Цифровой интеллект - это набор социальных, эмоциональных и познавательных способностей, которые позволяют людям противостоять вызовам и адаптироваться к требованиям цифровой жизни.
Эффективность человека в современном мире в большой степени определяет digital-интеллект. Его значимость будет лавинообразно возрастать, и этот вид интеллекта станет неотъемлемым требованием к сотрудникам. Как следствие, надо будет настраивать систему отбора людей и систему обучения. И это вопрос ближайших двух-трех лет.
Цифровой интеллект (Digital-интеллект ).docx
Цифровой интеллект
(Digitalинтеллект)
Т.В. Легарева,
учитель МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска
А.И. Новикова,
учитель МБОУ Шиловичская ОШ
Духовщинского рна Смоленской области
Говоря о характеристиках успешного современного человека, мы часто
используем такое понятие, как интеллект.
Интеллект (от лат. Intellectus понимание, познание) — общие
способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие
интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение,
восприятие, память, представление, мышление, воображение.
кью»)
интелл ктаее
—
В середине XX в. стало популярным измерять интеллект, высчитывая
его коэффициент (IQ). Фактически это количественная оценка уровня
интеллекта человека.
Коэффици нтее
(англ. IQ — intelligence quotient, читается
«ай
количественная
уровня
интеллекта человека (коэффициент умственного
уровень
интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека
(такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так
называемого умственного возраста к истинному хронологическому возрасту
данного лица (индивида). Определяется с помощью специальных тестов
(таких как тест Айзенка).
оценка
развития):
интеллектом
формальным
Психология не стояла на месте, и постепенно пришло понимание, что
лишь
нельзя.
В 90-х гг. XX в. произошла очередная «революция», в
результате которой на свет появилась идея эмоционального
интеллекта (EQ), описывающая способность человека
осознавать свои эмоции и проявлять эмпатию к другим
людям.
ограничиваться
Эмоцион льный интелл кт
(ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) —
способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию
и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять
своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических
задач[1]. Относится к гибким навыкам.
ае
ее
Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как
традиционных тестов
реакция
интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было
найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к
неспособность
частую
на эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на
эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными
эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти
аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности[2].
По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука,
эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта,
«является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на
неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие
люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть
обаятельным»[3].
Со временем выявилась еще одна проблема: есть целый ряд людей с
высоким IQ и EQ, но в то же время неспособных эффективно работать, так
как их знание, а точнее — незнание и неумение пользоваться виртуальным
миром, социальными сетями и другими digitalинструментами является
серьезным ограничением в новой реальности. Таким образом, появилось еще
одно требование времени помимо формального и эмоционального интеллекта
— digitalинтеллект (DQ).
"Цифровой интеллект это набор социальных, эмоциональных и
познавательных
позволяют людям
противостоять вызовам и адаптироваться к требованиям цифровой
жизни. Эти способности можно разделить на восемь взаимосвязанных
областей
способностей,
которые
Стремительное развитие науки и техники на рубеже веков, которое
продолжается и по сей день, задало новые условия для жизни и работы людей.
«изменчивость»,
Все чаще слышны слова:
«неоднозначность»,
«лавинообразный поток информации». Умение работать в этой реальности,
способность мыслить и принимать решения в условиях неопределенности и
избытка информации, выстраивать сетевую коммуникацию за рамками или
сквозь возрастные, культурные или географические границы, расширять
возможности физического мира за счет мира виртуального — это то, что
можно назвать digitalинтеллектом.
Именно этот вид интеллекта в очень большой степени определяет
эффективность человека в современном мире.
Составляющие digitalинтеллекта:
• digitalмышление. Информация стала более доступной, но при этом
она избыточна, даже «токсична». Раньше ключевой навык был в том, чтобы
информацию получить, сейчас — чтобы в ней разобраться, вычленить ее из
потока и оценить адекватность источника. Определить по верхушке, тот это айсберг, который нужен в данный момент, или не тот, — важное умение,
определяющее digitalмышление;
•
digitalкоммуникация — умение выстраивать сети социальных
контактов и получать одобрение людей через взаимодействие в новом
формате. Уже не раз мы замечали, что люди, которых мы знаем лично,
совершенно отличаются своим поведением в сети от того, что было
естественно от них ожидать в офлайне: они подругому раскрываются, могут
быть более яркими, харизматичными, эффективнее решать в digitalформате
стоящие перед ними задачи;
• digitalразвитие — умение постоянно обучаться, подпитываться в
онлайнсреде. Современные самообучающиеся информационные системы
постоянно получают обратную связь от пользователей, от других систем, тем
самым самосовершенствуясь. Также и человек. Живя в этом мире, он должен
постоянно самосовершенствоваться с точки зрения все большего
использования новых технологий.
Говоря о развитии цифрового интеллекта у наших детей, можно
выделить три базовых уровня: цифровое гражданство — то есть способность
использовать цифровые технологии и медиа безопасно, ответственно и
эффективно; цифровая креативность — способность стать частью цифровой
экосистемы путем создания нового контента и претворяя идеи в реальность с
помощью цифровых инструментов; цифровое предпринимательство —
способность использовать цифровые технологии и медиа для решения
глобальных проблем и создания новых возможностей.
До недавнего времени, из трех уровней лучше всего изучалась цифровая
креативность, потому что в школе традиционно в программе преподаются
компьютерная грамотность, программирование и даже робототехника, все это
— в оптике будущего трудоустройства. Цифровое предпринимательство тоже
активно пропагандируется, особенно во многих вузах или последипломных
курсах. Но в последнее время мы видим, что все больше внимания уделяется
навыкам цифрового гражданства наших детей, ведь это основа их безопасного
и продуктивного пребывания в виртуальном мире, и начинать учить им нужно,
как только ребенок получает доступ к первому электронному девайсу.
Безопасный интернет, час кода, Единый урок безопасного интернта и
т.п.
Выделим основные digitalнавыки, которые следует развивать в рамках
цифрового гражданства:
Digitalличность
Способность создать и поддерживать здоровую индивидуальность как в
виртуальном мире, так и офлайн.
Управление временем, проведенным перед экраном Способность распределять время у экрана девайса, справляться с
мультитаскингом, развивать самоконтроль для предотвращения игровой
зависимости и бесцельному «шатанию» в соцсетях.
Противостояние кибербуллингу
Способность распознавать признаки кибербуллинга и правильно на них
реагировать.
Кибербезопасность
Способность защитить свои данные с помощью надежных паролей,
нейтрализовать разные кибератаки.
Защита частной жизни
Способность правильно распоряжаться собственной частной
информацией в сети с целью защиты частной жизни.
Критическое мышление
Способность отличать правдивую информацию от фальшивой, хороший
контент от вредного, надежные и сомнительные онлайнконтакты.
Цифровые следы
Способность понимать происхождение цифровых следов
(это электронные письма, тексты, сообщения в блогах, твиты, фотографии,
комментарии к видео на Youtube, лайки в Facebook, а также статистика
посещения вебсайта, история поисковых запросов, записи о передвижениях
людей, о телефонных звонках) и последствия их снятия в реальной жизни,
ответственное к ним отношение.
Digitalэмпатия
Способность проявлять сопереживание к своим собственным — и
других — нуждам и чувствам, выраженным онлайн.
С обучением digitalнавыкам ждать не стоит, потому что времени на это
нет: дети уже полностью погружены в цифровой мир и сами становятся тем,
чем наш мир будет завтра. Нам нужно снабдить их необходимыми навыками и
поддержать их, чтобы завтрашний мир был комфортным и безопасным для
них.
Стремительное развитие цифровых технологий и повсеместное
покрытие Интернетом создает массу новых фантастических возможностей.
Эффективность человека в современном мире в большой степени определяет
digitalинтеллект. Его значимость будет лавинообразно возрастать, и этот вид
интеллекта станет неотъемлемым требованием к сотрудникам. Как следствие,
надо будет настраивать систему отбора людей и систему обучения. И это
вопрос ближайших двухтрех лет. Итак, формула современной успешной личности:
IQ + ЕQ + DQ
Как нам всем известно из курса математики, от перемены мест
слагаемых, сумма не меняется. И все же, какую из этих составляющих
интеллекта Вы бы поставили на первое место, для успешного развития
человека в современном мире?
Статья "Цифровой интеллект (Digital-интеллект)"
Статья "Цифровой интеллект (Digital-интеллект)"
Статья "Цифровой интеллект (Digital-интеллект)"
Статья "Цифровой интеллект (Digital-интеллект)"
Статья "Цифровой интеллект (Digital-интеллект)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.