Реализм прозы Н.Батырмурзаева и проблемы обновления литературы.
Особый смысл в развитии культуры Дагестана имело литературное творчество писателя Н. Батырмурзаева. С первых шагов своей деятельности он стал поистине народным просветителем-демократом, теснейшим образом связанным с конкретно-национальными интересами Дагестана, с жизнью его народов.
Н.Батырмурзаев как просветитель 20 века воспринял всё передовое и прогрессивное у дагестанских, азербайджано-татарских предшественников. Он хорошо знал и интересовался успехами литератур народов России, изучал русский язык и литературу,выписывал много газет, журналов, выходивших в Казани, Астрахани, Петербурге, Баку.
Преемственность идей, литературных замыслов, благотворное влияния демократической русской литературы помогли Н. Батырмурзаеву вырасти в видного общественного деятеля, писателя- демократа.
Зарождение прозы у кумыков совпало с этапом наибольшего распространения просветительских идей в народе, интереса к наукам, ко всему разумному, поэтому крупные жанровые произведения в кумыкской среде возникли с верой в силу человеческого разума, в стремлении преобразить мир, вместе с пробуждением национального самосознания народа.
Реализм прозы Н.Батырмурзаева и проблемы обновления литературы.
Особый смысл в развитии культуры Дагестана имело литературное творчество писателя
Н. Батырмурзаева. С первых шагов своей деятельности он стал поистине народным
просветителем-демократом, теснейшим образом связанным с конкретно-национальными
интересами Дагестана, с жизнью его народов.
Н.Батырмурзаев как просветитель 20 века воспринял всё передовое и прогрессивное у
дагестанских, азербайджано-татарских предшественников. Он хорошо знал и
интересовался успехами литератур народов России, изучал русский язык и
литературу,выписывал много газет, журналов, выходивших в Казани, Астрахани,
Петербурге, Баку.
Преемственность идей, литературных замыслов, благотворное влияния демократической
русской литературы помогли Н. Батырмурзаеву вырасти в видного общественного
деятеля, писателя- демократа.
Зарождение прозы у кумыков совпало с этапом наибольшего распространения
просветительских идей в народе, интереса к наукам, ко всему разумному, поэтому
крупные жанровые произведения в кумыкской среде возникли с верой в силу
человеческого разума, в стремлении преобразить мир, вместе с пробуждением
национального самосознания народа.
Творчество Н. Батырмурзаева выступает как синтез предшествующего развития всей
дагестанской литературы.
Творческий метод Н. Батырмурзаева, особенно в первых его повестях, в классической
форме выражает достоинства и недостатки просветительского реализма дагестанской
литературы, по которому идеальное отражение находили результаты движения
общественных явлений, а не само движение.
До Н. Батырмурзаева многие поэтов Дагестана: Етим Эмин, О.Батырай, Чанка, Махмуд,
Ансар Кадиев воспевали женщину исключительно с позиций влюбленного, романтически
описывали любовную страсть, а что касается духовной жизни самой женщины, её
мыслей, стремлений, ее полнокровного образа и облика, её интересов, места в обществе,
то всё это зачастую оставалось вне поэтического выражения, не находя отражения в
литературе.
Углубление противоречий между желаемым и действительным в общественной жизни
кумыков не оставило место для прежней возвышенной любви. Батырмурзаев правильно
понял тенденцию родной литературы и задачи, стоящие перед ней. Как просветитель, он
оказался проворнее романтиков. В стремлении вырвать женщину из мрака и невежества
Батырмурзаев намечал для этого конкретные меры. Он понимал, ято равенство в
духовной жизни женщин и мужчин возможно лишь тогда, когда она веками забитая и
забытая, выйдет на широкую дорогу жизни, когда она наконец перестанет быть
молчаливым украшением быта мужчин. Многие инпоигровали Батырмурзаева, так как в
его произведениях представление о женщине как ожерелье в руках мужчин рассыпано.
Несмотря на то, что в воззрениях Батырмурзаева немало ещё незрелого, несомненно
одно: его основное требование широкого женского образования и многое-многое другое.
Нугай Батурмурзаев знал, что прежде всего надо обратиться к чувствам людей, а затем и
их разуму, перейти от легкого к сложному –вопросам общественного развития и наукам..Манай Алибев отставание устной литературы видел в том, что кумыки, как и другие
народы Дагестана, не имели своей письменности в прошлом. Он писал, что наступили
иные времена когда каждый человек с любовью читают книги, написанные на родном
языке.
В этом немалая залсуга основателя кумыкской прозы Н. Батырмурзаева, который не
только предопределили многие тенденции национальной литературы, но своими
произведениями подготовил читателя к обогащенной острыми проблемами
современности литературе, утвердил новое эстетическое отношение к действительности.
Таким образом, само развитие литературной мысли привело к необходимости
отображения новых людей, нового подхода к действительности, следовательно, и к
обновлению творческих сил. Хочется вспомнить имевшего глубокий смысл утверждение
Н. Бежера6 « Нельзя говорить о подлинном обновлении культуры народа, если в это
обновление не будут втянуты новые слои народа и если сами глашатаи и руководители
такого обновления не вырастут из новых слоев народа»
За выполнение этой исторической задачи смело взялся Н. Батырмурзаев.
Первые крупные реалистические произведения « Языкъ Гьабибат», «Давуд булан Лайла»
написанные Н. Батырмурзаевым в 1910-1012 годах, явились подлинным творческим
актом, проложившим дорогу к обновлению литературы, о чем свидетельствует идейно-
художественное содержание повестей , их образная система.
2