Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"
Оценка 4.9

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
математика
10 кл
06.03.2018
Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"
Некоторые уч-ся плохо понимают, что такое тригонометрическая окружность, как с нею связаны тригонометрические функции; не владеют умением распознавать разные типы тригонометрических уравнений и применять нужные алгоритмы для их решения, выбирать решения уравнения, принадлежащие заданному интервалу.) допускают ошибки при определении знаков тригонометрических функций
Типичные ошибки при изучении темы Тригонометрия.docx
Типичные ошибки при изучении темы  «Тригонометрия» Страшный зверь по имени "Тригонометрия" становится совсем ручным и послушным, если  относиться к нему с пониманием. А для этого его нужно вырастить  буквально с  «младенчества». Типичные ошибки: 1) некоторые уч­ся плохо понимают, что такое тригонометрическая окружность, как с нею  связаны тригонометрические функции; 2) не владеют умением распознавать разные типы тригонометрических уравнений и  применять нужные алгоритмы для их решения,  выбирать решения уравнения,  принадлежащие заданному интервалу; 3) допускают ошибки при определении знаков тригонометрических функций; 4) неправильно наносят точки поворота на целое число радиан;  5)  пользоваться формулами приведения, не заучивая их,  6) находить значения тригонометрических функций некоторых углов не только первой  четверти,  7) вычислять значения тригонометрических выражений ( незнание формул или неумение   их применять);  8) что такое обратные функции и как их находить; Методические рекомендации по предупреждению ошибок: 1. Типичная ошибка: при нахождении одной из тригонометрических функций через  заданное значение другой не учитываются знаки тригонометрических функций в  зависимости от положения угла.  1. Упражнение. Найти  ctg  α , если   sin  α  = 0,8. Неправильное решение.  ,α    =α  sin–2  1 + ctg2  1 + ctg2 α = 25/16, ctg2 α = 9/16, ctg α = 3/4. Комментарий: здесь ошибка заключается в том, что при извлечении корня мы можем  получить как положительное значение, так и отрицательное, то есть ctg  необходимо искать решение отдельно в каждой четверти.  = ±α  3/4, поэтому   Правильное решение. α может находиться только в I или во II четверти, значит: α  > 0, то Так как sin  1) если α – угол первой четверти, то ctg  2) если α – угол второй четверти, то ctg   =α  3/4;  = –α  3/4. Комментарий: При объяснении данной темы необходимо как можно больше внимания  уделять единичной окружности, работе с ней. Учащиеся должны четко усвоить, что от  того, в какой четверти может находиться искомая функция, зависит не только значение, но и знак функции, которую находим. Во избежание  подобных ошибок я использую  многократное повторение и решение  подобных упражнений, вырабатываю  у учащихся навык  работы с единичной окружностью. 2.При упрощении тригонометрических выражений необходимо не только хорошо знать  тригонометрические формулы, но и владеть навыками преобразования алгебраических  выражений: правилами раскрытия скобок и заключения в скобки, формулами  сокращенного умножения и т.п. Именно недостаточное знание формул курса алгебры  провоцирует неправильное решение упражнений. Пример. Упростить выражение:  1−tg2α+tg4α cos2α . Решение: Перепишем выражение в виде:  1−tg2α+tg4α cos2α = 1 cos2α ?(1­ tg2α ¿ ¿ tg2α++tg4α¿=(1+tg2α)∙(1−tg2α+tg4α)=13+¿ Здесь мы представили дробь в виде произведения, затем первый множитель заменили,  используя формулу, и получили произведение суммы двух выражений на неполный квадрат разности этих выражений – формулу суммы кубов двух выражений. Комментарий: Трудности и ошибки при упрощении данного выражения возникают именно  из­за незнания, либо плохого владения умением применить формулу суммы кубов двух  выражений, а также неумения преобразовать дробь в произведение. Поэтому необходимо  постоянное повторение формул с помощью упражнений для устного счета, выполнения  тестовых заданий и т.п. 3.При доказательстве тригонометрических тождеств учащиеся  из­за незнания некоторых  тригонометрических формул «придумывают свои», неправильно выполняют  преобразования: раскрывают скобки либо выносят за скобки, производят неправильное  сокращение дробей, а также не учитывают область допустимых значений. Пример: Доказать тождество: В данном тождестве некоторые учащиеся, например, производили неверное сокращение  синусов, что свидетельствует о незнании правил сокращения дробей, а также не учитывали  область допустимых значений. Правильное решение. 1 способ:    2 способ: Комментарии: перед изучением темы разрабатываю  комплекс устных, тестовых  и  письменных упражнений с целью минимализации подобных ошибок. При объяснении  материала  акцентирую  внимание учащихся на том, что тождество справедливо лишь при  допустимых значениях переменных.  4. В тригонометрических уравнениях, как и в уравнениях других видов, причиной многих  ошибок становится невнимательное отношение к области допустимых значений  неизвестного, ошибки по причине невнимательного отношения ко всем заданным в  уравнении условиям; учащиеся также часто забывают, что сокращение всех членов  уравнения на функцию, содержащую неизвестное, нередко приводит к потере корней  уравнения. Еще одна причина появления ошибок – недостаточное внимание к проверке.  Следует не забывать, что при проверке посторонних корней тригонометрических  уравнений часто удобно использовать единичную окружность. Комментарий: этих и других ошибок можно избежать путем многократного решения  однотипных уравнений. Нужно также учить не формальному подходу к решению  уравнений, а рассуждать, объяснять ход своего решения.  Пример. Решить уравнение  cos x (2sin 2x – 1) = cos x sin 2x.   Неправильное решение.  2sin 2x – 1 = sin 2x; sin 2x = 1; 2x =   π/2 + 2πk, k ∈ Z; x =   π/4 + πk, k ∈ Z. Ответ:  π/4 + πk,  k ∈ Z.   Правильное решение. cos x (2sin 2x – 1) – cos x sin 2x = 0; cos x (2sin 2x – 1 – sin 2x) = 0; cos x (sin 2x – 1) = 0; 1) cos x = 0;  x =  π/2 + πn, n ∈ Z; 2) sin 2x – 1 = 0;   sin 2x = 1;  2x = π/2 + 2πk, k ∈ Z;  x = π/4 + πk, k ∈ Z. Ответ:  π/2 + πn, n ∈ Z;   π/4 + πk, k ∈ Z. Еще одна причина появления ошибок – недостаточное внимание к проверке. Следует не  забывать, что при проверке посторонних корней тригонометрических уравнений часто  удобно использовать единичную окружность. Пример. Решить уравнение  sin x + cos x = 1.  Неправильное решение.  (sin x + cos x)2 = 12; sin2 x + 2sin x cos x + cos2 x = 1; 1 + 2sin x cos x = 1; sin 2x = 0; 2x = πn, n ∈ Z; x = πn/2,  n ∈ Z. Ответ:  πn/2,  n ∈ Z. Комментарий. Так как при решении обе части исходного уравнения возводили в квадрат, а  его левая часть может быть как положительной, так и отрицательной величиной, могли  появиться посторонние корни, следовательно, проверка обязательна.   Правильное решение. Дополню  приведенное выше решение следующими рассуждениями. π  n ∈ Z  соответствуют четыре точки, отмеченные на единичной  Значениям  x =  n/2,  окружности. Причем зеленые точки соответствуют корням уравнения, а красные –  посторонним корням. Так как зеленой точке на Ох соответствуют значения n = 4k, где k ∈ Z, а на оси Оу –  значения n = 4m + 1, гдеm ∈ Z, то 1)  x = 4 k/2π  = 2 k,π  k ∈ Z;  π /2π  + 2 m,π  m ∈ Z.  π  =  2)  x = 4 m+ /2 Ответ: 2 k,π  k ∈ Z   и    /2π  + 2 m,π  m ∈ Z.   5. Тема “Тригонометрические неравенства” является объективно сложной для восприятия  и осмысления учащимися. Поэтому стараюсь последовательно, от простого к сложному,   формировать понимание алгоритма и вырабатывать устойчивый навык решения  тригонометрических неравенств. Успех освоения данной темы зависит от знания основных определений и свойств  тригонометрических и обратных тригонометрических функций, знания  тригонометрических формул, умения решать целые и дробно­рациональные неравенства,  основные виды тригонометрических уравнений. Особый упор  делаю  на методике обучения решения простейших тригонометрических  неравенств, т.к. любое тригонометрическое неравенство сводится к решению простейших  неравенств. Первичное представление о решении простейших тригонометрических неравенств ввожу ,  используя графики синуса, косинуса, тангенса и котангенса. И только после учу решать  тригонометрические неравенства на окружности. Пример.  Решите неравенство  Решение. Все решения данного неравенства являются решениями двойного неравенства откуда получаем, что  Ответ:  Комментарий. Здесь при решении тригонометрических неравенств допускались ошибки,  связанные с неправильным чтением числовых промежутков, изображенных на единичной  окружности.

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"

Статья. Типичные ошибки при изучении темы " Тригонометрия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018