Данный материал поможет организовать внеурочную деятельность. В статье подробно описана технология педагогической мастерской: задачи, принципы проведения, структура, а так же применение данной технологии на практике. Данная технология работы с детьми поможет не только формировать навыки ручного труда но и развивать самостоятельность, творческую инициативность, а также ценностное отношение к труду, к подаркам, сделанным своими руками.
Статья «Педагогические мастерские как способ формирования
ценностного отношения к труду».
Тринив Жанна Владимировна, воспитатель Государственного
профессионального общеобразовательного учреждения
«Гимназия искусств при Главе Республике Коми» имени Ю. А. Спиридонова.
В ситуации кризиса нравственных и духовных ценность возникает
потребность в формировании ценностного отношения к труду.
К тому же, новый этап развития российской системы образования
ориентирован на становление личности выпускника. «Портрет выпускника
школы» наделен такими характеристиками как креативный и критически
мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность
образования и науки, труда и творчества для человека и общества.
Вследствие этого возникает необходимость рассмотрения и изучения
такой технологии, практическое применение которой позволит формировать
ценностное отношение к труду, управлять проявлением и развитием трудовых
навыков индивидуальных, творческих способностей во внеурочной
деятельности.
Работая с подростками, которые начали свое обучение в гимназии с 14
лет и большую часть времени проживают в интернате, мною были выделены
следующие проблемы:
у многих воспитанников не достаточно сформированы навыки ручного
труда, в связи с этим они не проявляет в достаточной степени
самостоятельность и познавательную активность в трудовой
деятельности;
воспитанники часто рассуждают и говорят высоко о чувствах к родным
и близким, моральных принципах, нравственных ценностях, но впротиворечии ценят дорогие материальные подарки, умаляя ценность
ручного труда.
В связи с этим в свое практике я стала использовать такую
технологию, как педагогическая мастерская.
В литературе часто смешиваются или замещаются понятия
«мастерские», «педагогические мастерские», «творческие мастерские».
Рассмотрев источники, мы считаем целесообразнее использовать термин,
описывающий предоставляемый опыт работы, «педагогическая мастерская».
«Педагогическая мастерская– это одна из интенсивных форм взаимодействия,
включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний
через критическое отношение к имеющимся сведениям и ресурсам, к
поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Из
существующих педагогических методов работы мастерская приближается к
исследовательским и проблемным методам обучения. В системе мастерских
все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс
творчества.
Технология «Педагогические мастерские» (французские, творческие)
создана во Франции в 20х годах 20 века психологами Полем Ланжевеном,
Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. Официальным названием этого
коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового
образования». Министерство образования Франции признало эту группу в
1984 году. В начале 90х эта технология пришла в Россию.
Технология педагогических мастерских позволяет решить следующие
задачи:
Активное восприятие воспитанниками нового материала;
Творческое осмысление новых полученных знаний;
Саморазвитие воспитанника;
Повышение интереса к труду;
Развитие креативности;
Повышение навыков аргументированного разговора;
Развитие социальной компетенции.
Главной задачей этой технологии приобретение знаний воспитанника о
самом себе. Это значит, что в процессе деятельности в лучшую сторону
меняется самооценка воспитанника, он начинает анализировать свои чувства,
мысли, восприятия, отношения.
Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода
на позицию партнерства с учащимися. Эта технология направлена на
«погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и
самопознания. В мастерской педагог – это мастер. Он не передает знания и
умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий,
который разворачивает творческий процесс. А принимают в нем участие все,
в том числе и педагогмастер. В работе мастерской важен сам процесс,
к самостоятельной
который приобщает к радости творчества,
исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной
значимости и уважения к неповторимости другого. Именно поэтому и дети, и
взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни.
Создатели авторских мастерских говорят: «Мастерская не урок, в
мастерской происходит проживание».
Принципы и правила проведения занятий в форме мастерских:
Ценностносмысловое равенство всех участников, включая
педагога;
Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление
ошибки – путь к истине;
Без оценочная деятельность, отсутствие критических
замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия
эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка
заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Значительный элемент загадочности, неопределенности,
неясности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны
интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из
него и таким образом стимулирует творческий процесс;
Организация и перестройка реального пространства, в
котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого
этапа. Это может быть круг для всех участников, отдельные места для
индивидуальной работы,
возможность быстрого представление
творческого «продукта» каждого и ли целой группы, пространство для
импровизаций, пантомим и т.д. Содействует проявлению чувства
свободы.
Представление свободы в рамках принятых правил
реализуется, вопервых, в праве выбора деятельности на разных этапах
мастерской (обеспечивается руководителем); вовторых, в праве не
участвовать на этапе «предъявления продукта»; втретьих, в праве
действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений
руководителя.
Решительное ограничение участия,
практической
деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах
мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации
достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на
них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с
воспитанниками.
Диалог как главный принцип взаимодействия,
сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог
участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой. Диалог
создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных
позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение
«радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
Построение работы в педагогической мастерской создается по
определенному алгоритму, заданному данной технологией:
Этап занятия
Название этапа
1
Индукция
Суть этапа
Создание эмоционального настроя,
творчеству.
мотивации
Задействовав
чувств
сферу
квыступает
слово,
текст,
помощью
неспособность
воспитанника,
и даже его
подсознание. Педагог настраивает
ребенка на конструктивную и
вдохновленную работу на занятии.
Главный ресурс –индуктор. В его
роли
любой
информационный сигнал (рисунок,
предмет,
звук,
воспоминание – чаще всего
неожиданное, в чемто загадочное и
обязательное личностное), задача
которого вызвать поток ассоциаций у
воспитанника.
Обозначает
с
помощью имеющихся средств
выполнить задание. В этот момент
формируется информационное поле
с
предлагаемого
материала.
После деконструкции нужно хаос
превратить в проект решения
проблемы. Проходит обсуждение и
выдвижение гипотезы,
которая
представлена в творческих проектах
– рисунках, текстах, стихах и т.д.
Важный этап. Здесь воспитанники
сопоставляют свой полученный
материал с результатами работы
других групп,
делают выводы,
обнаруживают закономерности и
связи.
На этом этапе даётся одно задание
для всего класса, ответы сообщаются
всем. Здесь важно умение говорить,
доносить
информацию,
аргументировать.
За отработкой
этих моментов следит Мастер.
Презентация результатов работы,
выраженных в тех же схемах,
проектах, рисунках. Этот материал
ученикам предстоит защитить.
Является кульминацией процесса
2
3
4
5
6
Деконструкция
Реконструкция
Социализация
Афиширование
Разрывтворчества и завершается инсайтом
(озарением). То есть воспитанники
шире смотрят на свои знания, на
свои открытия и понимают, что все
разгадки и выводы впереди, у
ученика пробуждается интерес к
дальнейшему,
более глубокому
познанию.
На этом этапе воспитанник
анализируют свою деятельность на
занятии, своё удовлетворение этой
деятельностью, своё эмоциональное
состояние.
7
Рефлексия
Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих
принципов и правил ведения мастерской.
Трудоемкость организации такой технологии заключается во времени
очень часто требует большего времени чем один академический час. Так же
значительный временной ресурс требуется на подготовку мастерской.
Использование различных материалов финансово затратное.
В своей работе я организую мастерские, приуроченные к праздникам
новый год, день матери, 8 марта, 23 февраля, 9 мая. На этих занятиях мы
работаем с различными материалами, например, сизаль, атласные ленты,
шерсть. Практический результат занятия — это творческий продукт.
При организации внеурочной деятельности воспитанников старших
классов, педагог ориентируется на получение воспитанником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, мир, знания, труд), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие воспитанников между собой на уровне класса, группы,
школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в
такой близкой социальной среде ребенок получает практическое
подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.Выстраивая воспитательские часы в форме педагогических мастерских,
мы получаем воспитательные результаты не только первого (приобретение
но и второго (формирование эмоционально
социальных знаний),
положительного, ценностного отношения к социальным нормам), и даже
третьего уровня (преобразование социальной действительности).
Результат работы такой технологии прекрасно виден на этапе
рефлексии, когда педагог видит внутреннее удовлетворении от полученной
деятельности у воспитанников, их личностное развитие, интерес к творчеству.
А в последствии часть воспитанников приходит с предложение организовать
еще такую форму работы для них или со своими предложениями и идеями.
Список литературы:
1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.
№413 Об утверждении и введении в действие Федерального
Государственного Образовательного Стандарта среднего общего
образования
2 Окунев А. А. Урок? Мастерская? Или… СПб.: филиал издательства
«Просвещение», 2001
3 Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного
опыта / Сост. И.А. Мухина. – СПб., 1995.
4 Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова
Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995.
5 Учебнометодическое пособие Образовательные технологии /
Составители Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н.,
Харисов И.Г., Белкина В.В., Гаибова В.Е.Ярославский государственный
педагогический университет им. К.Д. Ушинского 2009.