Статья Воспитательная деятельность классного руководителя
Оценка 4.8

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
классное руководство +1
Взрослым
30.04.2017
Статья Воспитательная деятельность классного руководителя
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества.
воспитательная деятельность.doc
Воспитательная деятельность классного руководителя Ештокина Вера Яковлевна Учитель английского языка  МБОУ Багаевской СОШ №3                                                                                                                                                                                     “Покинут счастьем будет тот,   Кого ребенком плохо воспитали.   Побег зеленый выпрямить легко,                                                                                                Сухую ветвь один огонь исправит”. Саади Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одной из главных проблем  современного общества. Цель воспитания школьников ­ создание условий для формирования и  развития ЛИЧНОСТИ ­ высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной,  гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это  место, где до ребенка и его проблем хоть кому­то есть дело.  В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия ­ быть классным  руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности  образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение  живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило  бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий. Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала  талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности  каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.  Работа классного руководителя ­ целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания  образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных  тенденций общественной жизни, на основе личностно ­ ориентированного подхода с учетом  актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном  коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику  семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит  совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.  В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского: 1. Главная цель воспитания – счастливый человек. 2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе. 3. Воспитание  без уважения – подавление. 4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству. 5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не  вредно. 6. Развивай в себе незаурядность. 7. Не будь занудой, не ной и не паникуй. 8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих  детей. 9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным. 10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше. В моей  работе  есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные  традиции нашей школы. Всю свою воспитательную программу основываю на Программе  воспитательной деятельности МБОУ Багаевской СОШ №3, на основе обычаев и традиций нашей  Родины. Цель программы: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически развитой  личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и  нравственному поведению. На основе этого, мной, как классным руководителем на протяжении  многих лет решались следующие воспитательные задачи:  Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям. Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности. Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать  развитию нравственного и духовного мира детей. Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.  Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию. Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту. Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.  Воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности,  толерантности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана  культурного наследия – вот ведущие ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе.  Воспитание успешно, если оно системно. Поэтому в воспитательном процессе реализую  направления программы: “Наша Родина”, “Человек”, “Здоровье”, “Семья”, “Труд”, “Культура”,  “Труд”.  Индивидуальный подход в воспитании. С данным классным коллективом работаю седьмой год,  поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития  каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются  мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы  они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира,  учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать  сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем.  Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились  добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они  умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём  опыте я убедилась, что  чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в  делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь  научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или  иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело,  что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю  при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и  общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее  мероприятие на более высоком уровне.  Творческий союз с родителями, учителями­предметниками, администрацией, организатором.  Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о  единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои  взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” ­ отрицание  возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и  самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей  предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий  семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания),  так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по  обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с  родителями   на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка  к себе,  направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Я  привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении,  что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и  эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и  помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что  работа одного классного руководителя  ­  “спектакль одного актера”. Эта работа  вряд ли будет успешна без поддержки администрации,  других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные   действия должны быть едины,  должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем  между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.   Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей­ предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена  школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях  классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием  познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к  знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки  самообразования. Достигаю этого путем включения учащихся своего класса в систему  внеклассной работы по предметам: разнообразные элективные курсы, выпуск предметных газет,  совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах.  Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма  воспитательной работы   является той первичной клеточкой,  из которой   складываются будни и  праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти  ту   форму, универсальную и  годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм  внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой  формой моего общения с учениками. Провожу   различные виды классных часов: классное  собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др.  Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или  заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма  воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной  деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.  Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая,  формирующая. Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и  формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст  является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в  подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в своём  труде “Рождение гражданина” говорит: “Школьник, сидящий за партой, становится  гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше  возвеличить своё Отечество”. Моя задача, как классного руководителя ­ создать условия для  формирования гражданского самосознания подростка­человека и гражданина. Серьезный  участок деятельности классного руководителя ­ организация труда и нравственного воспитания  учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников,  начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно­трудовой  деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах  трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у  учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе,  дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Но нравственно­трудовая  деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально­познавательной  деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных  событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы  нравственности. В целях морального воспитания применяю формы культурно­массовой и  художественно­эстетической деятельности учащихся, а также большая краеведческая работа,  систематически проводимая все эти годы. В моём арсенале имеется система  классных часов,  целью которых является – воспитание нравственности. Обеспечение необходимого уровня  физического развития и физической подготовленности через систему спортивной и  физкультурно­оздоровительной работы: участие в городских спортивных мероприятиях, участие  в общешкольных Днях здоровья, развитие семейных форм занятий физической культурой.  Здоровье ­ бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе  здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи,  преодолевать трудности. Когда­то прочла стихотворение В. Васильева (зав. кафедрой педагогики и психологии Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки  работников образования) ­ Похвалите меня! Без похвал умирает душа,  Жизнь не всходит в счастливом зените.  Каждый молит без слов, чуть дыша:  “Похвалите меня, похвалите!”  Без похвал не пройти рубежа,  Не добиться великих открытий.  Просит снова и снова душа:  “Похвалите меня, похвалите!” И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала  играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки  помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью  похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей. Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как  классный коллектив, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов, но  до выпускного бала у нас еще есть время, а главное силы, возможности и энтузиазм.  Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной  работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по  возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши  беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно  открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем  человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять,  посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или  невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и  полезной для детей очень важно для меня.  Огромную роль  в работе классного руководителя играет диагностика. Она   может быть  использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.  Любая информация, которую классный руководитель может получить  от родителей в  результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу. Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает  на классного руководителя определенные обязанности. Во­первых, это соблюдение строгой  конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во­ вторых, не всегда полученные в ходе  диагностики материалы носят объективный характер. Это  значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной  проверке. В­третьих,  любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом,  чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы  могли прямо или косвенно  задеть достоинство человека.  Использование педагогом  психолого­педагогической диагностики представляет четкое  определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого­педагогической   диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы: что я хочу  получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может  измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена? Предварительная диагностика  необходима классному руководителю при подготовке:  родительских собраний;  тематических и индивидуальных консультаций;  внеклассных мероприятий;  организации поездок и экскурсий;  при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;  при анализе работы с классом. Предварительная диагностика проводится с начальных классов и продолжается во всех  последующих годах обучения  в школе. Она может заключаться  не только в анкетировании  родителей. Достаточно  информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет   определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка  в учебное заведение. Если  родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминает   негативные моменты  из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они уже  будут искать  подобный негатив в школьной жизни  своего ребенка и даже иногда провоцировать  его, чтобы сказать  фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной…».  Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит  уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их  собственным  школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю   снять  напряженность конфликтных ситуаций уже в самом  начале  работы с классным  коллективом. Подобная предварительная диагностика  поможет  классному руководителю с  первых дней своей работы  увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой  в работе с  классом, а также  определить семьи, которым трудно  будет пережить  период своей   собственной адаптации и адаптации своего  ребенка в школе. Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при  подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и  детей, учителя и учащихся. Например, к родительскому собранию можно провести  анкетирование самих учащихся, на основе которого можно  провести родительское собрание,  которое  позволит классному руководителю определить отношение детей к своей семье, к  взрослым .Для того чтобы  определить, насколько хорошо родители знают  своего ребенка,  можно провести анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и родителям.  Можно провести  исследование, которое позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что­то новое . Анкета поможет   родителям самостоятельно определить  уровень  проявления способностей ребенка.  Данные исследования  помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его  полезным и направленным  на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и  становлению своего ребенка. Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса  в праздниках, классных и школьных  конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для  того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо»  (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму  восприятия всеми присутствующими. Итоговая  диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся,  классного руководителя и    родителей по  проблеме, которая была трудноразрешимой  в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в коллективе  стояла проблема  общения ребят друг к другу: можно провести  рисуночный тест «Вечер встречи». Учащимся  класса предлагается отправиться  на океанском лайнере в кругосветное путешествие спустя   какое­то количество времени  после окончания школы. Для  этого необходимо  нарисовать   корабль и расположить весь класс в каютах, где может быть жит не более двух человек.  Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать   свое мнение.       Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех  своих исследований и руководствоваться  определенными правилами. Правило 1.Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не  должна стать доступной всем. Правило 2.Диагностика проблемы предполагает  коррекционные  действия классного  руководителя  по изученной проблеме. Правило 3.Диагностическое исследование не должно   ставить своей целью навешивание ярлыков. Правило 4.Диагностическое исследование должно  проводиться корректно и располагать  к  дальнейшему общению с классным руководителем. Правило 5.Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало,  необходимо  использовать различные виды  диагностик, чтобы получить достоверный  материал. Мои дети выросли и повзрослели. Я верю, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми,  отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, что наши отношения останутся  теплыми и доверительными. Скоро они покинут стены школы. Но на смену им придут малыши­пятиклассники. И снова все  повторится сначала… Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно  наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно  позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя

Статья Воспитательная деятельность классного руководителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017