Публикация представляет собой обобщенные материалы Методической недели здоровьесбережения, основной целью которой выступало формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни. В представленном материале поданы краткие сведения о педагогических факторах, оказывающих негативное влияние на здоровье обучающихся, рассмотрены группы здоровьесберегающих технологий, современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий, а также представлены практические материалы реализации здоровьсберегающего компонента образования на уроках различных предметных циклов.
Горловская общеобразовательная школа IIII ступеней № 21
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
Отчёт о проведении
методической недели
Горловка, 2017Здоровьесберегающие технологии на уроках
Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект
педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную
программу и остаться здоровыми.
В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много.
И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать
здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными
заболеваниями хронического характера. Наблюдается стремительный рост числа
хронических заболеваний и функциональных нарушений, регистрирующиеся у 5060%
(и более) школьников; резкий скачок увеличения патологических изменений нервной
системы, органов чувств, пищеварительной и сердечнососудистой систем, почек,
мочевыводящих путей и опорнодвигательного аппарата. А также увеличение
количества учащихся школ, имеющих одновременно несколько диагнозов (в анамнезе у
20% старшеклассников 5 и более).
Основные "школьные" факторы, негативно воздействующие на здоровье
учащихся
Активно обсуждаемые и изучаемые:
перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
несовершенство учебных программ и технологий;
авторитарный стиль преподавания;
отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
использование преимущественно обучающих технологий,
воспитательным;
в ущерб
недостаток двигательной активности учащихся;
неправильное питание учащихся;
несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного
процесса;
недостаточное финансирование школы.
Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:
недостаточная психологическая культура учебновоспитательного процесса;
недостаточная компетентность педагогов в вопросах
здоровья,
здоровьесберегающих технологий;
низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах
здоровья;
слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости»,
необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально
психологической адаптации в самостоятельной жизни;
неблагополучное состояние здоровья учителей; недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для
реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности,
чувства юмора и др.).
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на
здоровье учащихся:
стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного
процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
несоблюдение элементарных физикогигиенических требований к организации
учебного процесса;
отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в
школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные
профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство
проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической
работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю
необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении
здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного
процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев
здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на
здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления
здоровьезатратного характера школьного образования.
В связи с вышеперечисленным одно из направлений деятельности школы является
сохранение здоровья учащихся. Для данной цели используют здоровьесберегающие
технологии, которые предполагают сочетание психологического, педагогического и
медицинского воздействия, направленного на обеспечение и защиту здоровья, а также
формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни,
обучение использования полученных знаний в повседневности.
применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к
Группы здоровьесберегающих технологий,
охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:
1. Медикогигиенические технологии, которые включают комплекс мер,
направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с
регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета.
Создание медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и
педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров,
кабинетов “горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии.
2. Физкультурнооздоровительные технологии направлены на физическое развитие
занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и
других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в
работе спортивных секций.3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у
школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к
исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным
педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно
нравственное здоровье учащихся.
4.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют
специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы,
строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья
рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования
и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в
общую систему здоровьесберегающих технологий.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее
значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный
их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого
педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих
проблем. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям
относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной
деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и
статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и
сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально
благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе
(“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Здоровьесберегающий урок
урок, на котором педагог обеспечивает
доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся,
профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес
учащихся с ОВЗ, отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы
и способы обучения, что позволяет ученикам легче переносить учебные нагрузки,
снизить риск ухудшения здоровья.
Успешность любых педагогических технологий зависит непосредственно от
учителя и направленности его деятельности (педагогической психологической
грамотности). Педагоги должны придерживаться следующих правил:
эмоциональные разрядки на уроке;
использовать физкультурные паузы на уроке;
освобождать, а не сковывать.
Основные современные требования к уроку с комплексом
здоровьесберегающих технологий:
1) Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме
(температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2) рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную
работу) должна составлять не менее 60 % и не более 7580 %;При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения
здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом
нагрузки и характерными видами деятельности.
14я минута – 20%;
525я минута — 80%;
2535я минута — 6040%;
3540я минута — 10%.
3) в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со
здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей
здорового образа жизни и потребностей в нем. На уроках русского языка и литературы,
английского языка, например, можно уделить внимание работе с пословицами и
поговорками о здоровье; на уроках изобразительного искусства учитель может
организовать работу над созданием рисунков здоровьесберегающей тематики; на уроке
биологии, знакомя учеников со строением опорнодвигательного аппарата, следует
акцентировать внимание учащихся на значении упражнений физического характера для
ее дальнейшего развития; на уроках математики использовать «анатомические»
текстовые задачи, упражнения, задания, связанные с изучением своего собственного
здоровья;
4) количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание,
рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и
т.д.) должно быть 47, а их смена осуществляться через 710 мин.;
5) в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию
памяти, логического и критического мышления;
6) в течение урока должно быть использовано не менее 2х технологий
преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли
они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
7) обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия
информации учащимися
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств
индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением
психических функций между полушариями.
Выделяются различные типы
функциональной организации двух полушарий мозга:
левополушарные люди — Для них характерен словеснологический стиль
познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди — У данного типа развиты конкретнообразное
мышление и воображение;
равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование
одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
аудиальное восприятие;
визуальное восприятие; кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на
доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
8) должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
9) необходимо формировать внешнюю
(оценка, похвала, поддержка,
соревновательный момент) и внутреннюю (стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу) мотивацию деятельности учащихся;
10) необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом
личностных возможностей;
11) педагогам школы на уроках следует уделять внимание выбору методов,
которые способствуют творческому самовыражения непосредственно учащихся и
активизации инициативы.
Это следующие методы:
свободный выбор (свобода в беседе, выбор действий, выбор метода действий,
свобода творчества и прочее);
активный метод (ученик играет роль учителя, обсуждение в группе, ролевые игры,
дискуссии, семинары, ученик в роли исследователя);
метод, направленный на развитие и самопознание (интеллект, эмоция, общение,
воображение, самооценка и взаимооценка).
12) на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и
обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки
(шутки, улыбки,
юмористические картинки, поговорки, афоризмы, небольшие стихотворения,
музыкальные минутки), т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от
настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке
утомление наступает быстрее;
13) необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости
включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность
(лучше на 20ой и 35ой минутах урока, длительностью 1 мин., состоящие из 3х
легких упражнений с 34 повторениями каждого).
Виды физкультминуток: артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз,
гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращение
головы, упражнения для снятия статического напряжения, просто разминка.
Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока
гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята
после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется,
появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование
оздоровительных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния
учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью.На занятиях необходимо проводить паузыдинамики: упражнения для кистей рук,
глаз и суставов опорнодвигательного аппарата для того, чтобы снять напряжение на
уроке, переключиться на новую деятельность. Таким образом, двигательная активность
увеличивается.
13) необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего
урока и в итоговой его части;
14) необходимо обращать внимание на правильную посадку учащихся.
Педагоги школы стараются максимально использовать здоровьесберегающие
ресурсы каждого учебного занятия. Посещение уроков учителейпредметников в
рамках методической недели «Здоровьесберегающие технологии на уроках» показало,
что всеми педагогами учитываются критерии здоровьесбережения: количество видов
учебной деятельности 4 7; плотность урока не менее 60% и не более 80 %; средняя
продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут;
чередование видов преподавания не позже чем через 10 15 минут; место и
длительность применения ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами; учителя
преимущественно обращают внимание на позу учащегося (особенно в 17 классах),
смена видов деятельности требует смены позы; наличие, место, содержание и
продолжительность на уроке моментов оздоровления – 12 за урок: физкультминутки,
динамические паузы, гимнастика для глаз; психологический климат на уроке
преобладают положительные эмоции.
Уроки в начальной школе выстраиваются в рациональном режиме, т.е. с четким
чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных
особенностей необходимо учитывать, что первые 35 минут урока идет «врабатывание».
Оптимально устойчивая работоспособность длится 1015 минут, после этого наступает
состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной
работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у
них мышечного статического напряжения педагоги Ткачук И.А., Мельник Е.И., Пискун
И.В. проводят физкультминутки, минутки релаксации, гимнастику для глаз, учитывая
специфику предмета. Объяснение нового материала учителя всегда ведут с опорой на
субъективный опыт обучающихся, как это предлагается в технологии личностно
ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся
обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и
находить свои оригинальные способы деятельности. Мельник Е.И. в 12 классах часто
применяет сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать
трудности, быть добрыми и справедливыми. В начальной школе всегда активно
используются динамические танцевальные физминутки
Мы ногами топтоп,
Мы руками хлопхлоп,
А потом прыгскок
И ещё разок.
А потом вприсядку,А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Включение в урок специальных
вставок о здоровье в значительной степени обеспечивает выполнение задачи сбережения
здоровья детей и не требует больших материальных и временных затрат. Дидактический
материал практически на каждом уроке даёт большое пространство для рассмотрения
вопросов здоровьесбережения.
Примеры используемых упражнений:
для дыхания
• Встать прямо, руки вдоль туловища.
• Сделать полный глубокий вдох.
• Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук
не будут над головой.
• Держа руки над головой, задержать дыхание на 23 с. Медленно вдыхая, опустить
руки в исходное положение.
для глаз
“Раскрашивание”.
“Стрелять глазами” влевовправо, вверхвниз, вращение глазами по часовой стрелке
и противГлазами рисовать какиелибо фигуры (слева – направо и наоборот).
Глазами написать число, месяц, год рождения
Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
предупреждение зрительного утомления и близорукости (методика
офтальмолога Э.С. Аветисова):
1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 35 секунд, затем открыть на 35
секунд. Повторить 68 раз.
2.Выполяется сидя. Быстро моргать в течение 12 минут.
3.Выполяется стоя. Смотреть перед собой 23 секунды. Затем поставить палец руки
на расстоянии 2530 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 35
секунд. Опустить руку. Повторить 1012 раз. (Тем, кто пользуется очками, их не
следует снимать).
4.Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко,
спустя 12 секунды снять пальцы. Повторить 34 раза. (5 с.151)
пальчиковая гимнастика
1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать.
2. Идет по парте человечек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!
3. Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!
4. Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
5. Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.
Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.
6. Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.
7. А теперь одну ладошку развернем наоборот
И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.
8. Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.
9. Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.
10. В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут. массаж биологически активных точек
•
•
•
потягивание за мочки сверху вниз;
потягивание ушной раковины вверх;
круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против
Музыкальные паузы тоже способствуют релаксации во время учебного процесса.
Так, учёными доказано, что творчество Моцарта способствует развитию умственных
способностей у детей, музыка Брамса избавит от усталости, Чайковский поможет
бороться с раздражительностью и неврозами.
Сохранению здоровья способствует применение игровой системы (учителя
Хадерер С.И., Сегин С.В., Шлыгина В.П., Ломаненко Л.П., Ларина Т.В.). Дети на этих
уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости,
сохраняют энергию на последующее время обучения. Активное внедрение в практику
работы игровых технологий помогает решать не только проблемы мотивации, развития
учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре независимо от сознания
ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов
одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных
карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова».При устной фронтальной работе на уроках английского, русского языков,
преимущественно в 17 классах, используется мяч. Задавая вопрос, учитель бросает
мяч тому, кто будет отвечать. Ученик отвечает и бросает мяч обратно. Если же он не
знает ответа на вопрос, то может бросить мяч желающим ответить. При такой
организации сосредотачивается внимание каждого ученика, так как он должен не
только поймать мяч, но и правильно ответить на вопрос. Результатами таких
упражнений является активизация познавательной деятельности, развитие зрительно
моторной реакции, реакции на экстремальные ситуации.
Всегда очень увлекательно проходят динамические паузы, построенные на основе
изучаемого материала. Так, на уроках английского языка в 7 классе при изучении темы
«Здоровое питание» учителем была выбрана в качестве физкультминутки шутливая
песенка «Pancake» с сопутствующим набором движений:
Делаем блинчики
Mix a pancake,
(Изображаем руками, как мы добавляем в миску муку, яйца, молоко)
Stir a pancake,
(Изображаем руками, как мы размешиваем тесто)
Pop it in the pan,
(Выкладываем тесто на сковородку)
Fry the pancake,
(«Жарим», издавая шипящие звуки)
Toss the pancake,
(Подбрасываем блинчик на сковородке вверх)
Catch it if you can
(Ловим) pancake — блинчик (в Англии), оладушек (в Америке)
При изучении таблицы Менделеева на уроках химии целесообразно использование
следующих упражнений для глаз:
1.
Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде
в 3 группе.(B)
2.
3.
Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл – 7 период. (Fr)
Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент 6 группы, главной
подгруппы, 2 период, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)4.
Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют
металл, содержащийся в градусниках. (Hg)
5.
Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной
атомной массой 35,5. (Cl)
6.
Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, 2 группы, главной
подгруппы, с порядковым номером 56. (Вa)
7.
Переведите взгляд на элемент, который возглавляет группу инертных
газов в периодической системе Менделеева. (Не)
8.
Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого
образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au)
Интерактивные методы обучения
Технология мозгового штурма.
1.
Мозговой штурм это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
Правила проведения «мозгового штурма».
o
o
o
o
o
все высказываются и все слушают;
все имеют равные права;
называя идеи, нельзя повторятся;
чем больше список идей, тем лучше;
разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и
углубляя различные подходы;
идеи не оцениваются и не критикуются.
Технология групповой дискуссии.
o
2.
Групповая дискуссия специфическая форма беседы, организуемая ведущим,
когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по
какойлибо проблеме. Техника дискуссии:
o
o
o
Постановка проблемы.
Деление участников на группы.
Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать
точку зрения группы.
o
Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного
ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
Решение проблемы.
Технология ролевой игры
o
3.
Ролевая игра это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него
роль, поступает непривычным образом.
Цель выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той
или иной жизненной ситуации.
Этапы ролевой игры:
1.
Постановка задачи определение поведения, которое нуждается в
коррекции или тренаже.
2.
ситуации.
Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной
3.
4.
5.
Разыгрывание ситуации.
Моделирование желательного поведения.
Отработка оптимального поведения.6.
2.
Получение обратной связи.
Работа в группах. В начале работы группа принимает правилазаконы, по
которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической
атмосферы в группе.
Основные правила группы:
o
o
o
o
Взаимоуважение.
Пунктуальность.
«Не давать оценок, не критиковать».
Право ведущего.
Технология развития критического мышления
Основа технологии базовая модель, включающая три стадии: «вызовосмысление
размышление».
1.
Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу.
Можно использовать проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и т.д.
Классическим приемом вызова является мозговой штурм.
2.
Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны
обработать.
3.
Осмысление и осознание того, что они получили на уроке. Можно
предложить учащимся составить синквейн стихотворение, которое состоит из пяти
строчек, написанных по правилам:
o
o
1 строчка существительное, обозначающее тему.
2 строчка два прилагательных, раскрывающих какието интересные,
характерные признаки явления, предмета.
o
o
этой теме.
3 строчка три глагола, показывающих действие в рамках темы.
4 строчка фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к
5 строчка существительное, выступающее как итог.
o
Подобные интерактивные методы обучения были использованы в
различныхвариациях на каждом посещенном уроке. Они считаются одними из наиболее
эффективных в обучении здоровью.
Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта,
они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают
понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни,
умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Валеологические задачи активно
использовались на уроках математики (учитель Войтенко С.Н.).
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ1. В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия
приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для
выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?
2. В сутки через легкие человека проходит около 10000 л воздуха. Сколько литров
воздуха пропускают и очищают легкие за 1 неделю, 1 год? Что мы называем «зелёными
легкими» Земли?
В процессе решения таких задач учащиеся не только усваивают общий способ
выполнения действий, но и обдумывают полученный результат. В конце каждой задачи
стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья.
Учебные вопросы, рассматриваемые на уроках биологии, непосредственно связаны
с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый
образ жизни”. Предметом дискуссии зачастую становятся вопросы из нашей жизни, или
модные тенденции с обложки журнала или телеэкрана, юноши и девушки с сигаретой.
Например, почему бабушка в ответе за здоровье внуков, почему мы не живем вечно, чем
вы готовы заплатить за идеальную фигуру. В основе разбора данных проблем лежит
эвристическая беседа.
На уроках информатики учителя Войтенко С.Н., Нестеренко Н.Я. регулярно
используют упражнения для снятия напряжения и утомления при использовании
компьютера:
1.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 14,широко раскрыть глаза и
посмотреть вдаль на счёт 16. Повторить 45 раз.
2.Посмотреть на кончик носа на счёт 14, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1
6. Повторить 45 раз.
3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх
вправовнизвлево и обратную сторону: вверх – влево –вниз –вправо, затем посмотреть
вдаль на счёт 16.Повторить 45 раз.
Большое внимание здоровьесберегающим технологиям уделяется и на уроках
химии и биологии (учитель Губина Л.И.). Связь этих наук с другими науками позволяет
сделать пропаганду здорового образа жизни понятной для детей, доступной, наглядной
и аргументированной
Учебная деятельность по биологии связана с таблицами, наглядными пособиями,
раздаточным материалом, мультимедийными пособиями и т.д. Таким образом,
происходит использование всех каналов восприятия, что позволяет излагать учебный
материал просто, доступно, облегчив процесс его запоминания.
На уроках биологии в 8 классе ученики получают знания о строении и функциях
человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека, о
влиянии окружающей среды на здоровье человека. Они могут использовать
приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном
здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим. Знакомя учащихся со
строением опорнодвигательной системы, педагог акцентирует внимание школьников на
значении физических упражнений для ее развития. При изучении пищеварительной
системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью,
с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей.
При изучении темы «Древний Египет» на уроках истории рассматривался вопрос
«Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»; при выяснении
причин вымирания американских индейцев заостряется внимание на отравляющеевлияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие
инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных
жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих
болезней благодаря употреблению бананов; при изучении средневековой Европы
подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных
правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья и т.д.
На уроках обществознания (учитель Плешкова М.А.) рассматриваются вопросы об
уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.
Изучая психологические и возрастные особенности подросткового возраста, учвитель
подчёркивал, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая
может привести к пагубным последствиям, единственный путь избежать эти
последствия осознанные понимание и контроль своего поведении; при изучении
глобальных проблем человечества подростки понимают, что демографическая проблема
сегодня это результат не только экологических и экономических проблем, но и
последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих
поколений.
Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности
домашнего задания.
Вреден для здоровья достаточно распространенный
педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или
сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием дватри раза,
он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере
сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность
с возможностями ученика.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что работа по здоровьесбережению
школьников носит системный характер, проводится регулярно на каждом из уроков с
учётом специфики и особенностей преподаваемого предмета.