Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "
Оценка 4.7

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
02.02.2018
Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "
Статья, посвящённая проблеме социализации детей и подростков средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования, рассказывает о многолетнем опыте работы одного из учебных заведений. Так как вопрос социализации подростков на сегодняшний день остаётся актуальным, предлагаются возможные способы и реальные пути его решения.
социализация.docx
Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков  Новый   Федеральный   государственный   стандарт   общего   образования фиксирует   особый   тип   результатов   образования   ­  личностные   результаты, напрямую   связанные   с  социализацией  учащихся.  Понятие   социализации регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, как, впрочем, и во многих   ключевых   образовательных   документах   наших   дней.   При   этом зачастую   мы   упускаем   из   виду,   что   юный   человек   входит  не   только  в общество как систему социальных связей и отношений, но и в культуру этого общества. И эти два процесса вовсе не обязательно совпадают друг с другом. Именно поэтому мы в Лицее считаем крайне важным выделение двух сторон социализации   при планировании  и реализации программ социализирующей направленности.   Именно   поэтому   мы   считаем  крайне   важной  работу     по реализации   программ   социализирующей   направленности,   понимая   под социализацией  вхождение  ребенка   и   в  систему   социальных   связей   и отношений, и в культуру общества. Как известно, внеурочная деятельность и система дополнительного  воспитания  учащихся объединяют все виды деятельности школьников, в  которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и  социализации.  Анализируя собственный и не только опыт практической реализации  процесса социализации ребенка в школе, мы обратили внимание на так  называемую проблему «заурочивания воспитания» (этот термин ввел  Владимир Абрамович Караковский): речь идет о переносе учебных форм и  учебного содержания на общественную среду школы и на внешкольное  пространство. То есть, когда вместо реального детского самоуправления –  педагоги задают детям ситуацию «самостоятельной работы», вместо живой  клубности – добровольно­принудительные факультативы и кружки, вместо  совместных детско­взрослых социальных проектов – педагогически заданные  учебные проекты. Безусловно, на это существуют свои причины: это и  отсутствие необходимой материальной базы, и недостаточное  финансирование, и дефицит высококвалифицированных компетентных  специалистов. Но, коллеги, именно в этих условиях нам предстоит решать  сложные задачи современного образования. Как  решает   задачи  социализации   и   воспитания  своих   учеников педагогический   коллектив   Лицея?   Прежде   всего,   мы   опираемся   на многолетние образовательные и воспитательные традиции, которые не только бережно храним, но и развиваем, модернизируем. Задолго до введения ФГОС при   планировании   и   организации   воспитательной   работы   мы   активно использовали  экспертизу   качества  работы   школьных   кружков   и   секций,   а также   –  формирование  социального   заказа   на   дополнительное   образование детей   и   подростков,   стремясь   удовлетворить  конкретные  потребности   и запросы учащихся и их родителей. В настоящее время эта работа проводится более целенаправленно.   В связи с тем, что Лицей находится в относительной территориальной отдаленности от основных культурных и спортивных объектов города, для организации   внеурочной   деятельности   и   дополнительного   образования   мы активно  используем  собственные ресурсы. В прошедшем 2013­2014 уч. году на базе лицея действовали 79 кружков, творческих объединений и спортивных секций, представленные  13­ю различными направлениями. При этом  общий охват учащихся составил 97%.   В  мае 2014 года состоялось заседание Межведомственной коллегии по вопросам   развития   дополнительного   образования   детей   под председательством   Министра   образования   и   науки   Российской   Федерации Дмитрия Ливанова, на которой были определены  приоритетные направления развития сферы дополнительного образования детей, в частности ­ развитие сферы   дополнительного   образования   подростков   и   молодежи  как составляющей   национальной   системы   подготовки   к   службе   в   рядах вооруженных сил. Данное   направление   представлено   в   Лицее  военно­патриотическим клубом «Ратоборец», который существует с 2008 года.  Руководителем  клуба является   учитель   ОБЖ,   подполковник  Емельянов   Геннадий   Николаевич. Также   занятия   с   подростками   проводят   учителя   физической   культуры   – Фомина Ольга Александровна и  Аникин Александр Викторович, а по военно­ исторической   тематике   –   учитель   истории  Усова   Татьяна   Владимировна. Работа клуба строится  по трем системообразующим направлениям:  воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил России;  военно­спортивные игры;  и взаимодействие школьного и воинских коллективов. Как известно, одним из критериев успешности деятельности педагога и образовательного   учреждения   в   целом   служат   победы   в   разного   рода соревнованиях,   состязаниях,   конкурсах,   выставках.       В   2013/2014   уч.году команда лицея заняла 1 место в районной, городской и областной военно­ спортивной   игре   «Зарница»,…а   также   1   место   в   городской   Спартакиаде молодежи допризывного возраста.  В  настоящее   время  члены   команды  занимаются   подготовкой  к  финальным соревнованиям  среди   учащихся общеобразовательных   школ   и   профессиональных   училищ  Приволжского федерального округа, которые состоятся в период с  14­го по 19 сентября 2014 г. в  Оренбургской области.  «Зарница   Поволжья»  игры При этом радует и статистика поступления выпускников лицея в высшие военные училища: среди поступивших – члены военно­патриотического клуба «Ратоборец».    В   последнее   время   в   обществе   стало   набирать   силу   волонтерское движение.  Уже 4 года в лицее успешно действуют     волонтерский отряд   «Очаг» (рук. Чернова   С.И.),  который   объединяют   неравнодушных,   инициативных, сопереживающих ребят разных возрастов. Члены отряда не только выступают инициаторами и организаторами всех  общешкольных социальных акций, но и активно участвуют в мероприятиях различных уровней. Только за прошедший уч. год ребята провели                           6 крупномасштабных акций, в которых приняли   участие   практически   все   лицеисты:   от   самых   младших   до выпускников.    Неизгладимое  впечатление на самих волонтеров и тех ребят, кто им помогал, произвела   работа   с   детским   приютом   «Возвращение».   Ребята   устроили воспитанникам приюта настоящий Новый Год: с долгожданными подарками, настоящей новогодней сказкой и праздничными угощениями! Средства на все это были собраны на Благотворительной ярмарке. Ребята   в   волонтерских   отрядах   приобретают  неоценимый   опыт социального   взаимодействия;…учатся  видеть   и   анализировать  насущные социальные проблемы, и учатся  их решать;… находят  единомышленников  и расширяют круг общения.  Как   мы   видим,   успешность   процесса   социализации   ребенка   в   школе зависит от реализации двух условий:  во­первых, это обеспечение  включенности   молодых людей в реальные социальные отношения;  а   во­вторых   –  самореализация  детей   в   процессе  социального взаимодействия. При   этом  самореализация  предполагает   предоставление  возможности ребенку более   полно   раскрыть   себя  в   отношении   с   окружающими,   когда   важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития. Примером   того,  насколько   успешно  мы   стараемся   реализовать   эти условия   в   системе   дополнительного   образования,   служит   развитие   такого трудоемкого  и,   одновременно,   очень  яркого  направления   работы   как лицейский   Фестиваль   Театров   Моды   «Серебряный   наперсток»,   который ежегодно   проводится   в   Лицее   с   1994   года.   И   если   сначала   в   фестивале принимали   участие   только   классные   коллективы,   то   со   времением   формы участия   менялись   с   учетом   потребностей   детей   –   коллекции   стали представлять   разновозрастные   коллективы,   объединенные   коллективы   из разных   классов   одной   параллели.   Лицейские     коллекции   всегда   были активными участниками районных, городских и областных мероприятий,…в последнее время постоянно действующий театр моды «Фантазия» уверенно шагнул   на  всероссийскую  и  международную  арену   и   одержал   победы   в следующих конкурсах:  Международный   детский   и   юношеский     конкурс­фестиваль  «Волга   в сердце впадает   мое»   XVII  межрегиональный   фестиваль­конкурс   детских   театров   моды  «Весенний вернисаж»  II Всероссийский фестиваль детского и молодежного творчества «На полянах   Деда   Мороза»,   проходивший   при   поддержке   Национальной Академии  Индустрии  Моды  Вячеслава  Зайцева.    На   этом  фестивале театр  моды «Фантазия»   получил в награду изготовленное специально для   фестиваля  эксклюзивное   украшение   завода   «Северная Чернь»…«Перо Жар­птицы» в золотом   исполнении.              Лицейские коллекции устроят грандиозное дефиле в День Города для жителей микрорайона.  Конечно,   в   рамках   одного   выступления   невозможно   всесторонне проанализировать деятельность лицея по такому важному направлению как социализация   детей   и   подростков   средствами   внеурочной   деятельности   и дополнительного   образования.   Тем   более   что   в   первую   очередь   хотелось поделиться   успехами.   Как   и   у   всех   общеобразовательных   учреждений,   у нашего   Лицея   есть   проблемы,   над   решением   которых   мы     работаем. Например, в проекте Концепции развития дополнительного образования детей в   Российской   Федерации  среди   приоритетных   направлений   работы   было названо   –   «Развитие   сферы   дополнительного   образования   как  основной системы профессиональной ориентации и мотивации подростков и молодежи к   участию   в  инновационной   деятельности   в   сфере   высоких   технологий   и промышленного   производства».   И   это   очень   серьезная   работа,   требующая новых форм организации дополнительного образования. Однако  уже сейчас  нам под силу превратить классные часы, в которых мы подводим детей к заранее сформулированным выводам, в реальные акты социального самоопределения. Мы должны предоставить детям собственную сферу   ответственности  и   возможность  настоящего   действия.   Мы   можем организовать   работу  школьных   клубов  так,   чтобы   они   обзавелись социальными   связями   и   отношениями,   а   заодно   и   новыми   импульсами   к развитию. Мы все вместе должны усердно поработать над тем, чтобы именно социальные проекты становились источниками новых учебных проектов, а не наоборот!     Естественно,…всё   это   требует   от   педагогов   и   наставников колоссального по временным и эмоциональным затратам  труда!

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "

Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2018