениями слуха (диалог, монолог);  обновляет     коммуникативные   качества   личности   (вербальные   и невербальные виды общения);  формирует эстетический вкус, решает конфликтные ситуации;  воспитывает волю («У меня обязательно всё получится!»);  развивает память, воображение, фантазию;  создаёт положительный эмоциональный настрой, снимая напряжение. Дети   с   нарушениями   слуха   не   могут   свободно     выражать   свои   мысли, изъясняться о событиях жизни.  Они  испытывают большие трудности при  пересказе литературных произведений,  запоминании стихотворений. Как правило, такие дети с трудом контактируют и взаимодействуют с окружающими, даже близкими людьми, их речь невнятна, маловыразительна, скудна.  Поэтому,   в   нашей   практике,   особое   значение   уделяется   театрализованной деятельности,  которая   способствует   развитию   связной   речи,    повышению     общей культуры ребёнка;   даёт возможность более свободного общения с окружающими. Кроме   того,   театральная   терапия   вовлекает   младшего   школьника   в   действие, раскрепощает,   усиливает   адаптационные   способности,   создаёт   условия   для социализации.  Театральная   терапия   выступает  благоприятной   средой   не   только   для коррекции   речи,     а   также   для   творческого   развития.   Поэтому   в   качестве мотивирующего   инструмента     на   исправление   речевых   дефектов   у   детей   с нарушениями   слуха   эта   деятельность   помогает   в   ненавязчивой   форме   развивать связную и грамматически правильную речь, подводит к приобщению и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания об окружающем мире, расширяет словарный запас, формирует познавательный интерес. Театральная   терапия   помогает  всесторонне   развивать   ребёнка,     который приобретает   не  только   новые   знания,  умения   и   навыки,  развивает   способности   и творчество,   но   свободно   вступает   в   вербальные   контакты   с   окружающими,   что непосредственно развивает  речевые навыки.  Театральная терапия расширяет  круг общения, помогает каждому ребёнку найти своё, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия на театральной сцене или на любом другом внеурочном мероприятии. Театральная   терапия   позволят  педагогу   стимулировать   двигательную, интонационно­речевую и творческую активность детей. Именно поэтому чрезвычайно важным и актуальным на сегодняшний день является организация и проведение с детьми театральных постановок в совместной деятельности со студентами. Учитель начальной   школы   выполняет   самую   главную   миссию   –   сеет   «разумное,   доброе, вечное»   в   душах   и   сердцах   маленьких   детей,   воспитывает   любовь   к   людям,   к окружающему миру через театральную терапию, с помощью которой каждый ребёнок упражняется   в   чётком   произношении   слов,   отработке   дикции,   развитии   речевого дыхания и правильной артикуляции, образного строя речи. Театральная терапия используется нами во внеурочное время, построена на основе   произведений   художественной   литературы   (С.   Капутикян,   А.С.   Пушкина, С.Я.   Маршака,   М.А.   Васильевой,   А.Л.   Барто   и   др.),   где   процесс   восприятия литературного   текста   рассматривается   как   специфическое   общение.   Большое значение для развития и коррекции устной речи детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» (Г.Я. Кудрина, А.А. Леонтьев, Э. Холл). В то же время современное развитие   техники   позволяет   использовать   различные   средства   обучения   для знакомства   с   художественными   произведениями,   которые   затем   можно театрализовать. Театральная  терапия   является  самым   действенным   средством   развития   и коррекции речи психофизического развития, именно через данный вид деятельности младший   школьник     обретает   опыт   для   жизни   в   обществе   и   развивает   все   те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы в будущем.  Подготовка  к  спектаклю – это ёмкая, трудная, сложная работа всего детского и взрослого коллектива. В то же время, создание спектакля – очень увлекательное и полезное   занятие   для   каждого   ребёнка   с   особенностями   в   развитии.   Совместная творческая   деятельность   вовлекает   в   процесс   постановки   даже   недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.  К примеру, в ходе   организации,   подготовки   и   постановки     мини­мюзикла   «Кошкин   дом»   по произведению   С.Я.   Маршака,   студенты   и   младшие   школьники   учились декламировать,   выступать   перед   публикой,   свободно   общаться   с   аудиторией. Независимо   от   выраженности   диагноза,   творческих   способностей,   уровня умственного развития, каждый ребёнок исполнял доступную для него роль. В   процессе   взаимодействия   студенты   и   обучающиеся   младшего   школьного возраста постепенно входили в мир искусства, в мир театра, в мир перевоплощения  и   открывали   в   себе   талант     артиста.   На   этом   этапе     у   детей   формировалась уверенность в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Выступая на всех   школьных   праздниках,   воспитанники   научились   преодолевать   тревожность, робость и страх. Студенты и ребята младшего школьного возраста   активно пробовали себя в роли   актеров,   декораторов   и   костюмеров,   родители   с   желанием   помогали   шить костюмы. Нам удалось красочно продемонстрировать   мини­мюзикл «Кошкин дом» со   школьной   сцены,   показать   уникальные   особенности   младших   школьников, обогатить зрителей представлениями о театре, сценической деятельности. Создание спектакля – командное дело, наш коллектив заметно сплотился и перешёл в настоящую дружную команду, а отношения со студентами вышли на новый уровень –   стали ещё доверительнее. Театральное представление прошло задорно, радостно. Зрители получили эстетическое наслаждение от нашего выступления.  Стоит отметить, что в театрализованной игре формирование диалогической, монологической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на уроках. Благодаря   этому,   у   детей   стимулируется   развитие   сохранных   возможностей. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев,   становятся   более   спокойными   и   уравновешенными,   а   значит,   театральная терапия   всесторонне   развивает   ребёнка,   обогащает   словарный   запас,   формирует грамматический строй речи, значительно облегчая его социализацию и адаптацию к условиям жизни в обществе. Таким   образом,   участвуя   в   театрализованных   постановках,   музыкальных спектаклях   и   играх­драматизациях,   наши   дети   быстрее   адаптируются   в   социуме. Взаимодействие с окружающими значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не принимают участие в театрализованной деятельности. Список литературы 1.  О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон   РФ   от   24.11.1995 г. №181­ФЗ   (в   ред.   от   02.07.2013 г.,   с   доп.   и   изм., вступающими   в   силу   с   01.09.2013 г.)   //   СПС   Консультант­Плюс:   [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/  2. Арт­терапия   и   арт­педагогика   в   спец.   образовательном   учреждении [Текст]: учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011. – 219 с. 3. Вернер,   Д.   Реабилитация   детей­инвалидов   [Текст]   /   Д.   Вернер. –   М.: Филонтроп, 2005. – 355 с. 4. Дети   с   отклонениями   в   развитии   [Текст]:   Методич.   пособие   /   сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2007. – 128 с. 5. Малер,   А.Р. Ребенок   с   ограниченными   возможностями   (книга   для родителей) [Текст] / А.Р. Малер. – М.: «Педагогика­Пресс», 2006. – 79 с. 6. доступа: Маркова   Л.   Развитие   коммуникаций   через   театрализованную деятельность   у   детей   с   ограниченными   способностями   [Электронный   ресурс].   – Режим    http://www.o­detstve.ru/forteachers/kindergarten/art­esthetic­ development/13918.html 7. http://www.minobr.org/posts/28

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)

Статья "Театральная терапия как фактор развития и коррекции устной речи детей с ОВЗ во внеурочное время" (Для педагогов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2019