Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся
Образование сегодня переживает не лёгкие времена, чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся необходимо применять активные методы обучения.
Современные профессиональные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.
Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.
Понятие метод происходит от греческого methodos- путь исследования.
Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия, ключом к достижению триединой цели урока.
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Методы обучения — это основные виды деятельности преподавателя и обучающегося, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.
«Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания и способов управления познавательным процессом преподавателем».
Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся с преподавателем, при этом они взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение процесса обучения и воспитания, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.
На уроках геологии применяю активные методы обучения для активизации познавательной деятельности, для самостоятельной работы при изучении минералов и горных пород, посещаем музей, проводим экскурсии на горные предприятия нашего района, при изучении геологической документации посещаем геологический отдел горных предприятий. Учебные занятия по дисциплине геология носят не только познавательный, но и практический характер, обучающие готовят презентации по выбранным темам, готовят исследовательские проекты, работают с микроскопом и бинокуляром.
Автор преподаватель: Высотина Ольга Анатольевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.