Статья "здоровьесберегающие технологии"
Оценка 5

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Оценка 5
Лекции
DOC
воспитательная работа
Взрослым
02.10.2017
Статья "здоровьесберегающие технологии"
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
здоровьесберегающие.DOC
Здоровьесберегающие технологии и пути ее реализации в начальной школе. Куликова Оксана Александровна­ учитель начальных классов МОУ СОШ №9 oxanakulikowa@yandex.ru Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее   время   очевиднее   становится   катастрофическое   ухудшение   здоровья   учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.       Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих   в   1­е   классы,   имеют   те   или   иные   отклонения   в   состоянии   здоровья.     А   ведь «школьный   фактор»   –   это   самый   значимый   по   силе   воздействия   и   по   продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения,   значительная   интенсификация   учебного   процесса,   привели   к   увеличению   учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.            За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких   детей   увеличивается   с   1   класса   к   выпускным   с   3,9%   до   12,3%,   с   нервно­ психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.       Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после   поступления  в   школу,   когда  возрастает  и   психологическая   и  физическая   нагрузка  на детский организм.             Подготовка   к   здоровому   образу   жизни   ребенка   на   основе   здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.        Основная цель здоровьесберегающих технологий ­ сохранение и укрепление здоровья учащихся.  Отсюда  возникают  основные  задачи, которые  я ставлю в своей  работе на первое место:           ­ обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;           ­ снижение уровня заболеваемости  учащихся;           ­ сохранение работоспособности на уроках;           ­формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;           ­ формирование системы спортивно­оздоровительной работы. Для выполнения  этой задачи  были  введены  следующие  спортивно­оздоровительные мероприятия:            1. Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.       2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу   уроками   помогают   динамические   перемены.   Подвижные   игры   с   малой   и   средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую   роль   играет   эмоциональная   окраска   игры.   Дети   отдыхают   не   только   физически,   а получают ещё и заряд положительных эмоций.       3. Дни здоровья. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают   правила   здорового   образа   жизни.   В   результате   у   детей   формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.        4 Мини­проекты на тему «Сохранение здоровья».              Работа над проектами  строилась  таким образом: сначала выявляли  проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксировался учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленному мной для индивидуальной работы ученика во внеурочное время.             В течение года дети работали над проблемой сохранения здоровья и подготовили папки­портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения»   и   т.   д.,   оформили   стенды   на   соответствующие   темы.   Уроки   проводились   с использованием компьютера, что особенно возбуждало интерес детей к этим урокам. В конце полугодия подготовили презентацию проектов на слайдах.        Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма   для   учеников   первых   классов   более   всего   соответствует   30­ти   минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного снимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью   поддерживания   рабочей   позы.   Поэтому   нельзя   требовать   от   учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.             На уроках в начальной  школе  широко используется  веселые  физкультминутки  в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший.              Физминутки   применяются   на   разных   этапах   урока   для   тренировки   и   разминки определенных частей тела и органов.          Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки.               Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе,   систематически   провожу   игровые   уроки.   Ведь   игра   –   это   самый   эффективный   вид деятельности,   в   цепи   ученик   –   учитель,   позволяющий   как   можно   дольше   сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.            Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков   здорового   образа   жизни,   для   создания   условий   сохранения   здоровья   младших школьников такой:  Проведение   специальных   уроков   по   формированию   здорового   образа   жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.  Организационная   деятельность:   привлечение   к   поддержанию   санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие. ­ Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности. ­ Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских   витаминов   под   контролем   учителя),   применение   на   уроках   элементов   лечебной физкультуры. ­ Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.       Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место занимают совместные классные   мероприятия.   Среди   них   особенно   можно   выделить   спортивно­оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я, спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.                  Анализ динамики заболеваемости показывает, что есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний, осложнений после болезни, процента пропущенных дней 1 ребенком,   увеличение   учащихся,   не   болевших   ни   разу.   Анализ   работы   показывает,   что   это является результатом   увеличения двигательной активности детей, прочным формированием знаний, умений и навыков здорового образа жизни.              Наблюдения   показывают,   что   использование   здоровьесберегающих   технологий   в учебном   процессе   позволяет   учащимся   более   успешно   адаптироваться   в   образовательном   и социальном пространстве.            Здоровый   образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Список использованной литературы. Ройтенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2001. Коваленко В.И. Здоровьесберегающих технологии. – М., 2004. Мильман И.И. Охрана здоровья. – М., 1995. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СПб, 1997.

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"

Статья "здоровьесберегающие технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2017