Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"
Оценка 4.7

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
биология
8 кл
28.02.2018
Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования, т.к. здоровье нации определяется, главным образом, здоровьем подрастающего поколения. Школа всегда являлась одним из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Кроме этого невозможно без гармоничной связи между обучением и здоровьем детей обеспечить качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебно-воспитательного процесса А начинать это надо с первых дней жизни. Изначально.Статья описывает применение ЗОЖ на уроках биологии с 5 по 11 классы.
статья по зож.docx
«Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии». Учитель биологии: Мезинова Е. Н. Здоровье – спокойствие наших близких,  жизнеспособность наших детей  Сегодня   одним   из   важнейших   и   актуальных   вопросом   для формирования эколого­нравственных компонентов подрастающего поколения является пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди молодежи. В   соответствии   с   Законом   Российской   Федерации   «Об   образовании» здоровье   школьников   отнесено   к   приоритетным   направлениям государственной   политики   в   области   образования,   т.к.   здоровье   нации определяется, главным образом, здоровьем подрастающего поколения.  Проблема   сохранения   и   целенаправленного   формирования   культуры здоровья   школьников   является   значимой   и   актуальной,   поскольку   от состояния   здоровья   отдельного   человека   зависит   уровень   экономики, качество жизни людей, национальная безопасность в целого государства.  Школа   всегда   являлась   одним   из   наиболее   весомых   институтов обращения к будущему человечества, поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для   современной   школы.   Кроме   этого   невозможно   без   гармоничной   связи между   обучением   и   здоровьем   детей   обеспечить   качественный   сдвиг   в сторону повышения эффективности учебно­воспитательного процесса Современный   темп   развития   школы   влечет   за   собой   увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка.   По данным НИИ педиатрии на выходе из школ: 14% детей практически здоровы; 50%  детей  имеют  отклонения  в  развитии  опорно­двигательного   аппарата;  35 – 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет.   Еще   В.   А.   Сухомлинский   говорил,   что   у   большинства   неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое­либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы.   Здоровье   каждого   человека   зависит   конечно   же   от   наследственных факторов,   условий   среды,   качества   жизни.   Но,   50   %   здоровья   зависят   от образа жизни людей.  Вот  почему крайне  важно  создавать у  ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Основой   образовательного   процесса   является   урок.   И   моя   основная цель,   как   учителя,   –   формирование   вектора   на   здоровый   образ   жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, как физического, так и социального, нравственного, психического и духовного. Тем более предмет «Биология» дает все возможности для достижения этой цели. Использование   физкультминуток,   практических   работ, исследовательской   деятельности,   делает   урок   насыщенным,   интересным,   Развитие   коммуникативных   навыков, продуктивным   и   полезным.   воображения, двигательной   активности, познавательных   способностей,   снижение   психоэмоционального   напряжения   концентрации   внимания, достигается   благодаря   использованию   различным   видам   наглядности, занимательных   упражнений,   творческих   домашних   заданий,   использования различных методов и форм работы, но и конечно же собственным примером. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается   о том, как  сделать,  чтобы  его  дети жили в  ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост – здоровый образ   жизни.   В   понятие   здорового   образа   жизни   включены   следующие моменты: •   поддержание   физического   здоровья   (оптимальный   двигательный режим, закаливание, личная гигиена); • отсутствие вредных привычек; • правильное питание; •   высоконравственное   отношение   к   окружающим   людям,   обществу, природе, радостное ощущение своего существования в этом мире. Одним   из   основных   звеньев   в   формировании   ЗОЖ   у   школьников   ­ школьный курс биологии.  На   уроках   дети   не   очень   много   двигаются.   Поэтому   на   уроках   я периодически провожу физкультминутки для учеников. Очень важно также убедить учащихся в необходимости физических упражнений для укрепления здоровья.   Для   этой   цели   разработан   целый   ряд   лабораторных   работ. Например, «Влияние физической нагрузки и тренировки на работу сердца». Цель   –   показать   изменение   пульса   у   тренированных   и   нетренированных учащихся под влиянием различных нагрузок. Перед началом урока все ребята подсчитали   свой   пульс,   после   чего   им   было   предложено   сделать   20 приседаний  и вновь  подсчитать  пульс. В  результате было  выявлено, что  у нетренированных   учащихся   пульс   участился   на   30­45%,   в   то   время   как   у тренированных   ребят   изменения   были   незначительными.   При   повторных нагрузках   (4   подхода)   результаты   были   следующие:   у   нетренированных учащихся пульс увеличился почти на 70% и долго не восстанавливался. У ребят,   занимающихся   спортом   регулярно,   показатели   были   значительно лучше, и восстановление пульса проходило через 3­5 мин. В заключение урока подведен   итог   проведенным   экспериментам   и   выявлена   с   научной   точки зрения   зависимость   между   физической   нагрузкой   организма   и   здоровьем человека. Аналогичные   работы   были   проведены   и   по   темам:   ««Выявление нарушения   осанки»,   «Изменение   в   тканях   при   перетяжках,   затрудняющих кровообращение»,   «Выявление   плоскостопия»,   «Функциональные   пробы   с задержкой дыхания при вдохе и выдохе» и т.д.  После изучения таких тем, как «Нервная система», «Кровообращение», «Пищеварительная   система»,   «Дыхание»   проводится   пресс­конференции   о вредном влиянии курения на различные системы органов. Также проводится анкетирование   с   обязательным   последующим   обсуждением,   вопросы   для которого составляют сами ученики. Вообще   тема   «Алкоголизм,   курение   и   наркомания»   вызывает   всегда большой   интерес   у   школьников.   При   этом   задача   учителя   состоит   в   том, чтобы объяснить подросткам, что наркотические вещества это не только « взрослая жизнь» ( как считают многие), но   ­   пристрастие, отрицательное влияние   на   физические   и   умственные   способности   организма,   вызывание заболевания различных органов, т.е. представляют огромную опасность для растущего организма.  Очень   наглядно   смотрится   эксперимент   с   использование   спирта   и никотина. Цель: формировать умение устанавливать причинно­следственные связи между действием алкоголя и никотина и состоянием здоровья человека. Ход опыта: в три пробирки – с водой, спиртом и азотной кислотой – опускается сырой яичный белок. В алкоголе и азотной кислоте белок как бы застывает (он сворачивается, становится творожистым). Действие алкоголя подобно действию кислоты, он обезвоживает ткани, клетки. Что также легко пронаблюдать и в опыте с хлебом. В такие же три пробирки опускается по кусочку  хлеба.  В  воде хлеб  плавает и  размокает. А  в  алкоголе и азотной кислоте, хлеб затвердевает и опускается на дно. Эту работу очень хорошо проводить   в   9,10   классах   по   теме   «Белок»   и   в   8   классе   по   теме «Пищеварение». Аналогично   отрицательное   действие   этих   веществ   я   показываю   в   6 классе   на   примере   всхожести   семян   и   в   7   классе   «Влияние   алкоголя   на дождевого червя и амеб». Эти эксперименты наглядно доказывают пагубное влияние алкоголя и никотина не только на человека, но и на все живое.   А тема «Основы генетики» в 10 классе ­   это вообще широкое поле деятельности,   т.к.   дети   сами   могут   придумать   ситуацию   и   решить   ее, используя генетические основы – хромосомы.  А   также   одной   из   интересных   форм   работ   в   данном   направлении является самостоятельное исследование, изучение школьниками литературы по данной теме, анкетирование учащихся школы. В эту работу включались даже сами родители, что было очень приятно.  В   настоящее   время   актуальны   темы,   которые   касаются   правильного питания. И очень много разработано внеклассных мероприятий и элективных курсов  о пищевых добавках. С одной их таких разработок я выступала в 2016 году   на   профессиональном   конкурсе   «Учитель   профильной   школы»,   где заняла второе место.   Цель курса – раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья, изучить содержание пищевых добавок в   наиболее   популярных   продуктах   питания   и   определить   степень экологического риска их употребления. В ходе работы было проведено 3 практических работы, где дети сами выбирали   продукты   исследования,   изучали   состав   продукции   и   ставили эксперименты. Больше всего отдавалось предпочтение чипсам, пепси –коле, кириешкам.   Также   мы   посетили   завод   по   производству   пепси   –  колы.   По итогам работы была проведена конференция в актовом – зале, на которой дети делились своими результатами в учениками других классов. Обучающимся 8 класса было предложено выполнение исследования на тему «Неприличная пища». Ребята охотно занимаются данным видом работы. Результатом стала исследовательская работа «Вредная вкуснятина». В школе регулярно ведется разговор о правильном питание, поскольку, как говорится в пословице «Мы есть то – что едим».  Ещё одна проблема современных детей – компьютер и телефон. Совсем   недавно   считалось,   что   ребенок   и   компьютер   –   это   две несовместимо. В современном обществе дети чуть ли не с пеленок виртуозно управляются с телефоном. Компьютер занимает очень весомое место в жизни школьников.   Исследования   показали,   что   оптимальная   продолжительность непрерывных занятий для детей 7­12 лет она не должна превышать 20 мин., для ребят старше – 30 мин. Но дети большей частью эти нормы не соблюдают. Длительное   завороженное   сидение   за   компьютером   может   привести   к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Чтобы снять зрительного утомления я провожу с детьми практическое занятие, на котором используется ряд упражнений, расслабляющих мышцы глаз: круговые медленные движения глазных яблок как в одну, так и в другую сторону, посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на 25­30 см, потом перевести взор вдаль, закрыть глаза, не напрягая мышцы, затем широко открыть глаза и поморгать, сильно зажмурить и снова открыть глаза. Каждое упражнение повторить 4­5 раз. Эти упражнения помогут уставшим глазам и дети, да и их родители смогут их использовать в своей деятельности.  В рамках работы по ЗОЖ я очень тесно сотрудничаю с психологом и педиатром,   которых   периодически   приглашаю   на   определенные   темы внеклассных   занятий.   Я   считаю,   что   специалисты   иногда   лучше   раскроют определенную тему. Таким образом, сохранить здоровье каждому человеку помогут знания,   осознанной   повседневностью:   физические ставшие   нормой   жизни, упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек, даже элементарное мытье руки и чистка зубов. Ведь все физические, духовные, социальные и экономические факторы окружающей среды, в которой человек живет, растет, работает, проводит досуг, влияют на его здоровье и на его восприимчивость к болезням. Они же определяют, в какой мере каждый из нас способен, пытаясь изменить привычное поведение, приспособиться к каким­ либо труднопереносимым условиям среды. А начинать это надо с первых дней жизни. Изначально. Библиографическое описание источников: 1. 2. Закон РФ №3266­1 «Об образовании» от10 июля 1992г. Гигиенические   требования   к   условиям   обучения   в общеобразовательных учреждениях: Санитарно–эпидемиологические правила. СанПиН 2.4.2.1178­02 – М.:  Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗ РФ, 2002. 3. 4. Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,2009г.  Донецкая Э. Г, Лунёв И. О. «Актуальные проблемы биологии».  Саратов «Лицей», 2005г. 5. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва  «Медицина», 1994г. 6. 7. Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва 2009 г. Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва  «Медицина». 1994г.  8. Маджуга, А.Г. Концептуальное обоснование проблемы  организации процесса здоровьетворящего образования в современной школе /  А.Г. Маджуга // Научные исследования: информация, анализ, прогноз:  коллективная монография; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж:  ВГПУ, 2008. –  Кн. 19. – С. 376–392.  9. Маджуга, А.Г. Принципы здоровьетворящего образования и их  классификация / А.Г. Маджуга // Педагогика: семья­школа­общество:  монография; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2008. –  Кн. 15. – С. 51–76

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"

Статья"Формирование культуры здорового образа жизни на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018