Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Оценка 4.6

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
русская литература +1
6 кл—8 кл
26.02.2019
Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
В статье идёт речь о формировании ключевых компетенций обучающихся посредством текстоориентированного подхода в преподавании русского языка и литературы. Рассматривается значимость работы с текстом. Описаны критерии отбора текстов. Предлагаются возможные упражнения и приёмы по работе с текстом. Ключевые слова: ключевые компетенции, текстоориентированный подход, развивающая речевая среда, текст, текстоведческий и речеведческий анализ, критерии отбора текстов, комплексный анализ, упражнения по работе с текстом, практическая грамотность, речевая компетентность учащихся.
Статья. Новикова Е.В..docx
ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Новикова Елена Викторовна elena_novikovabyzova@mail.ru                                                                       В статье идёт речь о формировании ключевых компетенций обучающихся посредством текстоориентированного подхода в преподавании русского языка и литературы.  Рассматривается   значимость   работы   с   текстом.  Описаны   критерии отбора   текстов.   Предлагаются   возможные   упражнения   и   приёмы   по   работе   с текстом.   Ключевые слова: ключевые компетенции, текстоориентированный подход, развивающая   речевая   среда,   текст,   текстоведческий   и   речеведческий   анализ, критерии отбора текстов, комплексный анализ, упражнения по работе с текстом, практическая грамотность, речевая компетентность учащихся.     Где нет текста, там нет и объекта для                                                                            исследования и мышления.                                                                                                     М.М. Бахтин        За прошедшие годы текстоориентированный подход в преподавании русского   языка   стал   одним   из   основных,   наряду   с   деятельностным   и культурологическим подходом.  Это  обусловлено, в первую  очередь,    целями современного образования.   Федеральный государственный образовательный стандарт  образовательной области   «Филология»   нацеливает   учителей   на   то,   что   организация   работы   по русскому языку должна быть сориентирована не только на обучение практической грамотности, но и на: ­формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения; ­воспитание уважения и бережного отношения к русскому языку, осознание его роли в развитии культуры, науки; ­усвоение основных норм русского литературного языка, речевого этикета; ­расширение общего кругозора учащихся; их социализации и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; ­формирование умений, связанных с информационной переработкой текстов. То есть  на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Одной из основных   характеристик   коммуникативно­ориентированного   обучения   языку является использование текста в качестве дидактического материала.    Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование ключевых   компетенций:  языковой,   лингвистической,   коммуникативной   и культуроведческой. Для достижения устойчивых результатов в формировании у обучающихся   использовать текстоориентированный   подход,  который   позволяет   учителю  создать   на   уроках русского языка и литературы развивающую речевую среду и раскрыть  творческий потенциал   учащихся,   пополнить   их   словарный   запас,   улучшить   качество   речи.   компетенций   необходимо   различных Именно   текст   ­   основной   компонент   структуры   учебника   по   русскому   языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе. Работа с текстом на уроках русского языка способствует следующему: ­развитию орфографической и пунктуационной зоркости; ­осуществлению   функционального   подхода   при   изучении   лексики, морфологии, синтаксиса; ­формированию представления о языковой системе, системе изобразительно­ выразительных средств; ­усвоение   речеведческих   понятий,   на   базе   которых   формируются   навыки продуцирования собственных текстов; ­реализации межпредметных связей курсов русского языка и литературы; ­развитию творческих способностей учащихся; ­формированию читательской культуры обучающихся; Ещё одним важным аргументом для текстоориентированного преподавания русского языка, особенно в старших классах, является то, что выпускники  9 – 11 классов проходят государственную (итоговую) аттестацию, где основополагающие знания русского языка необходимо показать, работая с текстами различных стилей и типов речи. Текстоориентированное   обучение   предполагает   обязательное   включение   в систему   уроков   заданий   по   текстоведческому   и   речеведческому   анализу (сформулировать тему текста, его основную мысль, озаглавить текст, составить его   план   и   т.д.);   по   комплексному   анализу   текста   (на   построение   типовых фрагментов текста, анализ его композиции, редактирование).  Работая с текстом на протяжении всего курса обучения в школе, учащиеся овладевают навыком чтения публицистических, научных, художественных текстов; общеучебными   умениями   работы   с   книгой,   справочной   литературой;   умением анализировать текст, обращая внимание на эстетическую функцию языка; умением интерпретации и создания текстов различных стилей и жанров.  Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: • комплексная работа с текстом; • «самодиктанты»; • сочинение­рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально­лингвистические упражнения; • работа с текстами­миниатюрами; • составление синквейнов к тексту; • коммуникативные и игровые ситуации.  В 5­6 классах  провожу частичный анализ текстов, так как учащиеся только начинают овладевать теоретическими знаниями и практическими умениями в этом виде   работы.  Правомерно   использование   образно­оценочно­информационных текстов развлекательного, юмористического, сказочного характера. Они вызывают у   учащихся   интерес   к   предмету,   активизируют   мыслительную   деятельность, способствуют   установлению   более   близкого,   непринужденного   контакта   между учителем   и   учениками,   что   немаловажно   в   период   адаптации   учащихся   при переходе   из   начальной   школы   в   основную   и   что,   в   конечном   счете,   реализует коммуникативную цель обучения. В   7­9   классах   задания   для   анализа   текстов   подбираю   в   соответствии   с приобретаемыми знаниями.  В 7­9 классах целесообразно обращение к оценочно­ информационным   текстам   публицистического   характера,   которые   также «работают» на решение и учебных, и воспитательных задач. В своей работе как образцовые   тексты   я   использую,   в   первую   очередь,   «Письма   о   добром   и прекрасном» Д.С. Лихачёва. В   среднем   звене   урок   можно   начинать   с   лингвистической   разминки,   на которой даётся небольшой фрагмент произведения, рекомендованного к чтению. Это может быть сказка, басня, миниатюра, стихотворение и т.д. В зависимости от темы и цели урока строится работа с текстом.  Например, в 5 классе работу возможно организовать следующим образом. На доску высвечиваю следующий текст: Посмотрели   Петя и Наденька   и вот что увидели: летит   трамвай, девятый  номер. А на   "колбасе" висит старичок.   Шапка   лихо надвинута на ухо, борода  развевается  по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с  ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует! Выразительно читаю текст сама, затем строю беседу: ­Ребята, узнали ли вы произведение? Конечно, это отрывок из «Сказки о потерянном времени»  Е.Шварц .(Если обучающиеся не узнали текст, можно их заинтриговать и тем самым пробудить желание обязательно эту сказку прочитать). ­Определите, пожалуйста, стиль  речи и тип данного текста. ­Выпишите из текста 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова и 2 слова – с непроверяемой. Выполните графические обозначения. ­Прочитайте сложное предложение, назовите грамматические основы и простое предложение с однородными членами. ­Найдите в тексте фразеологический оборот и объясните его значение. Особое   внимание   нужно   обратить   на   критерии   отбора   текстов.  Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии и пунктуации, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского,   М.М.   Пришвина   и   других   авторов.   С   точки   зрения   содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности.        Тексты для комплексного анализа на уроках русского языка надо брать небольшие.   Преимущество   малых   текстов   состоит   в   том,   что   их   можно использовать   оперативно   и   в   соответствии   с   грамматическими   темами,   с   ними можно   проводить   различные   формы   работы:   лингвистический   анализ, речеведческий   анализ,   творческие   задания   по   развитию   языкового   чутья, тренировочные упражнения для формирования правописных умений, упражнения по подготовке к экзамену, экзамен. Комплексный анализ текста может быть проведён по следующему плану: 1. Выразительное чтение текста.   2. Словарная работа.   3. Тема текста.   4. Идея текста.   5. Тип текста.   6. Стиль текста.   7. Выразительные средства речи и их роль. В своей практике использую следующие упражнения по работе с текстом: • «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно; • «Корректор» (исправление намеренно допущенных в тексте орфографических и пунктуационных ошибок); • «Дырявое письмо» (на месте многоточий обучающиеся вставляют подходящие по смыслу слова);  • «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте; • «Поэт»   (ученикам   даются   рифмы   слов,   которыми   оканчиваются   стихотворные строки, нужно создать собственное стихотворение); • «Переводчик»   (ребятам   даётся   текст,   насыщенный   иноязычными   словами, необходимо заменить эти слова на русские). • «Перевертыши».   Замените   в   словосочетании   главное   слово   так,   чтобы получилась метафора.      В последнее время многие учителя русского языка используют такие интересные задания, как создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту. Такие формы   работы   позволяют   учащимся   осмыслить   всю   полученную   информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.  Цель   работы   с   текстом   на   уроках   русского   языка   –   постижение закономерностей   построения,   знакомство   со   стилистическими,   фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности: восстановление деформированного текста; собирание текста из фрагментов; • нахождение границ  предложений в тексте; • деление текста на абзацы; • • • определение темы, главной мысли, идеи; • озаглавливание; • дописывание концовки текста; • создание текстов разных стилей, разных типов речи.   Уроки   литературы   –   это     «плодородная   почва»   для   языковеда. Литературоведческий   анализ   произведения   –   основа   изучения   литературы   как искусства   слова   и   жизни.   Литературоведческий   анализ   выявляет   историческую проблематику  произведения   и  его   художественное  своеобразие   в  литературном процессе [2].        В своей практической деятельности использую разные формы и методы работы   по   анализу   произведения.   Самыми   плодотворными   и   продуктивными считаю  уроки­диспуты.    Подготовка  к  ним и  сами  уроки  требуют  творческого похода, большой подготовительной работы. Очень интересны уроки­литературные тренинги. Перед учениками ставится проблемный вопрос. В течение всего урока учитель с разных сторон подводит учеников к разрешению проблемной ситуации, а затем предлагает выразить свою точку зрения по заданной проблеме и обосновать её.   Творческого   подхода   требуют   уроки­презентации,   поэтические   салоны, литературные гостиные.      В практике работы такой урок (урок­исследование, деловая игра) состоит из следующих этапов: • целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; •   планирование   (школьники   вникают   в   содержание   и   идею   текста; размышляют   над   способом   выполнения   заданий;   определяют   потребность   в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий); • исследование (исследование текста, решение промежуточных задач); •   дискуссия   (учащиеся   обсуждают   ход   урока,   анализируют,   добавляют, корректируют свои наблюдения); •   итоговая   творческая   работа.   Обобщение   материалов   в   устной   или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения­миниатюры. На всех этапах работы создается особая образовательная ситуация, когда через   общение   ученик­учитель,   ученик   ­   ученики   происходит   осмысление   и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые   знания,   необходимые   для   организации   дальнейшей   результативной учебной   деятельности.   Общение   становится   обязательным   условием   учебной деятельности.       М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там   нет   объекта   для   исследования   и   мышления»[1].   Тексты   окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании,   статья в газете или интернете, SMS­сообщение, заявление   о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение  понимать и создавать текст формируется, прежде всего, на уроках русского языка и литературы.  По мнению В. Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой   вопросы,   находить   ответы   и   радоваться»   [7].   «Это     есть   путь   от читательских   впечатлений     к   автору   произведения,   к   созданию   собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена   степень   самостоятельности   учащихся   и   развиваются   творческие способности каждого ученика. Осуществить это можно на таких нестандартных уроках,   уроки­семинары, практикумы,   деловые   игры,   дискуссии,   интегрированные   уроки,   включающие аналитическую   работу   с   текстом   и   предполагающие   возможность   выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы.   Подобные   уроки   создают   условия   для   проявления   индивидуальных   как   уроки­путешествия,   уроки­исследования, читательских,   исследовательских   и   творческих   способностей,   удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников»[4].   Конечная цель обучения русскому языку ­   это практическая грамотность, речевая   и   языковая   компетентность   учащихся.   Соединить   деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.   Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка и литературы предполагает следующее: ­ понимать коммуникативную цель чтения текста; ­ фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного); ­ определять основную мысль текста; ­ дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; ­ выделять   информацию,  иллюстрирующую  языковые  факты, явления  или аргументирующую выдвинутый тезис; ­ комментировать и оценивать информацию текста. Формирование   коммуникативной   компетенции   посредством   работы   с текстом   не   только   помогает   подготовиться   к   успешной   сдаче   ОГЭ,   но   и способствует   разностороннему   развитию   языковой   личности   ученика.   И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству   и   социальному   речевому   взаимодействию,   владение   культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. Литература. 1.Бахтин,   М.   М.     «Проблема   текста   в   лингвистике,   филологии   и   других гуманитарных науках» М.М.Бахтин.­  http://dustyattic.ru/ 2.  Болотнова Н.С. «Филологический анализ текста : учеб. Пособие» / Н.С. Болотнова. — 4 е изд. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 520 с. 3.Ипполитова,  Н.А. «Текст   в  системе   изучения  русского   языка  в  школе» Н.А.Ипполитова. – Москва: Флинта, Наука. 2008. ­ 176 с. 4. Краснова, Л.Л. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» ­ http://nsportal.ru/ 5. Краснова, Г.М. «Текстоориентированный подход в   обучении русскому языку в системе работы учителя­словесника» ­ http://nsportal.ru/ 6.Макарова, Т.В. «Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы» ­ http://portfolio.schule72spb.ru/ 7.   Маранцман,   В.   Г.   «Труд   читателя:   От   восприятия   литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших   классов средней школы» В.Г.Маранцман. – Москва: Просвещение, 1986.­124с. 8. Шемякина, Е.В. «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»  ­ http://festival.1september.ru/ Сведения об авторе:  Новикова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы  БМАОУ СОШ №9 г. Берёзовский

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья "ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019