Цель современного развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.Статья по организации групповой работы.
Возможности организации групповой работы на уроках
Цель современного развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из
каждого ученика человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные
задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную
работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинала вводить в
свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имело
место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В одном классе учатся
сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы с первого
класса давала дифференцированно.
После того как дети научились работать по индивидуальным карточкам, предлагаю
учиться работать в парах « учитель – ученик», где главным становится выработка умения
договориться, умения общаться. Знакомлю с правилами работы в паре.
Так постепенно приучаю учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре.
Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения в
начальной школе. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока.
Первое, чему учу детей – это взаимопроверке.
Второе: важно научить сотрудничать в парах.
При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:
1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то
«учителя»;
2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественнополезную окраску,
потому что он не только учится,
но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи
товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов:
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них
повышается интерес к учению.
Благодаря коллективной работе ученики учатся:
формулировать свою точку зрения;
выяснять точки зрения своих партнеров;
обнаруживать разницу точек зрения;
разрешать разногласия с помощью логических аргументов;
быть справедливыми и толерантными.Во время уроков, различных видов групповой работы, я стараюсь помогать детям,
высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг
другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не
всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с
одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый»
почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.
Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным
количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят,
так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования
коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного
обучения.