Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"
Оценка 4.8
Лекции
docx
музыка
Взрослым
17.01.2017
В статье раскрываются проблемы общей культуры личности обучающихся и пути их решения средствами музыки. Музыка востребована молодежью и является мощным фактором, определяющим ее музыкально – эстетические вкусы, накладывает особую ответственность на систему общего музыкального образования, целью которого является формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личностиВ статье раскрываются проблемы общей культуры личности обучающихся и пути их решения средствами музыки. Музыка востребована молодежью и является мощным фактором, определяющим ее музыкально – эстетические вкусы, накладывает особую ответственность на систему общего музыкального образования, целью которого является формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности
Заявка на участие в заочной научно.docx
Черкашина Е.Н.
Традиции и новаторство общего музыкального воспитания
(из опыта работы)
Важнейшим направлением деятельности общеобразовательных учреждений
является духовно – нравственное становление обучающихся, которое включает в
себя воспитание патриотических убеждений у школьников, формирование
гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе. Нашу жизнь захлестнули такие негативные явления, как рост детской и
подростковой преступности, беспризорности, безнадзорности, алкоголизм и
наркомания, усиление сектантских влияний на детей, сексуальная распущенность
молодежи, бездуховность, социальное расслоение общества и криминализация.
Дети – это будущее нашего общества. Какой будет Россия завтра, зависит от того,
какими вырастут наши дети и внуки. Для того чтобы Россия не погибла, сегодня
нужно объединить все усилия на воспитание детских душ. Ведь воспитывать –
значит определять судьбу нации.
В условиях модернизации общества остро встает проблема общей культуры
личности обучающихся. Развивать общество – значит воспитать каждого человека,
дать ему духовно – нравственный стержень, обогатить его мышление. Музыка
востребована молодежью и является мощным фактором, определяющим ее
музыкально – эстетические вкусы, накладывает особую ответственность на
систему общего музыкального образования. В ее основе
лежит цель:
формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через
приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного
формирования личности, которая в наше время актуальна как никогда, так как
устремлена на воспитание духовной культуры,
признание приоритета
общечеловеческих ценностей. В связи с этим хотелось бы вспомнить слова В. А. Сухомлинского о том, что
музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего,
воспитание человека.
Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть
и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям
искусства, развивать «любовное внимание»[2].Однако, как отмечал Л. Выготский
[3], музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она
способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы,
возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек
становиться более отзывчивым на различные эмоциисмыслы, и этот тренинг
позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Выполняя требования программы школьного курса, включаю в тематическое
планирование уроки, посвященные истории мировой и отечественной музыки, а
также музыке родного края, особое внимание уделяю произведениям, в которых
отражаются проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества,
проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Школьники учатся
критически мыслить, через оценку событий формировать систему ценностей,
овладевают навыками поисковой и творческой деятельности. С этой целью
использую нестандартные формы уроков: семинары, защита рефератов, уроки
путешествия, уроки–исследования, урокиконцерты, интегрированные уроки,
которые способствуют формированию в сознании обучающихся объективной и
всесторонней картины мира, позволяют значительно повысить культурный уровень,
а также различные творческие задания: сообщение интересных фактов из жизни и
творчества композиторов, сравнительный анализ музыкальных фрагментов,
составление кроссвордов, музыкальных игр, создание презентаций. На уроках
активно использую новые образовательные технологии:
технологию проблемного обучения;
педагогику сотрудничества; технологию взаимного обучения;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
личностно ориентированный подход в обучении
информационнокоммуникативные технологии.
Мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером, позволяют
обеспечить урок наглядным материалом, аудио и видеозаписями фрагментов опер,
балетов, сценами из спектаклей, кинофильмов, что значительно облегчает подачу
учебного материала и его усвоение. Именно на таких уроках реализуется главная
задачаформирование мировоззрения и духовности школьника путем активизации
слушательских и зрительных впечатлений. Разнообразие видов творчества и
общения с искусством позволяют развивать у школьников креативность,
сотворчество, самостоятельность, потребность в культуре у обучающихся. Все это
способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию
школьников, воспитанию у них музыкальной культуры, положительным
результатам в учебе(100% успеваемости и 8090% качество знаний), формирует
навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов
активного обучения, формирует высокую гражданскую позицию обучающихся Все
это способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию
школьников, воспитанию у них музыкальной культуры, положительным
результатам в учебе.
Организую работу с одаренными детьми, результаты которой отражаются в
олимпиадах, творческих конкурсах, концертах.
Немаловажную роль в достижении поставленных задач играет внеклассная
работа. Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали,
утренники, конкурсы, предметные недели. Традиционными стали праздники:
«День учителя», «День Матери», «Праздник осени», «Новый год», «Рождество Христово», «Пасха», «День птиц», «Последний звонок», «Встреча школьных
друзей», «Выпускной вечер», отчетный концерт художественной самодеятельности
школы. Ежегодно проводится школьный конкурс литературно – музыкальных
композиций на военно – патриотическую тематику среди обучающихся 2 – 11
классов. При школе много лет работает вокальный кружок «Поющие сердца»,
руководителем которого я являюсь. В нем занимается более 40 детей разного
возраста, но всех их объединяет любовь к музыке. Занятия в кружке закладывают в
ребятах основу музыкальной культуры, позволяют создать коллектив увлеченных,
влюбленных в музыку людей. Здесь воспитывается детская инициатива,
взаимопомощь, толерантность. Интересный репертуар способствует активизации
музыкальных занятий.
Насыщенная школьная жизнь, обилие мероприятий позволяют использовать
разнообразное
содержание репертуара, которое способствует духовно –
нравственному воспитанию, так как это песни о Родине, об учителе, родном крае,
школе, маме, о добром отношении друг к другу, о сохранении мира на Земле. Все
результаты кружковцев прослеживаются на концертах и конкурсах школы,
районных смотрах – конкурсах, где постоянно мы занимаем призовые места.
Традиционными стали выступления кружковцев на праздничных концертах РДК, в
детском приюте «Солнышко» п. Солнцево межрайонного центра социальной
помощи семье и детям. Мое общение с ребенком на уроке можно определить как
совместную творческую деятельность, направленную на раскрытие жизненного
содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Важно не
то, как дети поют, а то, что они поют, что слушают, кем вырастут, какой у них
будет внутренний стержень, какие приоритеты в жизни. Список литературы
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителямузыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для
студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение.
3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,
1984.
4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.
5. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. 1974, № 12.
6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.
Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"
Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"
Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"
Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"
Статья "Традиции и новаторство общего музыкального воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.