Здоровьесбережение школьников в учебном процессе
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучие школы, её успешности на рынке образования. С учётом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».
Обеспечение здоровья
в школе включает в себя все средства, которые использует школа для поддержания
здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды знаний о здоровье в семьях
и в обществе в целом.
Особое внимание необходимо уделять соответствию технологий обучения и воспитания
индивидуальному
здоровьесберегающему потенциалу
организма школьника.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию, и повышают сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников, формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности задания.
Активные методы обучения: дидактические игры, деловая игра, мозговой штурм, решение проблемных задач, метод разворачивающейся кооперации, анализ конкретных ситуаций, диалоговые методы, творческая учеба.
Инновационные технологии: технология развивающего обучения, проектно-исследовательские технологии, проблемное обучение, личностноориентированное обучение, коллективный способ обучения.
В настоящее время широко известна неутешительная статистика ухудшения здоровья школьников по мере возрастания объема учебной нагрузки и неблагоприятного влияния экологических и социальных факторов, что заставляет искать новые технологии оздоровления подрастающего поколения в образовательном пространстве.
Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья — организация малых форм физической активности учащихся.
Недостаточное внимание уделяется оптимизации содержания малых форм физкультурно-оздоровительной работы, таким как физкультминутки, а ведь именно они при умелом подходе и организации могут дать большой оздоровительный эффект.
Поэтому задачей педагога является - подобрать и внедрить те методы оздоровления, которые были бы максимально просты с методической и организационной сторон, не требовали особых условий - специальной одежды, помещения и прочих, вызывали у школьников интерес и имели максимально выраженный оздоровительный эффект. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации уроков.
Урок – зона
психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности,
поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в
своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на
уроках. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для
межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки,
медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и
релаксацию.
Примеры упражнений эмоциональной раскачки
Упражнение «Комплименты» Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам - сообщение»
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д. Игра «Подарок»
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.
Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.
Примеры медитативно - релаксационных упражнений
Ученик говорит по 3 предложения о том, что он видит, о том, что он слышит, о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.
Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.
Пример упражнений на релаксацию и визуализацию
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Можно представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания.
Разделение учащихся на 3 типа синтетический, аналитический, и кинестетический – позволяет индивидуализировать стиль и предпочтительные методы работы на уроке.
Двигательная активность учеников на уроках способствует лучшему овладению материала, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.
Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
На уроках также практикуются зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме: пальцы обеих рук скрещены, изображаем столик, изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму, колыбельку для ребенка.
В комплекс упражнений можно включить элементы акупрессуры. Точечно-пальцевый метод (акупрессура) оказывает воздействие через так называемые активные точки. В ответ на раздражение определенных активных точек в организме возникают реакции, обеспечивающие его адаптацию к изменениям внешней среды, и другие защитные реакции, активизируется деятельность внутренних органов, регулируется мышечный тонус, снижается нервно-психическое напряжение, достигается релаксация.
Поддержание интереса к изучению предметов.
Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. Можно использовать игровую методику. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают материал. С целью повышения интереса возможно проведение занимательных уроков или вводить занимательные элементы в уроки.
Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
Во время уроков рекомендуем придерживаться следующей системы:
− организационный момент,
− мотивация и постановка цели,
− опрос, актуализация знаний,
− изучение нового,
− закрепление,
− контроль/коррекция,
− итоги,
− домашнее задание, − постановка новых целей.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Известно, что среди факторов обусловленности потери здоровья школьниками на долю внутришкольных факторов среды обитания может приходиться до 20%. Однако, если принимать во внимание, что в современной школе практически отсутствуют здоровые дети, то сила этого влияния на их здоровье возрастает многократно. В этих условиях справедливо признается, что охрана здоровья учащихся не может обходиться без участия педагогов. Выдвигается лозунг, суть которого в том, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся - проблема и педагогическая. Характеризуя факторы внутришкольной среды, обусловливающих снижение уровня здоровья от первого до последнего года обучения, с одной стороны говорится о рисках, связанных с несоблюдением физиолого-гигиенических требованиях к условиям обучения, с другой стороны с большим объемом нагрузки.
Система охраны здоровья учащихся – многоплановая проблема, где использование здоровьесберегающих педагогических технологий должны занимать достойное место. Арсенал используемых здоровьесберегающих технологий требует постоянного их обновления, повышения педагогического мастерства их использования, и служить как на благо сохранения здоровья учащихся и педагогов, так и повышению качества образования.
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий необходимо проводить последовательно, с учетом особенностей и специфики образовательного учреждения с обязательным контролем его эффективности.
Уместно будет отметить, что здоровьесбережение не только цель, но и важное средство достижения высокой эффективности образования и воспитания. Известно, что любой вид трудовой деятельности приводит к утомлению, работа в классе по профилактике утомления, безусловно, должна проводится организовано, но с одновременным осознанным включением каждого ученика.
Отношение учащихся
к своему здоровью, по мнению большинства исследователей, является основой
здоровьесбережения, так как через мотивацию этого отношения можно
осуществлять ценностно-
ориентировочную деятельность детей и подростков по сохранению и укреплению личного здоровья. Одновременно изучение этого отношения необходимо для совершенствования системы воспитания в общеобразовательных учреждениях, а также выбора и внедрения соответствующей системы здоровьесберегающей
системы в целом и здоровьесберегающей педагогической технологии. Важнейшим принципом в любой деятельности ученика должен возобладать принцип ответственности.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются важной основой системы охраны здоровья учащихся.
Батманова Ю.А.,
учитель математики МБОУ «СОШ пст.Абезь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.