И.Н.Ступченко,
учитель начальных классов первой категории
МБОУ СШ №5
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная Российская школа переживает в наши дни глобальные преобразования. За последние десятилетия в обществе произошли большие изменения в представлении цели и задач образования и путей их реализации.
Традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники начальной школы, отлично знавшие материал по предметам, не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться, не понимали самостоятельного оценивания.
Современная образовательная ситуация предлагает освоение новых форм учебных взаимодействий между участниками образовательного процесса.
В настоящее время в связи с переходом на новые образовательные стандарты происходит модернизация внеурочной деятельности. И я в своей практике поняла, что применение внеурочной деятельности в своей работе очень важно.
Не секрет, что современные дети не любят и не хотят много времени уделять чтению. В дальнейшем это сказывается не только на неграмотность и не знание литературы, но и непонимание окружающего мира в целом. Это проблема нашего общества. Поэтому, в своей работе большое внимание я уделяю внеурочной деятельности именно по предмету литературного чтения.
Основной целью внеурочной деятельности является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта; развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием.
Такие занятия являются коллективным творчеством, благодаря которому ученики получают возможность уверенно чувствовать себя в среде сверстников. Они развивают свои способности на соответствующем уровне через расширение кругозора, общих знаний. Происходит формирование компетенций в области интереса ребёнка, что создаёт благоприятную среду для развития таких социальных умений, как умение ставить цели, принимать решения, решать проблемные ситуации, критически мыслить, вырабатывать собственные ценности, мнения, взаимодействовать с другими людьми (работа в группах), позитивно общаться с окружающими, осознавать себя как личность, ставить себя на место другого человека, справляться со стрессом и эмоциями.
Что использую и применяю в своей работе? Как помогаю школьникам заинтересоваться миром чтения и книг? В моей практике присутствуют такие формы внеурочной деятельности: внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, биографические доклады и сообщения, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование), литературные вечера и капустники.
С огромным удовольствием ученики 3 класса приняли участие во внеклассном мероприятии по чтению «Моя любимая книга». Были подготовлены доклады, сообщения и презентации о первых летописцах и книгоиздателях, о первых книгах, библиотеках.
Ученики подобрали много пословиц про книги. Подготовили конкурс литературных загадок. А в 4 классе, ребята подготовили выступления про свои любимые книги и про своих любимых писателей. Некоторые ребята подготовили презентации и мини-проекты.
Поучаствовав в I Всероссийском конкурсе в номинации «Методическая разработка классного часа «Моя любимая книга», мы получили II место.
В преддверии праздника 9 Мая, ученикам 4 класса была предложена работа по созданию проектов «Дети Великой Отечественной Войны». Ребята с большим удовольствием приняли участие в создании проектов. Каждый ученик искал интересные факты и биографические данные, пользуясь не только Интернет-ресурсами, но и посещая библиотеки, листая энциклопедии и справочную литературу. Ребята приняли решение поучаствовать во Всероссийском конкурсе, где одна из моих учениц заняла II место со своей работой.
С большим интересом ученики знакомились с произведениями А.Гайдара на занятиях внеурочной деятельности по литературному чтению в 4 классе. После они провели конкурс рисунков к литературной композиции «Мальчиш – Кибальчиш». Были написаны мини-сочинения на тему: «Современные герои и Мальчиш – Кибальчиш». Школьники сравнивали литературного героя с героями комиксов Человеком – пауком, Бэтмэном, Супермэном.
Также подготовили инсценирование отрывка из произведения «Тимур и его команда». Ребята провели колоссальную работу: заучили слова, выучили роли и вошли в образы литературных героев.
Многие ученики подготовили проекты и презентации про К.И. Чуковского. Ребята идеально справились с поставленной целью и задачами.
Начиная с первого класса и по четвёртый, провожу занятия по внеклассному чтению. Разработала график прочтения литературных произведений по годам.
1 класс – «Незнайка в Солнечном городе».
2 класс – Русские народные сказки. Сказки Г.Х.Андерсена.
3 класс – «Каштанка» А.П.Чехова, «Волшебник Изумрудного города» В.Волкова.
4 класс – «Робинзон Крузо» Д.Дефо.
Каждое прочитанное произведение анализируется. Даются характеристики главным героям, обсуждается общий сюжет. Ученики высказывают своё мнение к героям и событиям. По желанию учащиеся готовят проекты и презентации по прочитанным книгам.
Обсуждая роман Д.Дефо, ребята пришли к выводу, что данное произведение напоминает им просмотренный сериал «Остаться в живых».
С огромным удовольствием ученики младших классов принимают участие в литературных конкурсах и викторинах. Часто провожу их, используя сказочные произведения. Целью таких занятий является формирование знаний и навыков по сказкам через восприятие детских литературных произведений. Происходит развитие навыков самостоятельного чтения и умения анализировать информацию. Учащиеся формулируют собственную точку зрения и учатся отвечать на вопросы по содержанию викторины или конкурсного задания. У школьников развивается интерес к чтению и соответственно развивается устная и письменная речь.
Всё это является результатом внеурочной деятельности, тех дополнительных занятий по чтению в начальной школе, благодаря которым происходит эстетическое развитие ребёнка. Ведь результат – это то, что стало непосредственным итогом участия ученика в деятельности.
Школьник, работая над проектом или презентацией, не только преодолел сложности (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. И мы учителя не только можем создать такую положительную атмосферу и настрой, но и обязаны помочь каждому ученику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.