Статья "В зеркальном королевстве"
Оценка 4.9

Статья "В зеркальном королевстве"

Оценка 4.9
Особые потребности +1
doc
родителям
1 кл
24.08.2019
Статья "В зеркальном королевстве"
Рекомендации родителям и учителям по работе с леворукими детьми. В статье представлены психофизиологические особенности леворуких детей. Рассматривается вопрос, как относиться к леворукости — расценивать ведущую левую руку как норму или отклонение от нормы. Предлагаются тесты для определения ведущей руки и подходы к воспитанию и обучению ребенка–левши.
lefthander.doc
В зеркальном королевстве  ­ Ну конечно, ­ воскликнула Алиса, ­ это же Зеркальная книга! Если я поднесу её к зеркалу, я смогу её прочитать. Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье» Мир не для «левых» людей. Попробуйте хотя бы взять в левую руку  портновские ножницы. Подержать можно. А что­нибудь ими разрезать? А  насколько удобно звонить по телефону­автомату при активной левой руке?  Большинство инструментов приспособлено для праворуких (и оружие, кстати,  тоже). И лишь обеденный прибор левша будет держать правильно. Зеркальный мир Как определить у ребенка леворукость? Надо ли его переучивать на праворукость? Какие особенности здоровья, психики можно наблюдать у левши? Давайте попутешествуем в мир левши, левши – ребенка. Огромный мир, таких же  обычных людей, но мир зеркальный. А потому и не всегда понятный. «Неужели мой ребенок левша?» ­ огорчаются родители. Но что же в этом плохого? Почему считается «быть как все» ­ это норма? Применительно к левшам можно сказать,  что ни один из справочников не определяет левшество как патологию. Педагогическая энциклопедия определяет леворукость как: «… стойкое предположение  действовать левой рукой …». Ребенок ваш нормален и здоров, но у него есть своя особенность –  «зеркальность». Между прочим, леворукими были такие выдающиеся исторические личности,  как римский император Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский и Наполеон; ученые  И.В. Павлов, Дж.К. Максвелл; величайшие художники Микеланджело и Леонардо да Винчи;  писатель Л.Кэролл, автор Толкового словаря В.И.Даль, президент США У.Клинтон. Левый – это неправильный или всего лишь не правый? У левшей правое полушарие головного мозга является доминирующим. Образная память,  способность сохранять впечатления от увиденного длительное время, восприятие  выразительности звуков – наиглавнейшая особенность этого полушария. Как же оптимально учитывать и использовать возможности каждого полушария в  обучении леворуких детей? Для повышения эффектности обучения левшей нужно чаще  обращаться к возможностям доминирующего у них правого полушария: большую скорость и  эмоциональность восприятия, образность, вовлечение непроизвольной памяти – для этого  желательно использовать манипулирование с моделями, макетами, всякого рода схемами. Способность левого полушария к построению логических умозаключений развивается  лишь в процессе обучения, когда ребенок овладевает сознательной речью. У дошкольников речь  подчиняется не логическому, а чувственному восприятию, которое обеспечивается  деятельностью правого полушария. Считается, что неспособность к обучению в детском  возрасте связана с дисфункцией правого полушария. При обучении письму и чтению нужно  помнить, что механизмы, осуществляющие эти функции, у детей и взрослых различаются: на  начальных этапах обучения процесс чтения в большей степени опирается на чувства. У ребенка в последствии может произойти смена доминирующего полушария. Момент смены – тот  критический период, когда функции ЦНС равномерно распределены между двумя полушариями, после  чего начинает лидировать правое полушарие и развивается скрытая леворукость. Возраст  11­12 лет – критический по способности детей к зеркальным подражаниям, т.к. минуя этот  возраст данная способность у правшей исчезает, а у левшей сохраняется.  1 Как узнать, какой он, мой ребенок Как определить леворукость? Только на 11 месяце жизни ребенка родители могут  установить предпочтение им правой или левой руки. В процессе занятий, игр с малышом можно  определить, какая рука у него становится ведущей. К 5 годам это доминирование укрепляется.  Для определения право – леворукости есть множество тестов, которые помогут  родителям самим определить доминирующую руку.  Тесты для определения ведущей руки   «Поднять предмет» ­ правша редко поднимает упавший предмет левой рукой, а левша –  левой. «Вращательные движения» ­ предложите ребенку открыть 2­3 пузырька с завинчивающимся  колпачком. Ведущая рука работает активно. «Аплодисменты» ­ ведущая рука совершает ударные движения о ладонь не ведущей руки.   Ведущее ухо: «Тиканье часов» ­ предложите ребенку послушать тиканье часов и посмотрите,  к какому уху он подносит часы в первый раз.  Ведущий глаз: «Подзорная труба» ­ через подзорную трубу ребенок смотрит ведущим глазом.  Ведущая нога: «Закидывание ноги на ногу» ­ сверху чаще оказывается ведущая нога. Проводиться тесты должны в виде игры, не фиксируя внимание ребенка на том, какой рукой он  действует. Просто учить или переучивать? В процессе подготовки ребенка к школе родителям нужно знать об опасности чрезмерно  раннего обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, компьютеру.  Может произойти ранняя стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб  правому – творческому, образному. До 6 лет должно доминировать именно образное мышление,  иначе не остается места для живой чувственной детской игры. Непосредственность ребенка,  интерес к живому подменяется абстрактным.  Стоит ли переучивать левшу? Напомним: леворукость является отражением системы  работы полушарий головного мозга и потому принудительное изменение ведущей руки ведет к  нежелательным последствием ­ изменению специфического качества психики, что негативно  влияет на детское психическое состояние, эмоциональное благополучие, здоровье. В итоге могут развиваться невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Переученный левша, став взрослым, ощущает более тонкую координацию левой руки и  использует это в быту. Такие люди часто пишут правой рукой, но рисуют левой. Насильно  переученный левша, приучив себя к неудобному для него правому типу двигательного  поведения, все же сохраняет все отличающие его от правши особенности в чувствительной сфере нервно­психической деятельности.  Мой опыт Когда я поняла, что моя дочь левша, то обратилась к специалистам за консультацией.  Мне было рекомендовано не подчеркивать леворукость дочери и не пытаться её переучивать.  Главное – это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, постараться найти даже  преимущества его левшества. Я воспринимала дочь такой, какая она есть, и её леворукость не  стала проблемой. Она закончила музыкальную школу, успешно учится в школе  общеобразовательной. Леворукость не воспринимается ею как ущербность, преграда для  обучения. Я всегда помню советы специалиста, что именно левши наиболее способны к  творческому самовыражению. Не нужно ломать духовный и психический мир ребенка­левши.  2 Нужно самим научиться правильно их обучать, научиться видеть так же, как они – тонко,  чувственно. И может мы разбудим в ребенке выдающегося писателя, музыканта, художника,  ученого. Ну так как, уважаемые родители, левый – это неправильный или всего лишь не правый? 3

Статья "В зеркальном королевстве"

Статья "В зеркальном королевстве"

Статья "В зеркальном королевстве"

Статья "В зеркальном королевстве"

Статья "В зеркальном королевстве"

Статья "В зеркальном королевстве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2019