Статья "Влияние образовательной среды на развитие одаренности учащегося"
Оценка 4.8
Научные работы +1
docx
администрации +1
Взрослым
17.04.2019
В представленном материале отражен опыт работы педагогов и методической службы ГУО "ГГЦДОДиМ" по развитию одаренности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования. Данная проблема рассматривается с точки зрения отечественных и зарубежных ученых-дидактов. Материал может быть полезен методистам и педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Работа написана в соавторстве с методистом ГУО "ГГЦДОДиМ" Парачуком А.В.
Парачук_статья.docx
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ
ОДАРЕННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
А.В. Парачук, С.П. Сергеенко
ГУО «Гомельский городской центр
дополнительного образования
детей и молодежи», г. Гомель,
Республика Беларусь
Гении не падают с неба,
они должны иметь
возможность образовываться
и развиваться
А. Бебель
В настоящее время во многих странах мира пристальное внимание
обращено к проблеме детской одаренности. Этой проблемой сегодня призваны
заниматься различные государственные структуры, академическая наука и
педагоги – практики. Предполагается, что результатом их работы должна стать
особая образовательная среда, в которой ведущей темой целеполагания
является модернизация системы образования и ее инновационное развитие.
Каждого человека в чем – то можно считать талантливым. А добьется он
успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его
талант в детстве, и представится ли ребенку возможность реализовать свою
одаренность. Выявление талантливых детей и раскрытие их потенциала – задача
кропотливая и сложная.
В процессе создания образовательной среды особая роль отводится
поиску, поддержке и сопровождению различных категорий одаренных детей и
талантливой молодежи. Весомая работа в указанном направлении принадлежит
учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, ценностным
приоритетом которых всегда выступало творческое развитие личности
учащегося.
Особенности работы с одаренными детьми в государственном учреждении
образования (ГУО) «Гомельский городской центр дополнительного образования
детей и молодежи» заключаются в акценте на деятельностный подход,
используемый в образовательном процессе. Это позволяет учащемуся
– быть активным созидателем и творцом своей жизни;
– уметь ставить перед собой цели и искать способы их достижения;
– быть способным к свободному выбору и ответственности за него;
– максимально использовать свои способности.
Особое место в ряду современных концепций одаренности занимает
«рабочая концепция одаренности» (Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д.,
Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С.,
1 Матюшкин А.М., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б.,
Юркевич В.С.). Многие из перечисленных авторов выделяют два фактора
одаренности, являющиеся основными: «инструментальный» и «мотивационный».
Важной особенностью современного понимания одаренности, и это нашло
отражение в «рабочей концепции», является то, что она рассматривается не как
константная, а как динамическая характеристика. Это понимание привело к
созданию теоретических моделей развития одаренности, в которые включены
наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, еще и факторы
среды (Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Таннебаум А.) [2,3]. Динамический
подход, в значительной мере лишает идею одаренности налета элитарности.
В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов
развития личности. Среди концепций развития одаренности детей следует также
выделить теорию известного американского специалиста Джозефа Рензулли.
Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных
характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний
уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на
задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и
благоприятная окружающая среда [1, с.180 182].
Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент
одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по
тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к
категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по
одному из указанных параметров.
ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и
молодежи» направляет усилия одаренного ребенка не столько на получение
определенного объема знаний в конкретной предметной области, а на их
творческую переработку и воспитывает способность самостоятельно мыслить на
основе полученного результата (рис. 1).
2 О д а р е н н ы е д е т и
О
л
и
м
п
и
а
д
ы
П
р
е
з
е
н
т
а
ц
и
и
Конкурсы
Научно –
исследова
тельских
проектов
т
в
о
р
ч
е
с
т
в
а
п
р
и
к
л
а
д
н
о
г
о
и
д
е
к
о
р
а
т
и
в
н
о
–
Х
у
д
о
ж
е
с
т
в
е
н
н
ы
е
Рисунок 1: Направления работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с
анализом развития конкретного ребенка.
Эффективная диагностика
одаренности посредством какой – либо одноразовой процедуры тестирования
(по уровню интеллекта, памяти) просто неосуществима. Дело не только в
невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности
как системного и развивающегося качества психики, определяющего
способность достижения человеком выдающихся результатов.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной сфере
деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений). На
сегодняшний день большинство психологов признали, что уровень, качественное
своеобразие и характер одаренности – это всегда результат сложного
взаимодействия природных задатков и социальной среды. Одаренность – это
многоступенчатый уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся
также значительной познавательной активностью (рис. 2).
3 4 ступень уровень профессионально – ориентированный
«Творчество»
3 ступень
уровень совершенствования
«Мастерство»
Рисунок 2: Уровни работы с одаренными детьми
Можно выделить ряд особенностей, дающих возможность предположить
2 ступень
высокий уровень развития способностей, то есть одаренность. Они проявляются
уровень освоения
в повседневной жизни. Эти особенности можно обнаружить, непосредственно
«Перспектива»
наблюдая за ребенком (рис. 3).
1 ступень
уровень подготовительный
«Начало»
Оригинальность, продуктивность и гибкость мышления
Любознательность
Характерные черты одаренных детей
Отличная память
Способность к самооценке
Высокая концентрация внимания
Способность к прогнозированию
Богатый словарный запас
Легкость ассоциирования
Рисунок 3: Особенности одаренных детей
Психологическая наука предполагает использовать семь базовых
принципов выявления и сопровождения одаренных детей. Первый принцип.
Характер оценки разных сторон в деятельности ребенка должен быть
комплексным. Это позволило бы использовать различные источники
информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей.
Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и
технологий:
– различные варианты метода наблюдения за детьми;
4 – специальные психодиагностические тренинги;
– проведение занятий по специальным программам;
– оценивание поведения детей педагогами дополнительного образования,
родителями, учителями – предметниками;
– организация и проведение олимпиад, конкурсов, деятельность объединений по
интересам.
Второй принцип. Наблюдение за поведением ребенка в различных
жизненных ситуациях на протяжении нескольких лет. Третий принцип. Анализ
поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере
соответствуют его склонностям и интересам.
Четвертый принцип.
Использование тренинговых методов, в рамках которых можно снимать
психологические преграды и комплексы.
Пятый принцип. Подключение к оценке ребенка специалистов и
экспертов в соответствующей области. Шестой принцип. Оценка признаков
одаренности ребенка. Седьмой принцип. Опора на методы психодиагностики:
– анализ предметов деятельности;
– наблюдение;
– беседа;
– оценка.
Существует одаренность, которая влияет на успешность во всех видах
деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую
одаренность принято подразделять на умственную и художественную.
Умственно одаренные дети способны правильно решать разнообразные
познавательные задачи. Задания часто решаются в уме, легко и быстро. Порой
такой ребенок может найти совершенно неожиданный и оригинальный способ
решения задачи. Художественная одаренность обнаруживается, если ребенок
проявляет себя в художественных видах деятельности.
Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его
предметом гордости родителей. Единственное, что следует поощрять в ребенке,
это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему
развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и
проявлений (рис. 4).
Ф о р м ы р а б о т ы с о д а р е н н ы м и д е т ь м и
Образовательная деятельность
работа в парах и малых группах;
ролевые и дидактические игры;
проблемно – развивающее обучение;
использование творческих и
нестандартных заданий;
проектно – исследовательская
деятельность
5
Внеурочная деятельность
экскурсии;
объединения по интересам;
научные общества;
олимпиады;
конкурсы;
конференции;
диспуты и круглые столы Рисунок 4: Формы работы с одаренными детьми
Работа с родителями
Работа с детьми
Работа с педагогами
– создание условий для
– выявление одаренных
совместной
практической
деятельности
одаренного ребенка и
родителей;
– поддержка
и
поощрение родителей
одаренных детей;
– психологическое
сопровождение
родителей одаренного
ребенка
детей;
– создание банка данных
одаренных детей;
– подготовка
индивидуальной
программы
сопровождения
одаренного ребенка;
– работа по данной
программе
методике
– обучение
создания
индивидуальных
образовательных
программ;
– обучение приемам и
методам работы с
одаренными детьми;
– психологическое
сопровождение при
работе с одаренными
детьми
Сеть творческих объединений учреждения образования позволяет
реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся
(Таблица 1).
Таблица 1: Структура работы с одаренными детьми в ГУО
"ГГЦДОДиМ"
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический
аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного»
на данный момент времени — значит искусственно вмешаться в его судьбу,
заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные
конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности и
легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений (рис. 5).
С и с т е м а п о и с к а о д а р е н н ы х д е т е й
Занятие
уровень творческого познавательного интереса
Педагог
Результаты творческих работ
интеллект, эрудиция, способ мышления
Ученические олимпиады, конкурсы
интеллектуальные способности, нестандартность мышления, неординарность подходов
лидерские качества, оригинальность, эрудиция, объективность самоанализа, целеустремленность
Анкеты
Рисунок 5: Система поиска одаренных детей
6 Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку
возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ,
времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом
его индивидуальных склонностей. Личностнодеятельностный характер
образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач
дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных
детей. Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет
фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной
стадии в другую (рис. 6).
Итоги прошлого
учебного года
Формирование банка
одаренных детей
Анкетирование
обучающихся
О п р е д е л е н и е с п о с о б н о с т е й д е т е й
Учебно –
познавательного
характера
Научно –
исследовательского
характера
Творческого
характера
Спортивно –
технического
характера
Повышение уровня знаний
Занимательная мотивация
Индивидуальные занятия, занятия в объединениях по интересам
Олимпиады, творческие конкурсы, выставки декоративно – прикладного творчества, фестивали, спартакиады, соревнования
Рисунок 6: Работа с одаренными детьми в ГУО "ГГЦДОДиМ"
Изменения, произошедшие в последнее время, привели к тому, что сегодня
общество нуждается в качественно новой личности: адаптивной, успешной,
ориентированной на высокие профессиональные достижения, основой
формирования которых является креативный потенциал.
В данной связи обострилась необходимость поиска и совершенствования
путей и механизмов развития креативности детей и молодежи. И если все эти
трудности удается преодолеть, то область дополнительного образования
становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка.
Провозглашая ценности свободы личности и ее творческого развития,
сфера дополнительного образования сохраняет монопольное лидерство по
масштабу своего влияния, охват которого затрагивает широкие массы детей и
молодежи. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что образовательная
7 среда учреждений дополнительного образования – пространство успешной
реализации интересов, склонностей и способностей учащихся.
8 Список использованной литературы
1. Рензулли, Дж. Школы для развития талантов: практический план общего
улучшения школы / Дж. Рензулли. – Коннектикут, Центр Мэнсфилда, 1994.
2. Бабаева, Ю.Д. Роль эмоционально – личностных факторов в диагностике и
развитии одаренных детей и подростков / Ю.Д. Бабаева // Одаренный ребенок.
– 2004. – № 5. – С. 30 47.
3. Богоявленская,
Д.Б.
Психология творческих способностей
/
Д.Б. Богоявленская. – М.: Мир, 2002.
4. Белянкин, Е.О. Как стать талантливым / Е.О. Белянкин. – М.: Панорама, 1999.
– 496 с.
5. Комаров, Р.В. Готовность к самораскрытию как психологическое условие
развития креативности учащихся в системе дополнительного образования.
Автореф. на соиск. ст. канд. пс. наук, М. 2006.
6. Комаров Р.В. Роль системы дополнительного образования в развитии
одаренности учащихся [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.
systempsychology.ru/journal/2013_8/155 – Дата доступа: 04.04.2019.
9
Статья "Влияние образовательной среды на развитие одаренности учащегося"
Статья "Влияние образовательной среды на развитие одаренности учащегося"
Статья "Влияние образовательной среды на развитие одаренности учащегося"
Статья "Влияние образовательной среды на развитие одаренности учащегося"
Статья "Влияние образовательной среды на развитие одаренности учащегося"
Статья "Влияние образовательной среды на развитие одаренности учащегося"
Статья "Влияние образовательной среды на развитие одаренности учащегося"
Статья "Влияние образовательной среды на развитие одаренности учащегося"
Статья "Влияние образовательной среды на развитие одаренности учащегося"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.