Статья "ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Оценка 4.9

Статья "ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
чтение
Взрослым
17.01.2017
Статья "ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Материал статьи будет интересен учителям начальной школы. В данной статье я делюсь своим опытом работы по внеурочной деятельности по литературному чтению. Расписываю и объясняю как проходят занятия, какие формы проведения дополнительных уроков использую. Делюсь графиком прочтения литературных произвелдений по годамСтатья для педагогов
Современные образовательные системы.docx

И.Н.Ступченко,

учитель начальных классов первой категории

 МБОУ СШ №5

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная Российская школа переживает в наши дни глобальные преобразования.  За последние десятилетия в обществе произошли большие изменения в представлении цели и задач образования и путей  их реализации.

Традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники начальной школы, отлично знавшие материал по предметам, не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться, не понимали самостоятельного оценивания.

Современная образовательная ситуация предлагает освоение новых форм учебных взаимодействий между участниками образовательного процесса.

В настоящее время в связи с переходом на новые образовательные стандарты происходит модернизация внеурочной деятельности. И я в своей практике поняла, что применение внеурочной деятельности в своей работе очень важно.

Не секрет, что современные дети не любят и не хотят много времени уделять чтению. В дальнейшем это сказывается не только на неграмотность и не знание литературы, но и непонимание окружающего мира в целом. Это проблема нашего общества.  Поэтому, в своей работе большое внимание я уделяю внеурочной деятельности именно  по предмету литературного чтения.

Основной целью внеурочной деятельности является создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта; развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием.

Такие занятия являются коллективным  творчеством, благодаря которому ученики  получают возможность уверенно чувствовать себя в среде сверстников.  Они развивают свои способности на соответствующем уровне через расширение кругозора, общих знаний. Происходит формирование компетенций в области интереса ребёнка, что создаёт благоприятную среду для развития таких социальных умений, как умение  ставить цели, принимать решения, решать проблемные ситуации, критически мыслить, вырабатывать собственные ценности, мнения, взаимодействовать с другими людьми (работа в группах), позитивно общаться с окружающими, осознавать себя как личность, ставить себя на место другого человека, справляться со стрессом и эмоциями.

Что использую и применяю в своей работе? Как помогаю школьникам заинтересоваться миром чтения и книг? В моей практике присутствуют такие формы внеурочной деятельности: внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, биографические доклады и сообщения, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование), литературные вечера и капустники.

С огромным удовольствием ученики 3 класса приняли участие во внеклассном мероприятии по чтению «Моя любимая книга». Были подготовлены доклады, сообщения и презентации о первых летописцах и книгоиздателях, о первых книгах, библиотеках.

  

Ученики подобрали много пословиц про книги. Подготовили конкурс литературных загадок.  А в 4 классе, ребята подготовили выступления про свои любимые книги и про своих любимых писателей. Некоторые ребята подготовили презентации и мини-проекты.

Поучаствовав в I Всероссийском конкурсе в номинации «Методическая разработка классного часа «Моя любимая книга», мы получили  II место.

                              

В преддверии праздника 9 Мая, ученикам 4 класса была предложена работа по созданию проектов «Дети Великой Отечественной Войны». Ребята с большим удовольствием приняли участие в создании проектов. Каждый ученик искал интересные факты и биографические данные, пользуясь не только Интернет-ресурсами, но и  посещая библиотеки, листая энциклопедии и справочную литературу. Ребята приняли решение поучаствовать во Всероссийском конкурсе, где одна из моих учениц заняла  II место со своей работой.

 

                С большим интересом ученики знакомились с произведениями А.Гайдара на занятиях внеурочной деятельности по литературному чтению в 4 классе. После они провели конкурс рисунков к литературной композиции «Мальчиш – Кибальчиш». Были написаны мини-сочинения на тему: «Современные герои и Мальчиш – Кибальчиш». Школьники сравнивали литературного героя с героями комиксов Человеком – пауком, Бэтмэном, Супермэном.

Также подготовили инсценирование отрывка из произведения  «Тимур и его  команда». Ребята провели колоссальную работу: заучили слова, выучили роли и вошли в образы литературных героев.

         Многие ученики подготовили проекты и презентации про К.И. Чуковского. Ребята идеально справились с поставленной целью и задачами.

                          

Начиная с первого класса и по четвёртый, провожу занятия по внеклассному чтению. Разработала график прочтения литературных произведений по годам.

1 класс – «Незнайка в Солнечном городе».

2 класс – Русские народные сказки. Сказки Г.Х.Андерсена.

3 класс – «Каштанка» А.П.Чехова, «Волшебник Изумрудного города» В.Волкова.

4 класс – «Робинзон Крузо» Д.Дефо.

Каждое прочитанное произведение анализируется. Даются характеристики главным героям, обсуждается общий сюжет. Ученики высказывают своё мнение к героям и событиям. По желанию учащиеся готовят проекты и презентации по прочитанным книгам.

Обсуждая роман Д.Дефо, ребята пришли  к выводу, что данное произведение напоминает им просмотренный сериал «Остаться в живых».

                     

С огромным удовольствием ученики младших классов принимают участие в литературных конкурсах и викторинах. Часто провожу их, используя сказочные произведения. Целью таких занятий является формирование знаний и навыков по сказкам через восприятие детских литературных произведений. Происходит развитие навыков самостоятельного чтения и умения анализировать информацию. Учащиеся формулируют собственную точку зрения и учатся отвечать на вопросы по содержанию викторины или конкурсного задания. У школьников развивается интерес к чтению и соответственно развивается устная и письменная речь.

Всё это является результатом внеурочной деятельности, тех дополнительных занятий по чтению в начальной школе, благодаря которым происходит эстетическое развитие ребёнка. Ведь результат – это то, что стало непосредственным итогом участия ученика в деятельности.

Школьник, работая над проектом или презентацией, не только пре­одолел сложности (фактический результат), но и приоб­рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув­ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. И мы учителя не только можем создать такую положительную атмосферу и настрой, но и обязаны помочь каждому ученику.

 

 


 

И.Н.Ступченко, учитель начальных классов первой категории

И.Н.Ступченко, учитель начальных классов первой категории

С огромным удовольствием ученики 3 класса приняли участие во внеклассном мероприятии по чтению «Моя любимая книга»

С огромным удовольствием ученики 3 класса приняли участие во внеклассном мероприятии по чтению «Моя любимая книга»

С большим интересом ученики знакомились с произведениями

С большим интересом ученики знакомились с произведениями

Каждое прочитанное произведение анализируется

Каждое прочитанное произведение анализируется
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017