Особенности организации образовательного и воспитательного процесса обучающихся с нарушениями слуха
Оценка 5

Особенности организации образовательного и воспитательного процесса обучающихся с нарушениями слуха

Оценка 5
Особые потребности
docx
дефектология
Взрослым
20.09.2023
Особенности организации образовательного и воспитательного процесса обучающихся с нарушениями слуха
Представленный материал указывает и подтверждает, что коммуникация – это важнейшее условие адаптации детей с особенностями в развитии слухового анализатора в обществе. Дети с нарушениями слуха оказываются в ситуации социальной изолированности, поскольку имеют недостаточный объём словарного запаса, агграматизмы, нечёткость звукопроизношения и др., а это существенно ограничивает их коммуникативные возможности. Поэтому так важна значимость коммуникативных умений и навыков обучающихся с нарушениями слуха.
Эссе Особенности организация образовательного и воспитательного процесса МОИСЕЕВА.docx

Эссе

Особенности организация образовательного и воспитательного процесса обучающихся с нарушениями слуха

«Слепые оторваны от предметов,

глухие от людей» Э. Келлер

Современная сурдопедагогика предъявляет необходимость к качеству образования, организации учебно-воспитательного процесса, внеучебной деятельности обучающихся с нарушениями слуха, поскольку данная необходимость напрямую определяют социальную успешность глухих и слабослышащих детей.

В современном обществе детей с нарушениями слуха воспринимают как более здоровых, чем детей с нарушениями зрения. Л.С. Выготский утверждал, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми». Глухие и слабослышащие обучающиеся испытывают выраженные затруднения в речи, не могут самостоятельно овладеть речью в естественных условиях общения.

В исследованиях сурдопедагогов: Т.А. Зыковой, А.Г. Зикеева, Б.Д. Корсунской рассматривались основные проблемы речевого развития детей с теми или иными нарушениями слуха: овладении звукопроизношением, накоплении словарного запаса, формировании грамматического строя речи, ограничивающие возможности вербального общения.

В сурдопедагогике проблема речевого общения детей с нарушениями слуха затрагивается в работах Р.М. Боскис, Н.Д. Шматко и др. Также подчёркивается необходимость обучения детей с нарушениями слуха диалогической речи.

Е.В. Пархалина и Е.Г. Речицкая рассматривали понимание ребёнком обращённой речи как один из важнейших критериев готовности ребёнка с нарушенной слуховой функцией к образовательному процессу и жизни в обществе слышащих людей.

Мои личные наблюдения указывают на демонстрацию некоторых обучающихся с нарушениями слуха достаточного уровня сформированности речевой коммуникации. Дети показывают активность вербального общения, проявляют в процессе речевого общения инициативу, относительно легко поддерживают беседу, ясно выражают мысли, при этом пользуются формами речевого этикета. Но, в основной массе, больше половины обучающихся не проявляют активность в общении, с большим трудом понимают обращённую к ним речь, не могут в полной мере излагать свои мысли, им не свойственен речевой этикет. В процессе общения глухие и слабослышащие дети в основном пользуются жестовой речью или дактилированием, поэтому, контакт основанный на продуктивной речевой деятельности затруднён, либо совершенно не возможен.

Коммуникация – это важнейшее условие адаптации детей с особенностями в развитии слухового анализатора в обществе. Дети с нарушениями слуха оказываются в ситуации социальной изолированности, поскольку имеют недостаточный объём словарного запаса, агграматизмы, нечёткость звукопроизношения и др., а это существенно ограничивает их коммуникативные возможности.

Специалисты в области сурдопедагогики: Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Л.В. Никулина подчёркивали значимость коммуникативных умений и навыков слабослышащих учащихся.

В ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» организую и провожу целенаправленную работу по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи (РСВ и ФПСР). Опираясь на методические рекомендации Е.Г. Речицкой, создаю оптимальные условия для совершенствования диалогической речи, расширяю возможности для повышения вербальной речи, разговорной речи детей с нарушениями слуха.

Коррекционно-педагогические условия, оптимизирующие коммуникативно-продуктивную деятельность школьников с нарушениями слуха реализую в системе работы по формированию их диалогической речи как в урочное, так и во внеурочное время, что заметно повышает качество устной коммуникации детей с нарушениями слуха, в целом способствует их более успешной социализации.

Вышеизложенное позволяет выявить согласованность между урочной и внеурочной деятельностью. Для полноценного овладения навыками диалогической речи, в образовательной организации создаю благоприятные условия в урочное и во внеурочное время, что повышает качество речевого общения от класса к классу, а именно:

v  применяю доску коммуникативной активности, способствующую стимуляции речевого поведения в течение всего дня, мотивации и инициативы в диалоге соревновательного момента;

v  использую «Логомер 2» - упражнения по совершенствованию диалогической речи;

v  включаю коммуникативную разминку, повышающую инициативу и обогащающую диалог обучающихся с нарушениями слуха;

v  создаю естественные ситуаций вербального общения на уроках и во внеурочное время.

В процессе вышеозначенной деятельности, учитываю индивидуальные особенности детей, подбираю темы в соответствии с существующими программными требованиями, организую коммуникацию через этапы.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе ребёнок с нарушениями слуха привлекается к процессу речевого общения, к ведению наипростейшего диалога, к умению выделять реплики-стимулы и реплики-ответы в процессе диалогической речи, когда этот процесс протекает между ребёнком и мной – учителем-сурдопедагогом, стимулирую ребёнка посредством положительных эмоций, визуализации, вербализации.

Второй этап – основной. На данном этапе ставлю и решаю задачи развития и совершенствования способностей обучающихся с нарушениями слуха понимать обращённую речь, вступать в коммуникационный акт, инициатировать и завершать предложенный диалог. При этом у глухого и слабослышащего ребёнка расширяются представления о реальных бытовых ситуациях речевого общения, он старается не только поддерживать диалог, но и раскрывать полностью тему, при этом не оставляя вопросы без ответов.

Третий этап – завершающий. На данном этапе у ребёнка совершенствуются вербальные и коммуникативные навыки. Полученные навыки, знания и умения ребёнок применяет и переносит в обиходно-разговорную лексику. Под моим руководством, а далее самостоятельно обучающийся выстраивает диалог, устанавливает речевые контакты с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Результаты коррекционно-педагогической деятельности позволяют заключить, что данное направление в работе положительно влияет на динамику в общем и речевой развитии обучающихся с нарушениями слуха. У детей повышается мотивация к вербальному общению, наблюдается активность в диалогической речи, дети активно пользуются простыми выражениями и фразами речевого этикета.

Стоит отметить, вышеозначенная информация о моей деятельности в качестве учителя-сурдопедагога весьма эффективна, поскольку:

v  повышает общий уровень речевой коммуникации обучающихся с нарушениями слуха;

v  мотивирует к активному диалогу с окружающими людьми;

v  способствует сокращению использования жестов в словесно-речевом общении.

Таким образом, вышеизложенное позволяет положительно оценить коррекционно-педагогическую деятельность в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Полученные результаты подтверждают и доказывают правомерность применения методов и приёмов активного речевого развития и формирования, а также личностно-дифференцированного подхода к глухим и слабослышащим обучающимся.

 

Список используемых источников:

1.   Дёмина А.В. Характеристика диалогической речи слабослышащих детей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2009. №1.

2.   Дёмина А.В. К вопросу об особенностях общения детей с нарушенным слухом со слышащими окружающими. // Учёные записки Орловского государственного университета. – Т. 2 – Научные труды научно-исследовательского центра педагогики и психологии. Выпуск 4. Под ред. П.И. Образцова и др. – Орёл. 2007.

3.   Дёмина А.В. Особенности ведения диалога слабослышащим собеседником. // Тезисы Международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития». – М. 2008.

4.   http://rzdmed29.ru/about/articles/kak-obshchatsya-so-slaboslyshashchimi-pravila-i-etika/

5.   https://www.extendiagnostics.ru/article/pravila-obsheniya-s-gluhim-chelovekom

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Эссе Особенности организация образовательного и воспитательного процесса обучающихся с нарушениями слуха «Слепые оторваны от предметов, глухие от людей»

Эссе Особенности организация образовательного и воспитательного процесса обучающихся с нарушениями слуха «Слепые оторваны от предметов, глухие от людей»

Дети показывают активность вербального общения, проявляют в процессе речевого общения инициативу, относительно легко поддерживают беседу, ясно выражают мысли, при этом пользуются формами речевого этикета

Дети показывают активность вербального общения, проявляют в процессе речевого общения инициативу, относительно легко поддерживают беседу, ясно выражают мысли, при этом пользуются формами речевого этикета

Вышеизложенное позволяет выявить согласованность между урочной и внеурочной деятельностью

Вышеизложенное позволяет выявить согласованность между урочной и внеурочной деятельностью

Третий этап – завершающий. На данном этапе у ребёнка совершенствуются вербальные и коммуникативные навыки

Третий этап – завершающий. На данном этапе у ребёнка совершенствуются вербальные и коммуникативные навыки

Дёмина А.В. К вопросу об особенностях общения детей с нарушенным слухом со слышащими окружающими

Дёмина А.В. К вопросу об особенностях общения детей с нарушенным слухом со слышащими окружающими
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2023