Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Оценка 4.8

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
физика
Взрослым
04.04.2019
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Целью статьи является изучение системы внеурочной работы по физике в основной школе в условиях реализации ФГОС как средство для самореализации и творческого развития каждого школьников. Рассмотрен опыт внеклассной работы по физике на примере конкретных мероприятий, направленных на повышение мотивации учащихся.
Статья.doc
ДОКЛАД: «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ   ПО ФИЗИКЕ В СВЕТЕ ФГОС ООО» Вавилина Ольга Ивановна МОУ СОШ №77  Фрунзенского  района  города Саратова 3 апреля  2019 года                                                                                                           Саратов   2019 Содержание Введение Содержание  3           4  Реализация внеурочная деятельности в рамках ФГОС 4 Внеурочная деятельность  как инструмент развития одаренности 7  Опыт внеклассной работы по физике МОУ «СОШ№77»                   8 города Саратова                  Заключение                                                                                                  15   Библиография                                                                                                          17 Введение Постановка проблемы     Организация   свободного   времени   учащихся   –   одна   из   самых   важных педагогических проблем нашего времени. И организация внеклассной работы по   предмету  в  этой  связи  приобретает  особое значение.  Вызвать   интерес  у школьника к мероприятиям  и углубить знания учащихся – задача, которую решает не одно поколение педагогов. Это и является актуальностью данного проекта. Обновление   качества   образования   требует   от   нас   новых   подходов   в обучении,   новых   технологий.     Новые   стандарты   предполагают   повышение значимости   внеурочной   работы,   которая   ориентирует   педагога   на   ребёнка. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время.  Объект исследования: внеурочная работа рассматривается, как средство развития   интереса   к   предмету,   повышения   качества   знаний,   развития творческой материалистического   мировоззрения, самостоятельности,     формирования   эстетического,   элементов   нравственного воспитания школьников. Целью данной работы  является изучение системы внеурочной работы по физике в основной школе в условиях реализации ФГОС  как средство для самореализации и творческого развития каждого школьника. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:  изучить   психологическую,   педагогическую   и   методическую литературу по данной теме;  раскрыть роль внеурочной работы в процессе обучения физике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования;  выделить цели и задачи внеурочной работы по физике.  рассмотреть   опыт   внеклассной   работы   по   физике   МОУ   «СОШ №77»     на   примере   конкретных   мероприятий,   направленных   на   повышение мотивации учащихся к успешной учебе. Основное содержание  I.  Реализация внеурочная деятельности в рамках ФГОС      Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС это образовательная деятельность,   осуществляемая   в   формах,   отличных   от   классно­урочной деятельности.  Игры,   конкурсы,   вечера,   конференции,   олимпиады   –   это   не просто   коллективное   развлечение,   а   основной   способ   достижения определенных   задач   обучения.   У   них   также   должны   быть   мотив,   цель   и результат.   В  первую   очередь   –   это   достижение   личностных,   предметных   и метапредметных результатов.             Основной   целью   внеурочной   работы   является   гармоничное   развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление задатков и способностей каждого ученика.  Перед внеурочной работой по физике ставятся следующие основные задачи:  развитие   устойчивого   интереса   учащихся   к   физике   и   её приложениям;  расширение   и   углубление знаний   учащихся   по   программному материалу;  оптимальное   развитие   способностей   у   учащихся   и   привитие учащимся определенных навыков научно­исследовательского характера; воспитание высокой культуры математического мышления;   развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно­популярной литературой;  расширение   и   углубление   представлений   учащимися   о практическом значении физики в технике и практике;  расширение и углубление представлений учащимися о культурно­ исторической ценности физики;  воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной. Внеурочная деятельность основывается на обще дидактических принципах, важнейшим из которых является: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности.            Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности: Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции); Примерная   общеобразовательная   программа   основного   общего   образования (одобрена решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Федеральные   требования   к   образовательным   учреждениям   в   части минимальной   оснащенности   учебного   процесса   и   оборудования   учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г.   №   986,   зарегистрированы   в   Минюсте   России   3   февраля   2011   г., регистрационный номер 19682);   СанПиН   2.4.2.   2821   –   10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены   постановлением   Главного   государственного   санитарного врача   Российской   Федерации   от   29   декабря   2010   г.   №   189, зарегистрированы   в   Минюсте   России   3   марта   2011   г.,   регистрационный номер 19993);   Санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы   «Санитарно­ эпидемиологические   требования   к   учреждениям   дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251­03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003   г.   №   27,зарегистрированы   в   Минюсте   России   27   мая   2003   г., регистрационный номер 4594;   Федеральные   требования   к   образовательным   учреждениям   в   части   охраны здоровья   обучающихся,   воспитанников   (утверждены   приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).  Концепция духовно­нравственного воспитания российских школьников  Программа воспитания и социализации обучающихся. Требования   к   условиям   реализации   основной   образовательной   программы (гигиенические требования) Методические   рекомендации   об   организации   внеурочной   деятельности   при введении   ФГОС   общего   образования   (Письмо   Департамента   общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03­296 Н    Методические   материалы   по   организации   внеурочной   деятельности   в образовательных   учреждениях, программы.    реализующих   общеобразовательные   Основные принципы организации внеурочной деятельности: ­учёт возрастных особенностей; ­сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; ­связь теории с практикой; ­доступность и наглядность; ­включение в активную жизненную позицию;              В   соответствии   с   Законом   РФ   «Об   образовании»   (ст.   9,   п.   6)   образовательный стандарт указывает на то, что основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования   включают   в   себя   учебный   план,   рабочие   программы   учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно   ­   нравственное   развитие,   воспитание   и   качество   подготовки обучающихся с последующим включением в них условно нового элемента  — внеурочной деятельности.             Рабочие   программы  по   внеурочной  деятельности  разрабатываются   на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 11.12.2006 г. № 06­1844).              Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ по внеурочной деятельности.     Внеклассная работа с нетрадиционными методиками проведения, необычная по замыслу и организации, гораздо больше нравится учащимся, чем обычные будничные занятия.   II. Внеурочная деятельности как инструмент развития одаренности       Каждый ребенок от природы одарен. И задача современной школы найти и развить это качество. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда   не   денется,   не   исчезнет   и   обязательно   где­то   проявится.   Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. И прекрасной возможностью для этого деятельность. является внеурочная            Цель внеурочной деятельности вообще и по физике в частности: создание условий   для   проявления   и   развития   ребенком   своих   интересов   на   основе свободного   выбора,   постижения   духовно­нравственных   ценностей   и традиций. культурных         В   нашу   школу   приходят   дети   с   разным   развитием.   У   многих   детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по   их   выявлению   и   развитию   ложится   на   нас   –   учителей.     Очень   точно   определяет   суть   процесса   высказывание   психолога Богоявленской:   «Следует   говорить   о   задаче   формирования   в   школе творческой   личности,   а   не   просто   о   развитии   творческих   способностей. Именно   творчество   оживляет   познавательный   процесс,   активизирует познающую   личность   и   формирует   ее.   Творчество   —   норма   детского развития».    Согласно мнению большинства психологов и учителей, которые говорят, что природа   щедро   наделила   каждого   здорового   ребёнка   возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.        Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой   отношений,   которые   стимулировали   бы   самую   разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.       Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей   решающую   роль   играет   труд.   «Гений,   –   говорил   знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».   Принуждение   –   это   враг   творчества.   Поэтому   только   те   занятия   будут   обеспечивать   результат,   на   которых   ребёнок   работает   с   увлечением,   по желанию. собственному      Школа после уроков ­ это мир творчества, проявление и раскрытие каждым   ребёнком   своих   интересов,   своих   увлечений.   В   нашей   работе   на   занятиях внеурочной деятельностью создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов.    Талантливые дети – ценность для общества, ими гордится школа, район. Они повышают   уровень   образовательного   учреждения   и   по   праву   заслуживают особого внимания.    III.  Опыт   внеклассной   работы   по   физике   МОУ   «СОШ№77»   города Саратова     детьми.              Далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. И  Каждая   школа   имеет   свой   опыт   работы   с   очень   многое   зависит   от   семьи   и   школы.///////////////////////////////////////////////////// Задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в нашей школе был и остаётся учитель, так как именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно­ воспитательного процесса (государство, родителей, учеников, администрацию т.д.). школы, общественные организации и                    Важно именно в школе выявить интересы детей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в обучающихся. школе   деятельность организуется внеурочная                  Чтобы организовать внеурочную работу с обучающимися мы вначале выявляем   их   интересы.   Выявив   интересы   и   любимые   виды   деятельности учеников, планируем занятия. Внеурочная деятельность осуществляется через посещение   учениками   кружков,   участие   в   олимпиадах,   конкурсах, соревнованиях,  предметных  неделях,  научно  –  практических   конференциях, музейных уроках, социально – значимых делах и других классных и школьных мероприятиях.   Мы   знакомим   родителей   с   организацией   внеурочной деятельности,   и   они   с   интересом   узнают   об   успехах   своих   детей.   Участие семьи во внеурочных мероприятиях – неотъемлемая часть реализации ФГОС.                          Формы реализации внеурочной деятельности учащихся по физике     Попробую     представить   весь   комплекс   внеклассных   мероприятий, проводимых в  нашей школе по физике. 1.Подготовка   и   организация   участия   обучающихся   во   Всероссийской олимпиаде школьников по физике. 2.Организация   участия   обучающихся   в  очных   и  дистанционных   олимпиадах различного уровня. 3.Опыты по физике в домашних условиях. Простейшие  опыты,  которые выполняют учащиеся с 7 по 11 класс.  Опыты  включены  в домашнее задание. Выполнения простых опытов, несложных  исследований способствует формированию познавательных способностей у  учащихся, вызывает интерес к учебе.  Для выполнения домашних опытов в  классе сделаны заготовки с пошаговым описанием хода выполнения работы.  Учащиеся выполняют работу вместе с родителями и представляют результаты  работы на уроке. Например,  учащиеся  8 класса выполнили работу: «Микроклимат  квартиры» Цель   работы:  изучение экологического  состояния своего дома.  Задачи:  выяснить, что может навредить  нам дома;   провести анализ микроклимата помещений дома;    выявить физические  загрязнения своего дома;     предложить пути решения проблем связанных с экологией дома. При выполнении работы учащиеся рассчитали световой коэффициент  квартиры, измерили влажность воздуха (психрометром) в квартире и  температуру воздуха. Результаты работы:  В целом  микроклимат  дома наших учеников оказался  в норме. Для его улучшения следует:   повысить освещенность помещения. Для этого следует заменить  лампочки   ( вместо  лампочек в 100 Вт  поставить  более мощные  и увеличить их  количество)   для хорошего доступа естественного света  нужно обеспечить доступ в  жилище солнечного света в течение всего дня. Не ставить на подоконники большие цветы и другие предметы, утром не забывать  открывать жалюзи или теневые занавеси, чаще мыть окна.  поддерживать в доме уровень влажности не выше 50 процентов   для уменьшения влажности надо установить вытяжку, проветривать  комнаты, а для увеличения влажности можно поставить на батарею   посуду с водой, приобрести  декоративный фонтан. В сухом помещении  можно развести побольше цветов.  запретить  курить  в помещении;      Совместное выполнение домашних экспериментов повышает авторитет  родителей, делает отношения внутри семьи более доверительными,  повышает  интерес  родителей  к учебному процессу. 4. Исследовательская работа  учащихся.       Основной целью организации научно­исследовательской деятельности  школьников по физике является: ­ выявление и поддержка одарённых учащихся; ­ развитие их интеллектуальных и творческих способностей; ­ поддержка научно­исследовательских интересов учеников.     Задачами организации научно­исследовательской деятельности школьников  по физике являются: ­ приобщение учащихся к интеллектуально­творческой деятельности; ­ выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей,  создание научных   работ и проектов; ­ создание условий для расширения среды общения и получения информации; ­ формирование навыков исследовательской работы; ­ развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей      Этапы работы с учащимися:  Подготовительный. Выбор   темы.   Определения   цели   и   задач.   Выявление   уровня   подготовки учащихся   к   выполнению   исследовательской   работы.   Составления   плана работы,     знакомство   с   различными     методами     проведения   эксперимента, обучение работе с литературой.  Курирование научно – исследовательской работы.  Составление плана работы. Помощь в проведении экспериментов и обработке результатов.  Подготовка к защите работы и выступлению на  научно –  практической конференции   Подготовка     работы   согласно   требованиям     к     оформлению   на   данной конференции,   подготовка   выступления,   выполнение   презентации.     Ученик     грамотно   докладывать   о   своём   исследовании,   должно     не   бояться аудитории,   уметь   отвечать   на   вопросы,     отстаивать   свою   точку   зрения, опираясь на  результаты исследовательской  работы.  Реклама научно­исследовательской деятельности среди учащихся и  использование результатов научно­исследовательских работ в  учебно­воспитательном процессе.     Учащиеся,     представившие   свою   работу   на   научно   –   практической конференции,  выступают с  презентацией  своей научно – исследовательской работы  перед учителями и учащимися своей школы.   5. Посещение музеев, выставок, связанных с  предметом.     В качестве примера  ­  посещение  музея занимательных наук Эйнштейна. В его   экспозиции   находятся    более  ста   интерактивных   экспонатов,  наглядно демонстрирующих   принципы   действия   различных   законов   физики   и объясняющих природу самых удивительных и крaсивых явлений окружающего мира.    В   музее   ребята   узнают  много   полезного   о   распределении   веса, свойствах инерции и центробежной силы, изучить принцип действия колеса­ гироскопа, попробовать поднять тяжелейшие предметы при помощи простого рычага,   подробно   познакомиться   с   увеличительным   стеклом   и   эффектом линзы   и  другие   экспонаты,   предназначенные   для   коллективных   опытов   и самостоятельных исследований. 6. Предметные недели в школе.  В   школе ежегодно проходят недели физики, в течение которых бывает много внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по физике,   их   творческие   способности,   возбуждает   интерес   к   предмету.     До начала предметной  недели физики выбирается оргкомитет из числа учащихся, изучающих   физику,   во   главе   с   учителем   физики.   Составляется   план проведения недели с указанием всех мероприятий, сроков их проведения и назначаются   ответственные   лица.     В   каждый   день   недели   обязательно проводится одно или два  мероприятия, как правило, во внеурочное время.  Например: «План проведения предметной недели» Примерный план:  Своя игра ­ команды учащихся 7,8 классов  Парадоксы физики 11 класс  Конкурс презентации « Законы динамики Ньютона»  9 класс  Физическая спартакиада 10 класс  Посещение  музея занимательных наук Эйнштейна 7 класс  Брейн – ринг по физике для 9 классов 8.Беседы по физике     Физика – огромная наука. Для бесед  отбираются лишь некоторые вопросы, обычно   затрудняющие   учащихся.   Эти   вопросы   затрагивают   кинематику   и динамику  поступательного  и вращательного движения, колебания маятника, статику,   законы   сохранения   и   импульса,   симметрию   кристаллов,   элементы молекулярно   –   кинетической   теории   и   термодинамики,   физику   газов   и жидкостей. Беседы могут быть неодинаковы по трудности содержания и по стилю. Не следует   пугаться,   если   при   первом   чтении   некоторые   места   покажутся сложными учащимся, к ним можно будет вернуться позднее, когда по мере изучения физики учащиеся окажутся более подготовленными к их пониманию. Возможно даже, что физические явления будут раскрываться перед учащимися совсем не в том порядке, в каком они обычно излагаются в учебниках. Желая показать то или иное явления в его естественном многообразии,   придется отступать от рамок школьной программы. Беседы по физике можно проводить в рамках физического кружка. Возможные темы для бесед по физике:  Почему Луна не падает на землю?  Вблизи абсолютного нуля.  Симметрия и энергетика кристалла.  В мире молекул.  Что такое инерция? 9. Подготовка и проведение КВН, вечеров занимательной физики в  средней школе. 10.   Подготовка   докладов,   рефератов   по   различным   темам   физики. Выступления   с   докладами   перед   младшими   школьниками,     с   целью пробуждения интереса  к физике.  11.Профориентация учащихся во внеурочное время.     Лекции студентов, которые обучаются в  институтах, где физика является профилирующим   предметом.   Знакомство   выпускников     с   профессиями, связанными с физикой. Экскурсии на кафедры и в лаборатории технических вузов города. Заключение  Школа   сегодня   стремительно   меняется,   пытается   попасть   в   ногу   со     временем.   Главное   же   изменение   в   обществе,   влияющее   и   на   ситуацию   в образовании   –   это   ускорение   темпов   развития.   А   значит,   школа   должна готовить своих учеников к жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как   умение   учиться.   По   сути,   это   и   есть   главная   задача   новых образовательных   стандартов,   которые   призваны   реализовать   развивающий потенциал   образования.   Школа   призвана   развивать   способности   ребенка, реализовать   себя   в   новых   социально­экономических   условиях,   уметь   Такой применять   свои   знания   в   различных   жизненных   ситуациях.   эффективный   педагогический   инструментарий   есть   –   это   системная организация   внеурочной   деятельности   учащихся,   которая   способствует повышению   мотивации   детей   к   самостоятельному   и   осознанному   учению, создает   условия   для  открытия   ребенком   секретов  своей   успешной  учёбы, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество   образования   в   соответствии   с   новыми   целями   и   задачами, поставленными ФГОС ООО.    Умение   создавать   новое,   находить   нестандартное   решение   жизненных проблем   стали   сегодня   неотъемлемой   составной   частью   реального жизненного успеха любого человека.     Внеурочная деятельность в целом и особенно внеурочная деятельность по физике даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать её на основе теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа. Таким   образом,   активно   внедряя   внеурочную   деятельность   в   образовательный процесс, мы, учителя, получаем возможность планомерно достигать   воспитательных   результатов   разного   уровня   познавательной деятельности:   от   приобретения   социального   знания,   формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора. Литература        1.  Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей  редакции);       2. Примерная общеобразовательная программа основного общего  образования (одобрена решением федерального учебно­методического  объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)       3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части  минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных  помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г.  № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г.,  регистрационный номер 19682);       4. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно­эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»  (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в  Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);      5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки  Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2  февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).     6. Концепция духовно­нравственного воспитания российских школьников     7. Программа воспитания и социализации обучающихся.     8. Требования к условиям реализации основной образовательной программы  (гигиенические требования)     9. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в  образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы   10. Браверман Э.М.  Вечера по физике в средней школе. Пособие для  учителей. М.: Просвещение, 1969. С  267. 11.Буров В.А. Опыт внеклассной работы по физике. М.: Изд­во АПН РСФСР,  2003.С 92. 12.Головин П.П. Школьный физико­технический кружок. Кн. для учителя: Из опыта работы .М.: Просвещение, 2011. С159.     13. Зверева  Н.М. Активизация   мышления учащихся на уроках  физики.  М: Просвещение, 1980. С 112.  14.   Кабардин   О.Ф.,   Браверман   Э.М.   Внеурочная   работа   по   физике.   М.:   Просвещение, 1983. С 223.  Леонтович   А.В.   Об   основных   понятиях   концепции   развития   15. исследовательской и проектной деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. 2003.  С 12­17.

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"

Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2019