Эссе
Особенности организация образовательного и воспитательного процесса обучающихся с нарушениями слуха
«Слепые оторваны от предметов,
глухие от людей» Э. Келлер
Современная сурдопедагогика предъявляет необходимость к качеству образования, организации учебно-воспитательного процесса, внеучебной деятельности обучающихся с нарушениями слуха, поскольку данная необходимость напрямую определяют социальную успешность глухих и слабослышащих детей.
В современном обществе детей с нарушениями слуха воспринимают как более здоровых, чем детей с нарушениями зрения. Л.С. Выготский утверждал, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми». Глухие и слабослышащие обучающиеся испытывают выраженные затруднения в речи, не могут самостоятельно овладеть речью в естественных условиях общения.
В исследованиях сурдопедагогов: Т.А. Зыковой, А.Г. Зикеева, Б.Д. Корсунской рассматривались основные проблемы речевого развития детей с теми или иными нарушениями слуха: овладении звукопроизношением, накоплении словарного запаса, формировании грамматического строя речи, ограничивающие возможности вербального общения.
В сурдопедагогике проблема речевого общения детей с нарушениями слуха затрагивается в работах Р.М. Боскис, Н.Д. Шматко и др. Также подчёркивается необходимость обучения детей с нарушениями слуха диалогической речи.
Е.В. Пархалина и Е.Г. Речицкая рассматривали понимание ребёнком обращённой речи как один из важнейших критериев готовности ребёнка с нарушенной слуховой функцией к образовательному процессу и жизни в обществе слышащих людей.
Мои личные наблюдения указывают на демонстрацию некоторых обучающихся с нарушениями слуха достаточного уровня сформированности речевой коммуникации. Дети показывают активность вербального общения, проявляют в процессе речевого общения инициативу, относительно легко поддерживают беседу, ясно выражают мысли, при этом пользуются формами речевого этикета. Но, в основной массе, больше половины обучающихся не проявляют активность в общении, с большим трудом понимают обращённую к ним речь, не могут в полной мере излагать свои мысли, им не свойственен речевой этикет. В процессе общения глухие и слабослышащие дети в основном пользуются жестовой речью или дактилированием, поэтому, контакт основанный на продуктивной речевой деятельности затруднён, либо совершенно не возможен.
Коммуникация – это важнейшее условие адаптации детей с особенностями в развитии слухового анализатора в обществе. Дети с нарушениями слуха оказываются в ситуации социальной изолированности, поскольку имеют недостаточный объём словарного запаса, агграматизмы, нечёткость звукопроизношения и др., а это существенно ограничивает их коммуникативные возможности.
Специалисты в области сурдопедагогики: Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Л.В. Никулина подчёркивали значимость коммуникативных умений и навыков слабослышащих учащихся.
В ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» организую и провожу целенаправленную работу по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи (РСВ и ФПСР). Опираясь на методические рекомендации Е.Г. Речицкой, создаю оптимальные условия для совершенствования диалогической речи, расширяю возможности для повышения вербальной речи, разговорной речи детей с нарушениями слуха.
Коррекционно-педагогические условия, оптимизирующие коммуникативно-продуктивную деятельность школьников с нарушениями слуха реализую в системе работы по формированию их диалогической речи как в урочное, так и во внеурочное время, что заметно повышает качество устной коммуникации детей с нарушениями слуха, в целом способствует их более успешной социализации.
Вышеизложенное позволяет выявить согласованность между урочной и внеурочной деятельностью. Для полноценного овладения навыками диалогической речи, в образовательной организации создаю благоприятные условия в урочное и во внеурочное время, что повышает качество речевого общения от класса к классу, а именно:
v применяю доску коммуникативной активности, способствующую стимуляции речевого поведения в течение всего дня, мотивации и инициативы в диалоге соревновательного момента;
v использую «Логомер 2» - упражнения по совершенствованию диалогической речи;
v включаю коммуникативную разминку, повышающую инициативу и обогащающую диалог обучающихся с нарушениями слуха;
v создаю естественные ситуаций вербального общения на уроках и во внеурочное время.
В процессе вышеозначенной деятельности, учитываю индивидуальные особенности детей, подбираю темы в соответствии с существующими программными требованиями, организую коммуникацию через этапы.
Первый этап – подготовительный. На данном этапе ребёнок с нарушениями слуха привлекается к процессу речевого общения, к ведению наипростейшего диалога, к умению выделять реплики-стимулы и реплики-ответы в процессе диалогической речи, когда этот процесс протекает между ребёнком и мной – учителем-сурдопедагогом, стимулирую ребёнка посредством положительных эмоций, визуализации, вербализации.
Второй этап – основной. На данном этапе ставлю и решаю задачи развития и совершенствования способностей обучающихся с нарушениями слуха понимать обращённую речь, вступать в коммуникационный акт, инициатировать и завершать предложенный диалог. При этом у глухого и слабослышащего ребёнка расширяются представления о реальных бытовых ситуациях речевого общения, он старается не только поддерживать диалог, но и раскрывать полностью тему, при этом не оставляя вопросы без ответов.
Третий этап – завершающий. На данном этапе у ребёнка совершенствуются вербальные и коммуникативные навыки. Полученные навыки, знания и умения ребёнок применяет и переносит в обиходно-разговорную лексику. Под моим руководством, а далее самостоятельно обучающийся выстраивает диалог, устанавливает речевые контакты с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Результаты коррекционно-педагогической деятельности позволяют заключить, что данное направление в работе положительно влияет на динамику в общем и речевой развитии обучающихся с нарушениями слуха. У детей повышается мотивация к вербальному общению, наблюдается активность в диалогической речи, дети активно пользуются простыми выражениями и фразами речевого этикета.
Стоит отметить, вышеозначенная информация о моей деятельности в качестве учителя-сурдопедагога весьма эффективна, поскольку:
v повышает общий уровень речевой коммуникации обучающихся с нарушениями слуха;
v мотивирует к активному диалогу с окружающими людьми;
v способствует сокращению использования жестов в словесно-речевом общении.
Таким образом, вышеизложенное позволяет положительно оценить коррекционно-педагогическую деятельность в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Полученные результаты подтверждают и доказывают правомерность применения методов и приёмов активного речевого развития и формирования, а также личностно-дифференцированного подхода к глухим и слабослышащим обучающимся.
Список используемых источников:
1. Дёмина А.В. Характеристика диалогической речи слабослышащих детей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2009. №1.
2. Дёмина А.В. К вопросу об особенностях общения детей с нарушенным слухом со слышащими окружающими. // Учёные записки Орловского государственного университета. – Т. 2 – Научные труды научно-исследовательского центра педагогики и психологии. Выпуск 4. Под ред. П.И. Образцова и др. – Орёл. 2007.
3. Дёмина А.В. Особенности ведения диалога слабослышащим собеседником. // Тезисы Международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития». – М. 2008.
4. http://rzdmed29.ru/about/articles/kak-obshchatsya-so-slaboslyshashchimi-pravila-i-etika/
5. https://www.extendiagnostics.ru/article/pravila-obsheniya-s-gluhim-chelovekom
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.