Статья «УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ».
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
17.05.2017
В статье рассматриваются основные признаки таких понятий, ка сотрудничество/не сотрудничество на уроке учителя и ученика.
Самое важное – определиться с тем, что понимается под сотрудничеством в психолого-педагогической литературе. Исследователи- Ю.К. Бабанский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман, Н.Е. Щуркова и др. – утверждают, что методике коллективной – организаторской и творческой – деятельности присущи основный признаки совместной деятельности, или сотрудничества.В статье рассматриваются основные признаки таких понятий, ка сотрудничество/не сотрудничество на уроке учителя и ученика.
Самое важное – определиться с тем, что понимается под сотрудничеством в психолого-педагогической литературе. Исследователи- Ю.К. Бабанский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман, Н.Е. Щуркова и др. – утверждают, что методике коллективной – организаторской и творческой – деятельности присущи основный признаки совместной деятельности, или сотрудничества.
Е1.docx
Е. А. Чёрная.
Г. Каражал, Карагандинской области, общеобразовательная
средняя школа № 7.
Статья «УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО:
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ».
Самое важное – определиться с тем, что понимается под
сотрудничеством в психологопедагогической литературе. Исследователи
Ю.К. Бабанский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, Г.А.
Цукерман, Н.Е. Щуркова и др. – утверждают, что методике коллективной –
организаторской и творческой – деятельности присущи основный признаки
совместной деятельности, или сотрудничества. Рассмотрим эти признаки.
Соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве.
Иными словами, чтобы начать совместную деятельность, сначала нужно
собраться вместе. Этот признак совместной деятельности легче всего
просматривается в учебной ситуации, поскольку учитель и учащиеся
объединены пространством и временем непосредственно на уроке.
Наличие единой цели, принятой всеми участниками деятельности. Здесь
уже начинаются определенные стороны, учитель всегда имеет тактическую
цель (проведение конкретного урока) и стратегическую линию (вписанность
данной темы в систему всего курса). С другой, ученической , стороны,
стратегическая линия не осознается: действия учащихся носят ежеминутный
характер, и по содержанию, и по форме они определяются учителем: что
читать, как рассказывать и т.д. Может ли школьник вступать в
долговременное осознанное учебное сотрудничество, если он не видит, куда
он движется, если контакт с учителем (с темой, с учебником) заканчивается
со звонком с урока? Нет, конечно, поскольку не реализуется та самая
субъектность (активность, инициативность), без которой невозможно
истинное сотрудничество.
К тому же цели учителя и учеников расходятся по своей
направленности: учитель стремится передать знания, опыт, но не каждый
ученик и далеко не всегда готов «принять» данную информацию отсюда
конфликты процесса и результата в обучении.
Наличие органов организации и руководства, которые помогают
наладить управление совместной деятельностью. Но введение, например,
дополнительного звена между учителем и учениками (консультанты и числа
учащихся; система взаимопомощи и пр.) в рамках классноурочной системы
обучения оказывается чаще всего малоэффективным. Происходит это, в
частности, потому, что педагог, не готовый к полноценному использованию
возможностей своих помощников, часто делегирует им только
организационные («Доложи о готовности класса к уроку») и дисциплинарные
(«Запиши в дневниках тех, кто не подготовился, замечания и проследи, чтобы
родители расписались!») функции. В итоге создается почва для возникновения межличностных конфликтов в классе: учитель снимает с себя
часть ответственности и передает ее учащимся. Но сотрудничество – это
всегда соучастие – в процессе и результате. В правах и обязанностях…
Разделение процесса деятельности между участниками, или
распределение полномочий. В тех школьных коллективах, где осуществлялось
ученическое самоуправление (точнее, соуправление), результаты и
воспитания, и обучения бывает гораздо лучше (опыт Ф.Ф. Брюховецкого, И.П.
Иванова, В.А. Караковского и др.), нежели в школах с авторитарной системой
руководства. И это вероятно, связано с тем, что данное условие формирует в
субъектах деятельности чувство коллективизма, ответственности за свой
участок работы. При этом важен психологический прием «ролевого обмена»:
если вчера подросток входил в «совет дела», то сегодня – он среди
исполнителей для того, чтобы завтра, снова оказавшись среди организаторов,
определять для других исполнителей задания с точки зрения их
необходимости и выполнимости.
В учении же процесс деятельности имеет строго фиксированное
распределение: один учит, другой учится. Для того чтобы изменить структуру
этих взаимодействий, нужно изменить сами подходы к организации системы
обучения. Пока результат учебной деятельности завершается выставлением
индивидуальной отметки в тетрадь, дневник, журнал, у школьника не
возникает оснований для осознанного учебного сотрудничества с
одноклассниками.
Получение единого конечного результата совместной деятельности.
Вновь возникают разногласия: что можно считать «конечным результатом» в
образовательном процессе – сумму знаний? Аттестат зрелости? Уровень
культуры? Степень подготовленности к жизни в социуме? Такая
вариативность затрудняет объективную оценку качества образовательного
процесса; потомуто ее сводят чаще всего к количественным показателям –
учебным отметкам за знания учащихся, что, по сути, является только
составной частью результата совместной деятельности педагога и учащегося.
Еще один аспект: конечный результат для учителя заключен в отметках
по итоговой аттестации учеников, а для самих школьников этот результат
оказывается не конечным, а … начальным.
Статья «УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ».
Статья «УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ».
Статья «УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.