Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
02.02.2018
Статья, посвящённая проблеме социализации детей и подростков средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования, рассказывает о многолетнем опыте работы одного из учебных заведений. Так как вопрос социализации подростков на сегодняшний день остаётся актуальным, предлагаются возможные способы и реальные пути его решения.
социализация.docx
Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей:
социализация детей и подростков
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования
фиксирует особый тип результатов образования личностные результаты,
напрямую связанные с социализацией учащихся.
Понятие социализации
регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, как, впрочем, и во
многих ключевых образовательных документах наших дней. При этом
зачастую мы упускаем из виду, что юный человек входит не только в
общество как систему социальных связей и отношений, но и в культуру этого
общества. И эти два процесса вовсе не обязательно совпадают друг с другом.
Именно поэтому мы в Лицее считаем крайне важным выделение двух сторон
социализации при планировании и реализации программ социализирующей
направленности. Именно поэтому мы считаем крайне важной работу по
реализации программ социализирующей направленности, понимая под
социализацией вхождение ребенка и в систему социальных связей и
отношений, и в культуру общества.
Как известно, внеурочная деятельность и система дополнительного
воспитания учащихся объединяют все виды деятельности школьников, в
которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и
социализации.
Анализируя собственный и не только опыт практической реализации
процесса социализации ребенка в школе, мы обратили внимание на так
называемую проблему «заурочивания воспитания» (этот термин ввел
Владимир Абрамович Караковский): речь идет о переносе учебных форм и
учебного содержания на общественную среду школы и на внешкольное
пространство. То есть, когда вместо реального детского самоуправления –
педагоги задают детям ситуацию «самостоятельной работы», вместо живой
клубности – добровольнопринудительные факультативы и кружки, вместо
совместных детсковзрослых социальных проектов – педагогически заданные
учебные проекты. Безусловно, на это существуют свои причины: это и
отсутствие необходимой материальной базы, и недостаточное
финансирование, и дефицит высококвалифицированных компетентных
специалистов. Но, коллеги, именно в этих условиях нам предстоит решать
сложные задачи современного образования.
Как решает задачи социализации и воспитания своих учеников
педагогический коллектив Лицея? Прежде всего, мы опираемся на многолетние образовательные и воспитательные традиции, которые не только
бережно храним, но и развиваем, модернизируем. Задолго до введения ФГОС
при планировании и организации воспитательной работы мы активно
использовали экспертизу качества работы школьных кружков и секций, а
также – формирование социального заказа на дополнительное образование
детей и подростков, стремясь удовлетворить конкретные потребности и
запросы учащихся и их родителей. В настоящее время эта работа проводится
более целенаправленно.
В связи с тем, что Лицей находится в относительной территориальной
отдаленности от основных культурных и спортивных объектов города, для
организации внеурочной деятельности и дополнительного образования мы
активно используем собственные ресурсы. В прошедшем 20132014 уч. году
на базе лицея действовали 79 кружков, творческих объединений и спортивных
секций, представленные 13ю различными направлениями. При этом общий
охват учащихся составил 97%.
В мае 2014 года состоялось заседание Межведомственной коллегии по
вопросам развития дополнительного образования детей под
председательством Министра образования и науки Российской Федерации
Дмитрия Ливанова, на которой были определены приоритетные направления
развития сферы дополнительного образования детей, в частности развитие
сферы дополнительного образования подростков и молодежи как
составляющей национальной системы подготовки к службе в рядах
вооруженных сил.
Данное направление представлено в Лицее военнопатриотическим
клубом «Ратоборец», который существует с 2008 года. Руководителем клуба
является учитель ОБЖ, подполковник Емельянов Геннадий Николаевич.
Также занятия с подростками проводят учителя физической культуры –
Фомина Ольга Александровна и Аникин Александр Викторович, а по военно
исторической тематике – учитель истории Усова Татьяна Владимировна.
Работа клуба строится по трем системообразующим направлениям:
воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил России;
военноспортивные игры;
и взаимодействие школьного и воинских коллективов.
Как известно, одним из критериев успешности деятельности педагога и
образовательного учреждения в целом служат победы в разного рода
соревнованиях, состязаниях, конкурсах, выставках. В 2013/2014 уч.году
команда лицея заняла 1 место в районной, городской и областной военно спортивной игре «Зарница»,…а также 1 место в городской Спартакиаде
молодежи допризывного возраста.
В настоящее время члены команды занимаются подготовкой к финальным
соревнованиям
среди учащихся
общеобразовательных школ и профессиональных училищ Приволжского
федерального округа, которые состоятся в период с 14го по 19 сентября
2014 г. в Оренбургской области.
«Зарница Поволжья»
игры
При этом радует и статистика поступления выпускников лицея в высшие
военные училища: среди поступивших – члены военнопатриотического клуба
«Ратоборец».
В последнее время в обществе стало набирать силу волонтерское
движение.
Уже 4 года в лицее успешно действуют волонтерский отряд «Очаг» (рук.
Чернова С.И.), который объединяют неравнодушных, инициативных,
сопереживающих ребят разных возрастов. Члены отряда не только выступают
инициаторами и организаторами всех общешкольных социальных акций, но и
активно участвуют в мероприятиях различных уровней. Только за прошедший
уч. год ребята провели 6 крупномасштабных акций, в которых
приняли участие практически все лицеисты: от самых младших до
выпускников.
Неизгладимое впечатление на самих волонтеров и тех ребят, кто им помогал,
произвела работа с детским приютом «Возвращение». Ребята устроили
воспитанникам приюта настоящий Новый Год: с долгожданными подарками,
настоящей новогодней сказкой и праздничными угощениями! Средства на все
это были собраны на Благотворительной ярмарке.
Ребята в волонтерских отрядах приобретают неоценимый опыт
социального взаимодействия;…учатся видеть и анализировать насущные
социальные проблемы, и учатся их решать;… находят единомышленников и
расширяют круг общения.
Как мы видим, успешность процесса социализации ребенка в школе
зависит от реализации двух условий:
вопервых, это обеспечение включенности молодых людей в реальные
социальные отношения;
а вовторых – самореализация детей в процессе социального
взаимодействия.
При этом самореализация предполагает предоставление возможности
ребенку более полно раскрыть себя в отношении с окружающими, когда важны
осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития.
Примером того, насколько успешно мы стараемся реализовать эти
условия в системе дополнительного образования, служит развитие такого
трудоемкого и, одновременно, очень яркого направления работы как
лицейский Фестиваль Театров Моды «Серебряный наперсток», который
ежегодно проводится в Лицее с 1994 года. И если сначала в фестивале
принимали участие только классные коллективы, то со времением формы
участия менялись с учетом потребностей детей – коллекции стали
представлять разновозрастные коллективы, объединенные коллективы из
разных классов одной параллели. Лицейские
коллекции всегда были
активными участниками районных, городских и областных мероприятий,…в
последнее время постоянно действующий театр моды «Фантазия» уверенно
шагнул на всероссийскую и международную арену и одержал победы в
следующих конкурсах:
Международный детский и юношеский конкурсфестиваль «Волга в
сердце впадает мое»
XVII межрегиональный фестивальконкурс детских театров моды
«Весенний вернисаж»
II Всероссийский фестиваль детского и молодежного творчества «На
полянах Деда Мороза», проходивший при поддержке Национальной
Академии Индустрии Моды Вячеслава Зайцева. На этом фестивале
театр моды «Фантазия» получил в награду изготовленное специально
для фестиваля
эксклюзивное украшение завода «Северная
Чернь»…«Перо Жарптицы» в золотом исполнении.
Лицейские коллекции устроят грандиозное дефиле в День Города для
жителей микрорайона.
Конечно, в рамках одного выступления невозможно всесторонне
проанализировать деятельность лицея по такому важному направлению как
социализация детей и подростков средствами внеурочной деятельности и
дополнительного образования. Тем более что в первую очередь хотелось
поделиться успехами. Как и у всех общеобразовательных учреждений, у
нашего Лицея есть проблемы, над решением которых мы
работаем.
Например, в проекте Концепции развития дополнительного образования детей
в Российской Федерации среди приоритетных направлений работы было
названо – «Развитие сферы дополнительного образования как основной
системы профессиональной ориентации и мотивации подростков и молодежи
к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства». И это очень серьезная работа, требующая
новых форм организации дополнительного образования.
Однако уже сейчас нам под силу превратить классные часы, в которых
мы подводим детей к заранее сформулированным выводам, в реальные акты
социального самоопределения. Мы должны предоставить детям собственную
сферу ответственности и возможность настоящего действия. Мы можем
организовать работу школьных клубов так, чтобы они обзавелись
социальными связями и отношениями, а заодно и новыми импульсами к
развитию. Мы все вместе должны усердно поработать над тем, чтобы именно
социальные проекты становились источниками новых учебных проектов, а не
наоборот! Естественно,…всё это требует от педагогов и наставников
колоссального по временным и эмоциональным затратам труда!
Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "
Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "
Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "
Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "
Статья "Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей: социализация детей и подростков "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.