При проверке знаний, умений и навыков школьников большое значение имеет их объективная оценка, при этом во всех школах должен быть единый подход к определению качества успеваемости. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний выступает в качестве тонкого и весьма острого инструмента воздействия на учащихся. Высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать его. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению. Вот почему время от времени возникают дискуссии, которые то облекаются в форму борьбы с так называемой процентоманией, т.е. с намеренным завышением оценок знаний учащихся, то принимает форму предложений о переводе учащихся из класса в класс независимо от качества их знаний, как это делается в некоторых зарубежных странах.
Было время, когда вообще отрицалась необходимость оценки знаний учащихся, потом были введены две оценки – удовлетворительно и неудовлетворительно. С 1935 г. в школе начала использоваться пятиступенчатая система словесных оценок (отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо), которая в 1944 г. была заменена пятибалль-ными цифровыми оценками: 5, 4, 3, 2, 1.
Исторический опыт, однако, показывает, что борьба с субъективизмом и процентоманией при оценке знаний учащихся должна идти не в направлении игнорирования успеваемости при переводе их в следующие классы и выпуска из школы, а только путем повышения качества обучения и совершенствования методики проверки и оценки знаний. В этом смысле важно, чтобы учителя придерживались тех общих критериев, которые должны лежать в основе оценки знаний учащихся. В чем же суть этих критериев?
Балл «5» выставляется за такие знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала, б) выделяет в нем главные положения, в) осмысленно применяет полученные знания на практике, г) не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уве-ренно и аккуратно, д) легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Балл «4» выставляется тогда, когда: а) ученик выявляет знание материала, б) отвечает без особых затруднений на вопросы учителя, в) умеет применять полученные знания на практике, г) в устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, д) в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Балл «3» выставляется за знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя, б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы, в) допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Балл «2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть
его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Балл «1» выставляется за полное незнание учеником пройденного материала.
Эти общедидактические критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся конкретизируются в частных методиках. По каждому предмету даются рекомендации, как оценивать устные ответы школьников, их письменные и практические работы. Применение этих критериев и рекомендаций требует от учителя определенного умения, педагогического такта и знания индивидуальных особенностей учащихся. В особенности важно учитывать следующее. Каждый ученик стремится к успеху в овладении знаниями. Однако если оценки «4» и «5» выставляются за слишком облегченные задания и вопросы, тогда хорошие оценки не стимулируют учебную работу школьников. С другой стороны, если учитель выставляет несколько двоек подряд, ученик теряет веру в успех, ослабляет свои усилия в учении, а иногда и совсем перестает учиться. Вот почему получение учеником двойки должно быть сигналом к тому, что он нуждается в срочной помощи учителя. Это положение и должно быть исходным при работе со слабоуспевающими школьниками.
Объективной оценке успеваемости иногда мешают те образцы и шаблоны, к которым привыкает сам учитель и требует их соблюдения учащимися. Примечательные примеры на этот счет приводил один московский учитель-словесник. «Оценивая работу ученика, – писал он, – стоит вспомнить, что гимназист за сочинение, написанное для него Тургеневым, получил тройку с минусом. А дочери Салтыкова-Щедрина поставили двойку за сочинение, автором которого был ее отец. Горький писал три сочинения для гимназистов. Они были оценены двойкой, единицей с минусом и, наконец, нулем.
Комиссия по присуждению медалей Мосгороно оказалась снисходительнее: она утвердила пятерку за сочинение о пьесе «На дне», дословно воспроизводящее статью литературоведа В. Ермилова, упрекнув при этом жулика-медалиста за недостатки стиля доктора филологических наук...» .
Многие учителя не допускают, что в классе есть учащиеся более талантливые, чем их наставник.
Сложившаяся в нашей школе 5-балльная система оценки успеваемости учащихся иногда подвергается критике. Вносятся предложения о замене ее 10-балльной или даже 20-балльной, как это практикуется в ряде зарубежных стран, чтобы якобы более точно определять уровень знаний школьников. Но в некоторых странах, например в Китае, используется 100-балльная система оценок. В Чехии при 5-балльной системе оценок успеваемости высшим баллом является не «пятерка», а «единица». Нужно ли нам в этом деле копировать зарубежный опыт или же лучше сохранять свои традиции? Вопрос не праздный.
Оценку успеваемости нельзя отрывать от качества обучения и стимулирования познавательной активности учащихся. Не отрицая большой важности объективного и более точного оценивания степени усвоения изучаемого материала учащимися, нельзя превращать выставляемые им оценки в средство понуждения их к учебной работе, как это иной раз бывает. Главное состоит в том, чтобы эти оценки выступали как мера педагогического поощрения и эмоционального одухотворения их интеллектуально-познавательной деятельности. Достаточно и 5-балльной системы оценок, если учитель эффективно осуществляет обучение и обеспечивает глубокое и прочное овладение изучаемого материала школьниками. Впрочем, сейчас разрешено ставить не только «5», «4», «3» и так далее, но и добавлять к ним в ту или другую сторону плюс или минус 0,5 балла.
Что же касается предложений о переводе учащихся в последующие классы с «двойками», как это опять-таки делается в некоторых зарубежных странах, то это ничего не улучшит в школе, а лишь породит новые проблемы, например рост недисциплинированности, отрицательное отношение к учебной работе и т.д.
Критерии оценки успеваемости учащихся.doc
Критерии оценки успеваемости учащихся
При проверке знаний, умений и навыков школьников большое значение имеет
их объективная оценка, при этом во всех школах должен быть единый подход
к определению качества успеваемости. Проблема эта не простая, особенно
если учесть, что оценка знаний выступает в качестве тонкого и весьма острого
инструмента воздействия на учащихся. Высокая оценка знаний может и
воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать его. Еще
сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать
школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению. Вот
почему время от времени возникают дискуссии, которые то облекаются в
форму борьбы с так называемой процентоманией, т.е. с намеренным
завышением оценок знаний учащихся, то принимает форму предложений о
переводе учащихся из класса в класс независимо от качества их знаний, как
это делается в некоторых зарубежных странах.
Было время, когда вообще отрицалась необходимость оценки знаний
учащихся, потом были введены две оценки – удовлетворительно и
неудовлетворительно. С 1935 г. в школе начала использоваться
пятиступенчатая система словесных оценок (отлично, хорошо, посредственно,
плохо и очень плохо), которая в 1944 г. была заменена пятибалльными
цифровыми оценками: 5, 4, 3, 2, 1.
Исторический опыт, однако, показывает, что борьба с субъективизмом и
процентоманией при оценке знаний учащихся должна идти не в направлении
игнорирования успеваемости при переводе их в следующие классы и выпуска
из школы, а только путем повышения качества обучения и совершенствования
методики проверки и оценки знаний. В этом смысле важно, чтобы учителя
придерживались тех общих критериев, которые должны лежать в основе
оценки знаний учащихся. В чем же суть этих критериев?
Балл «5» выставляется за такие знания, когда: а) ученик обнаруживает
усвоение всего объема программного материала, б) выделяет в нем главные
положения, в) осмысленно применяет полученные знания на практике, г) не
допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных
работах и выполняет последние уверенно и аккуратно, д) легко отвечает на
видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Балл «4» выставляется тогда, когда: а) ученик выявляет знание материала, б)
отвечает без особых затруднений на вопросы учителя, в) умеет применять
полученные знания на практике, г) в устных ответах не допускает серьезных
ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных
вопросов учителя, д) в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характеризуются
высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и
вытекающих из них обобщений. Балл «3» выставляется за знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение
основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном
воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя,
б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается
при ответах на видоизмененные вопросы, в) допускает ошибки в письменных
работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся на уровне
представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Балл «2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные
представления об изученном материале, но все же большая часть
его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Балл «1» выставляется за полное незнание учеником пройденного материала.
Эти общедидактические критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся
конкретизируются в частных методиках. По каждому предмету даются
рекомендации, как оценивать устные ответы школьников, их письменные и
практические работы. Применение этих критериев и рекомендаций требует от
учителя определенного умения, педагогического такта и знания
индивидуальных особенностей учащихся. В особенности важно учитывать
следующее. Каждый ученик стремится к успеху в овладении знаниями.
Однако если оценки «4» и «5» выставляются за слишком облегченные задания
и вопросы, тогда хорошие оценки не стимулируют учебную работу
школьников. С другой стороны, если учитель выставляет несколько двоек
подряд, ученик теряет веру в успех, ослабляет свои усилия в учении, а иногда
и совсем перестает учиться. Вот почему получение учеником двойки должно
быть сигналом к тому, что он нуждается в срочной помощи учителя. Это
положение и должно быть исходным при работе со слабоуспевающими
школьниками.
Объективной оценке успеваемости иногда мешают те образцы и шаблоны, к
которым привыкает сам учитель и требует их соблюдения учащимися.
Примечательные примеры на этот счет приводил один московский учитель
словесник. «Оценивая работу ученика, – писал он, – стоит вспомнить, что
гимназист за сочинение, написанное для него Тургеневым, получил тройку с
минусом. А дочери СалтыковаЩедрина поставили двойку за сочинение,
автором которого был ее отец. Горький писал три сочинения для гимназистов.
Они были оценены двойкой, единицей с минусом и, наконец, нулем.
Комиссия по присуждению медалей Мосгороно оказалась снисходительнее:
она утвердила пятерку за сочинение о пьесе «На дне», дословно
воспроизводящее статью литературоведа В. Ермилова, упрекнув при этом
жуликамедалиста за недостатки стиля доктора филологических наук...» .
Многие учителя не допускают, что в классе есть учащиеся более талантливые,
чем их наставник.
Сложившаяся в нашей школе 5балльная система оценки успеваемости
учащихся иногда подвергается критике. Вносятся предложения о замене ее
10балльной или даже 20балльной, как это практикуется в ряде зарубежных стран, чтобы якобы более точно определять уровень знаний школьников. Но в
некоторых странах, например в Китае, используется 100балльная система
оценок. В Чехии при 5балльной системе оценок успеваемости высшим
баллом является не «пятерка», а «единица». Нужно ли нам в этом деле
копировать зарубежный опыт или же лучше сохранять свои традиции? Вопрос
не праздный.
Оценку успеваемости нельзя отрывать от качества обучения и
стимулирования познавательной активности учащихся. Не отрицая большой
важности объективного и более точного оценивания степени усвоения
изучаемого материала учащимися, нельзя превращать выставляемые им
оценки в средство понуждения их к учебной работе, как это иной раз бывает.
Главное состоит в том, чтобы эти оценки выступали как мера педагогического
поощрения и эмоционального одухотворения их интеллектуально
познавательной деятельности. Достаточно и 5балльной системы оценок, если
учитель эффективно осуществляет обучение и обеспечивает глубокое и
прочное овладение изучаемого материала школьниками. Впрочем, сейчас
разрешено ставить не только «5», «4», «3» и так далее, но и добавлять к ним в
ту или другую сторону плюс или минус 0,5 балла.
Что же касается предложений о переводе учащихся в последующие классы с
«двойками», как это опятьтаки делается в некоторых зарубежных странах, то
это ничего не улучшит в школе, а лишь породит новые проблемы, например
рост недисциплинированности, отрицательное отношение к учебной работе и
т.д.
Статья:"Критерии оценки успеваемости учащихся"
Статья:"Критерии оценки успеваемости учащихся"
Статья:"Критерии оценки успеваемости учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.