Рекомендации родителям и учителям по работе с леворукими детьми. В статье представлены психофизиологические особенности леворуких детей. Рассматривается вопрос, как относиться к леворукости — расценивать ведущую левую руку как норму или отклонение от нормы. Предлагаются тесты для определения ведущей руки и подходы к воспитанию и обучению ребенка–левши.
lefthander.doc
В зеркальном королевстве
Ну конечно, воскликнула Алиса, это же Зеркальная книга!
Если я поднесу её к зеркалу, я смогу её прочитать.
Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»
Мир не для «левых» людей. Попробуйте хотя бы взять в левую руку
портновские ножницы. Подержать можно. А чтонибудь ими разрезать? А
насколько удобно звонить по телефонуавтомату при активной левой руке?
Большинство инструментов приспособлено для праворуких (и оружие, кстати,
тоже). И лишь обеденный прибор левша будет держать правильно.
Зеркальный мир
Как определить у ребенка леворукость? Надо ли его переучивать на праворукость? Какие
особенности здоровья, психики можно наблюдать у левши?
Давайте попутешествуем в мир левши, левши – ребенка. Огромный мир, таких же
обычных людей, но мир зеркальный. А потому и не всегда понятный.
«Неужели мой ребенок левша?» огорчаются родители. Но что же в этом плохого?
Почему считается «быть как все» это норма? Применительно к левшам можно сказать,
что ни один из справочников не определяет левшество как патологию.
Педагогическая энциклопедия определяет леворукость как: «… стойкое предположение
действовать левой рукой …». Ребенок ваш нормален и здоров, но у него есть своя особенность –
«зеркальность». Между прочим, леворукими были такие выдающиеся исторические личности,
как римский император Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский и Наполеон; ученые
И.В. Павлов, Дж.К. Максвелл; величайшие художники Микеланджело и Леонардо да Винчи;
писатель Л.Кэролл, автор Толкового словаря В.И.Даль, президент США У.Клинтон.
Левый – это неправильный или всего лишь не правый?
У левшей правое полушарие головного мозга является доминирующим. Образная память,
способность сохранять впечатления от увиденного длительное время, восприятие
выразительности звуков – наиглавнейшая особенность этого полушария.
Как же оптимально учитывать и использовать возможности каждого полушария в
обучении леворуких детей? Для повышения эффектности обучения левшей нужно чаще
обращаться к возможностям доминирующего у них правого полушария: большую скорость и
эмоциональность восприятия, образность, вовлечение непроизвольной памяти – для этого
желательно использовать манипулирование с моделями, макетами, всякого рода схемами.
Способность левого полушария к построению логических умозаключений развивается
лишь в процессе обучения, когда ребенок овладевает сознательной речью. У дошкольников речь
подчиняется не логическому, а чувственному восприятию, которое обеспечивается
деятельностью правого полушария. Считается, что неспособность к обучению в детском
возрасте связана с дисфункцией правого полушария. При обучении письму и чтению нужно
помнить, что механизмы, осуществляющие эти функции, у детей и взрослых различаются: на
начальных этапах обучения процесс чтения в большей степени опирается на чувства. У ребенка в
последствии может произойти смена доминирующего полушария. Момент смены – тот
критический период, когда функции ЦНС равномерно распределены между двумя полушариями,
после чего начинает лидировать правое полушарие и развивается скрытая леворукость. Возраст
1112 лет – критический по способности детей к зеркальным подражаниям, т.к. минуя этот
возраст данная способность у правшей исчезает, а у левшей сохраняется.
1 Как узнать, какой он, мой ребенок
Как определить леворукость? Только на 11 месяце жизни ребенка родители могут
установить предпочтение им правой или левой руки. В процессе занятий, игр с малышом можно
определить, какая рука у него становится ведущей. К 5 годам это доминирование укрепляется.
Для определения право – леворукости есть множество тестов, которые помогут
родителям самим определить доминирующую руку.
Тесты для определения ведущей руки
«Поднять предмет» правша редко поднимает упавший предмет левой рукой, а левша –
левой.
«Вращательные движения» предложите ребенку открыть 23 пузырька с завинчивающимся
колпачком. Ведущая рука работает активно.
«Аплодисменты» ведущая рука совершает ударные движения о ладонь не ведущей руки.
Ведущее ухо: «Тиканье часов» предложите ребенку послушать тиканье часов и посмотрите,
к какому уху он подносит часы в первый раз.
Ведущий глаз: «Подзорная труба» через подзорную трубу ребенок смотрит ведущим глазом.
Ведущая нога: «Закидывание ноги на ногу» сверху чаще оказывается ведущая нога.
Проводиться тесты должны в виде игры, не фиксируя внимание ребенка на том, какой рукой он
действует.
Просто учить или переучивать?
В процессе подготовки ребенка к школе родителям нужно знать об опасности чрезмерно
раннего обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, компьютеру.
Может произойти ранняя стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб
правому – творческому, образному. До 6 лет должно доминировать именно образное мышление,
иначе не остается места для живой чувственной детской игры. Непосредственность ребенка,
интерес к живому подменяется абстрактным.
Стоит ли переучивать левшу? Напомним: леворукость является отражением системы
работы полушарий головного мозга и потому принудительное изменение ведущей руки ведет к
нежелательным последствием изменению специфического качества психики, что негативно
влияет на детское психическое состояние, эмоциональное благополучие, здоровье. В итоге могут
развиваться невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание.
Переученный левша, став взрослым, ощущает более тонкую координацию левой руки и
использует это в быту. Такие люди часто пишут правой рукой, но рисуют левой. Насильно
переученный левша, приучив себя к неудобному для него правому типу двигательного
поведения, все же сохраняет все отличающие его от правши особенности в чувствительной сфере
нервнопсихической деятельности.
Мой опыт
Когда я поняла, что моя дочь левша, то обратилась к специалистам за консультацией.
Мне было рекомендовано не подчеркивать леворукость дочери и не пытаться её переучивать.
Главное – это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, постараться найти даже
преимущества его левшества. Я воспринимала дочь такой, какая она есть, и её леворукость не
стала проблемой. Она закончила музыкальную школу, успешно учится в школе
общеобразовательной. Леворукость не воспринимается ею как ущербность, преграда для
обучения. Я всегда помню советы специалиста, что именно левши наиболее способны к
творческому самовыражению. Не нужно ломать духовный и психический мир ребенкалевши.
2 Нужно самим научиться правильно их обучать, научиться видеть так же, как они – тонко,
чувственно. И может мы разбудим в ребенке выдающегося писателя, музыканта, художника,
ученого.
Ну так как, уважаемые родители, левый – это неправильный или всего лишь не правый?
3
Статья "В зеркальном королевстве"
Статья "В зеркальном королевстве"
Статья "В зеркальном королевстве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.