Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Оценка 4.8
Мероприятия
doc
физика
Взрослым
04.04.2019
Целью статьи является изучение системы внеурочной работы по физике в основной школе в условиях реализации ФГОС как средство для самореализации и творческого развития каждого школьников. Рассмотрен опыт внеклассной работы по физике на примере конкретных мероприятий, направленных на повышение мотивации учащихся.
Статья.doc
ДОКЛАД: «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ФИЗИКЕ В СВЕТЕ ФГОС ООО»
Вавилина Ольга Ивановна
МОУ СОШ №77 Фрунзенского района
города Саратова
3 апреля 2019 года
Саратов 2019 Содержание
Введение
Содержание
3
4
Реализация внеурочная деятельности в рамках ФГОС
4
Внеурочная деятельность как инструмент развития одаренности 7
Опыт внеклассной работы по физике МОУ «СОШ№77» 8
города Саратова
Заключение 15
Библиография 17 Введение
Постановка проблемы
Организация свободного времени учащихся – одна из самых важных
педагогических проблем нашего времени. И организация внеклассной работы
по предмету в этой связи приобретает особое значение. Вызвать интерес у
школьника к мероприятиям и углубить знания учащихся – задача, которую
решает не одно поколение педагогов. Это и является актуальностью данного
проекта.
Обновление качества образования требует от нас новых подходов в
обучении, новых технологий. Новые стандарты предполагают повышение
значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка.
Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их
применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время.
Объект исследования: внеурочная работа рассматривается, как средство
развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития
творческой
материалистического мировоззрения,
самостоятельности,
формирования
эстетического,
элементов
нравственного
воспитания школьников.
Целью данной работы является изучение системы внеурочной работы
по физике в основной школе в условиях реализации ФГОС как средство для
самореализации и творческого развития каждого школьника.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психологическую, педагогическую и методическую
литературу по данной теме;
раскрыть роль внеурочной работы в процессе обучения физике в
условиях внедрения ФГОС основного общего образования;
выделить цели и задачи внеурочной работы по физике.
рассмотреть опыт внеклассной работы по физике МОУ «СОШ
№77» на примере конкретных мероприятий, направленных на повышение
мотивации учащихся к успешной учебе. Основное содержание
I.
Реализация внеурочная деятельности в рамках ФГОС
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС это образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классноурочной
деятельности. Игры, конкурсы, вечера, конференции, олимпиады – это не
просто коллективное развлечение, а основной способ достижения
определенных задач обучения. У них также должны быть мотив, цель и
результат. В первую очередь – это достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов.
Основной целью внеурочной работы является гармоничное развитие
личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также
выявление задатков и способностей каждого ученика.
Перед внеурочной работой по физике ставятся следующие основные задачи:
развитие устойчивого интереса учащихся к физике и её
приложениям;
расширение и углубление знаний учащихся по программному
материалу;
оптимальное развитие способностей у учащихся и привитие
учащимся определенных навыков научноисследовательского характера;
воспитание высокой культуры математического мышления;
развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать
с учебной и научнопопулярной литературой;
расширение и углубление представлений учащимися о
практическом значении физики в технике и практике;
расширение и углубление представлений учащимися о культурно
исторической ценности физики;
воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать
индивидуальную работу с коллективной. Внеурочная деятельность основывается на обще дидактических принципах,
важнейшим из которых является: принцип научности, последовательности и
системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи
теории с практикой, доступности, наглядности.
Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной
деятельности:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Примерная общеобразовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебнометодического объединения по
общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010
г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г.,
регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,
зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный
номер 19993);
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы «Санитарно
эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования СанПиН 2.4.4.125103» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля
2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г.,
регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся,
воспитанников
(утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в
Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников
Программа воспитания и социализации обучающихся.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
(гигиенические требования)
Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при
введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего
образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03296 Н
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях,
программы.
реализующих общеобразовательные
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию;
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6)
образовательный стандарт указывает на то, что основные общеобразовательные
программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие
духовно нравственное развитие, воспитание и качество подготовки
обучающихся с последующим включением в них условно нового элемента —
внеурочной деятельности.
Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на
основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №
061844).
Примерные программы служат основанием для составления рабочих
программ по внеурочной деятельности.
Внеклассная работа с нетрадиционными методиками проведения, необычная
по замыслу и организации, гораздо больше нравится учащимся, чем обычные
будничные занятия.
II. Внеурочная деятельности как инструмент развития одаренности
Каждый ребенок от природы одарен. И задача современной школы найти и
развить это качество. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он
никуда не денется, не исчезнет и обязательно гдето проявится. Однако
исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность
существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад,
который нужно неустанно возделывать. И прекрасной возможностью для этого
деятельность.
является
внеурочная
Цель внеурочной деятельности вообще и по физике в частности: создание
условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе
свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и
традиций.
культурных
В нашу школу приходят дети с разным развитием. У многих детей
способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа
по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей.
Очень точно определяет суть процесса высказывание психолога
Богоявленской: «Следует говорить о задаче формирования в школе
творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей.
Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует
познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития».
Согласно мнению большинства психологов и учителей, которые говорят, что
природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями
развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты
творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.
Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой
системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную
деятельность и способствовали эффективному развитию.
Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных
способностей решающую роль играет труд. «Гений, – говорил знаменитый
американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на
девяносто девять процентов потение».
Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут
обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по
желанию.
собственному
Школа после уроков это мир творчества, проявление и раскрытие каждым
ребёнком своих интересов, своих увлечений. В нашей работе на занятиях
внеурочной деятельностью создаётся своеобразная эмоционально наполненная
среда увлечённых детей и педагогов.
Талантливые дети – ценность для общества, ими гордится школа, район. Они
повышают уровень образовательного учреждения и по праву заслуживают
особого внимания.
III. Опыт внеклассной работы по физике МОУ «СОШ№77» города
Саратова
детьми.
Далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. И
Каждая школа имеет свой опыт работы с
очень многое зависит от семьи и школы.///////////////////////////////////////////////////// Задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности и подготовить
почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Ключевой фигурой
в реализации задач воспитания в нашей школе был и остаётся учитель, так как
именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно
воспитательного процесса (государство, родителей, учеников, администрацию
т.д.).
школы,
общественные
организации
и
Важно именно в школе выявить интересы детей, помочь претворить в
жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в
жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в
обучающихся.
школе
деятельность
организуется
внеурочная
Чтобы организовать внеурочную работу с обучающимися мы вначале
выявляем их интересы. Выявив интересы и любимые виды деятельности
учеников, планируем занятия. Внеурочная деятельность осуществляется через
посещение учениками кружков, участие в олимпиадах, конкурсах,
соревнованиях, предметных неделях, научно – практических конференциях,
музейных уроках, социально – значимых делах и других классных и школьных
мероприятиях. Мы знакомим родителей с организацией внеурочной
деятельности, и они с интересом узнают об успехах своих детей. Участие
семьи во внеурочных мероприятиях – неотъемлемая часть реализации ФГОС.
Формы реализации внеурочной деятельности учащихся по
физике
Попробую
представить весь комплекс внеклассных мероприятий,
проводимых в нашей школе по физике.
1.Подготовка и организация участия обучающихся во Всероссийской
олимпиаде школьников по физике.
2.Организация участия обучающихся в очных и дистанционных олимпиадах
различного уровня.
3.Опыты по физике в домашних условиях. Простейшие опыты, которые выполняют учащиеся с 7 по 11 класс. Опыты
включены в домашнее задание. Выполнения простых опытов, несложных
исследований способствует формированию познавательных способностей у
учащихся, вызывает интерес к учебе. Для выполнения домашних опытов в
классе сделаны заготовки с пошаговым описанием хода выполнения работы.
Учащиеся выполняют работу вместе с родителями и представляют результаты
работы на уроке.
Например, учащиеся 8 класса выполнили работу: «Микроклимат
квартиры»
Цель работы: изучение экологического состояния своего дома.
Задачи:
выяснить, что может навредить нам дома;
провести анализ микроклимата помещений дома;
выявить физические загрязнения своего дома;
предложить пути решения проблем связанных с экологией дома.
При выполнении работы учащиеся рассчитали световой коэффициент
квартиры, измерили влажность воздуха (психрометром) в квартире и
температуру воздуха.
Результаты работы:
В целом микроклимат дома наших учеников оказался в норме.
Для его улучшения следует:
повысить освещенность помещения. Для этого следует заменить
лампочки
( вместо лампочек в 100 Вт поставить более мощные и увеличить их
количество)
для хорошего доступа естественного света нужно обеспечить доступ в
жилище солнечного света в течение всего дня. Не ставить на подоконники большие цветы и другие предметы, утром не забывать
открывать жалюзи или теневые занавеси, чаще мыть окна.
поддерживать в доме уровень влажности не выше 50 процентов
для уменьшения влажности надо установить вытяжку, проветривать
комнаты, а для увеличения влажности можно поставить на батарею
посуду с водой, приобрести декоративный фонтан. В сухом помещении
можно развести побольше цветов.
запретить курить в помещении;
Совместное выполнение домашних экспериментов повышает авторитет
родителей, делает отношения внутри семьи более доверительными, повышает
интерес родителей к учебному процессу.
4. Исследовательская работа учащихся.
Основной целью организации научноисследовательской деятельности
школьников по физике является:
выявление и поддержка одарённых учащихся;
развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
поддержка научноисследовательских интересов учеников.
Задачами организации научноисследовательской деятельности школьников
по физике являются:
приобщение учащихся к интеллектуальнотворческой деятельности;
выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей,
создание научных работ и проектов;
создание условий для расширения среды общения и получения информации;
формирование навыков исследовательской работы;
развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей
Этапы работы с учащимися:
Подготовительный. Выбор темы. Определения цели и задач. Выявление уровня подготовки
учащихся к выполнению исследовательской работы. Составления плана
работы, знакомство с различными методами проведения эксперимента,
обучение работе с литературой.
Курирование научно – исследовательской работы.
Составление плана работы. Помощь в проведении экспериментов и обработке
результатов.
Подготовка к защите работы и выступлению на научно –
практической конференции
Подготовка работы согласно требованиям к оформлению на данной
конференции, подготовка выступления, выполнение презентации. Ученик
грамотно докладывать о своём исследовании,
должно
не бояться
аудитории, уметь отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения,
опираясь на результаты исследовательской работы.
Реклама научноисследовательской деятельности среди учащихся и
использование результатов научноисследовательских работ в
учебновоспитательном процессе.
Учащиеся, представившие свою работу на научно – практической
конференции, выступают с презентацией своей научно – исследовательской
работы перед учителями и учащимися своей школы.
5. Посещение музеев, выставок, связанных с предметом.
В качестве примера посещение музея занимательных наук Эйнштейна. В
его экспозиции находятся более ста интерактивных экспонатов, наглядно
демонстрирующих принципы действия различных законов физики и
объясняющих природу самых удивительных и крaсивых явлений окружающего
мира. В музее ребята узнают много полезного о распределении веса,
свойствах инерции и центробежной силы, изучить принцип действия колеса
гироскопа, попробовать поднять тяжелейшие предметы при помощи простого рычага, подробно познакомиться с увеличительным стеклом и эффектом
линзы и другие экспонаты, предназначенные для коллективных опытов и
самостоятельных исследований.
6. Предметные недели в школе.
В школе ежегодно проходят недели физики, в течение которых бывает много
внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по
физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету. До
начала предметной недели физики выбирается оргкомитет из числа учащихся,
изучающих физику, во главе с учителем физики. Составляется план
проведения недели с указанием всех мероприятий, сроков их проведения и
назначаются ответственные лица.
В каждый день недели обязательно
проводится одно или два мероприятия, как правило, во внеурочное время.
Например: «План проведения предметной недели»
Примерный план:
Своя игра команды учащихся 7,8 классов
Парадоксы физики 11 класс
Конкурс презентации « Законы динамики Ньютона» 9 класс
Физическая спартакиада 10 класс
Посещение музея занимательных наук Эйнштейна 7 класс
Брейн – ринг по физике для 9 классов
8.Беседы по физике
Физика – огромная наука. Для бесед отбираются лишь некоторые вопросы,
обычно затрудняющие учащихся. Эти вопросы затрагивают кинематику и
динамику поступательного и вращательного движения, колебания маятника,
статику, законы сохранения и импульса, симметрию кристаллов, элементы
молекулярно – кинетической теории и термодинамики, физику газов и
жидкостей. Беседы могут быть неодинаковы по трудности содержания и по стилю. Не
следует пугаться, если при первом чтении некоторые места покажутся
сложными учащимся, к ним можно будет вернуться позднее, когда по мере
изучения физики учащиеся окажутся более подготовленными к их пониманию.
Возможно даже, что физические явления будут раскрываться перед учащимися
совсем не в том порядке, в каком они обычно излагаются в учебниках. Желая
показать то или иное явления в его естественном многообразии, придется
отступать от рамок школьной программы. Беседы по физике можно проводить
в рамках физического кружка.
Возможные темы для бесед по физике:
Почему Луна не падает на землю?
Вблизи абсолютного нуля.
Симметрия и энергетика кристалла.
В мире молекул.
Что такое инерция?
9. Подготовка и проведение КВН, вечеров занимательной физики в
средней школе.
10. Подготовка докладов, рефератов по различным темам физики.
Выступления с докладами перед младшими школьниками,
с целью
пробуждения интереса к физике.
11.Профориентация учащихся во внеурочное время.
Лекции студентов, которые обучаются в институтах, где физика является
профилирующим предметом. Знакомство выпускников с профессиями,
связанными с физикой. Экскурсии на кафедры и в лаборатории технических
вузов города. Заключение
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со
временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в
образовании – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна
готовить своих учеников к жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать
ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное,
личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением,
как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых
образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий
потенциал образования. Школа призвана развивать способности ребенка,
реализовать себя в новых социальноэкономических условиях, уметь
Такой
применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
эффективный педагогический инструментарий есть – это системная
организация внеурочной деятельности учащихся, которая способствует
повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению,
создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учёбы,
позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить
качество образования в соответствии с новыми целями и задачами,
поставленными ФГОС ООО.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных
проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального
жизненного успеха любого человека.
Внеурочная деятельность в целом и особенно внеурочная деятельность по
физике даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и
оценивать информацию; анализировать её на основе теоретических знаний,
людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных
условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа. Таким образом, активно внедряя внеурочную деятельность в
образовательный процесс, мы, учителя, получаем возможность планомерно
достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной
деятельности: от приобретения социального знания, формирования
положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до
приобретения самостоятельного развития общего кругозора. Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей
редакции);
2. Примерная общеобразовательная программа основного общего
образования (одобрена решением федерального учебнометодического
объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г.
№ 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г.,
регистрационный номер 19682);
4. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в
Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2
февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
6. Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников
7. Программа воспитания и социализации обучающихся.
8. Требования к условиям реализации основной образовательной программы
(гигиенические требования)
9. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы
10. Браверман Э.М. Вечера по физике в средней школе. Пособие для
учителей. М.: Просвещение, 1969. С 267. 11.Буров В.А. Опыт внеклассной работы по физике. М.: Издво АПН РСФСР,
2003.С 92.
12.Головин П.П. Школьный физикотехнический кружок. Кн. для учителя: Из
опыта работы .М.: Просвещение, 2011. С159.
13. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М:
Просвещение, 1980. С 112.
14. Кабардин О.Ф., Браверман Э.М. Внеурочная работа по физике. М.:
Просвещение, 1983. С 223.
Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития
15.
исследовательской и проектной деятельности учащихся. Исследовательская
работа школьников. 2003. С 1217.
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Статья: "Внеурочная деятельность обучающихся по физике в свете ФГОС ООО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.