Приемы создания ситуации успеха в учебной деятельности как условие личностного развития ученика Дементьева Ольга Степановна, учитель информатики и ИКТ
МОУ Лицея №33 г. Комсомольска – на - Амуре
За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.
Что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха?
Уйдет ли обиженным учитель или ученик – все зависит от ситуации на уроке?
Как этого избежать?
Как организовать ситуацию успеха?
О том, как лучше организовать обучение детей рассуждали многие великие педагоги.
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял Август Соломонович Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. В своей педагогической деятельности руководствуюсь правилом, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.
Психологическая служба лицея помогает определить формы и методы работы с учетом возрастных особенностей (Таблица 1) и оценить уровень развития таких внутренних ресурсов учащегося, как интеллект, внимание, память, воображение и мышление для целенаправленной работы.
Таблица 1
Младший школьный возраст |
Среднее звено |
Старшеклассники |
Это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому даю ребенку почувствует радость познания, возможность приобрести умения учиться, дружить, что позволяет обретать уверенность в своих способностях и возможностях.
|
Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность. Для данной категории учащихся использую многообразные групповые формы обучения (игровых, проблемных, проектных).
|
Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»концепции школьника. Создаю условия для личностного развития в процессе социально ориентированной активности и учебнопрофессиональной деятельности. |
Во-вторых, придерживаюсь структурой успешной учебной деятельности:
1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.
Я ставлю перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха. Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, предлагаю различные варианты мотивов:
üстремление решить интересные задачи,
üпопытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, üрассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, üустановить новые контакты в ходе выполнения и т.д.
В итоге, на мотивационном этапе, организую определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности.
2. Организационный этап, или обеспечение деятельности. Моя задача - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Использую следующие методы решения задач:
üорганизационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);
üсодержательный контроль (консультации по содержанию);
üинтеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.
3. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Стараюсь организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Оцениваю не только итог работы ребенка, но и его усилия в процессе деятельности.
В ходе урока ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности:
üположительное отношение к деятельности;
üприятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей, предложенных педагогом;
üэмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач;
üудовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым; üосознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; üформирование устойчивой потребности в самообразовании.
Использую технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха – помогаю учащимся преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2. Авансирование успешного результата – выражаю свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
3. Внесение мотива – показать ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
4. Персональная исключительность – обозначаю важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
5. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждаю к выполнению конкретных действий.
6. Высокая оценка детали – помогаю эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Приемы создания ситуации успеха. 1. «Эмоциональное поглаживание».
На уроке много раз говорю «молодец», «умница», «Ребятки, я горжусь вами!». Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, - в этом , считаю, залог успешного воспитания.
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо:
обнаружил ошибку у самого учителя!
Создаю условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. 4. «Следуй за нами»
Пробую разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Создаю случаи, когда успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
Использование ситуации успеха должно помогает учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Свои уроки я стараюсь проводить с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности учащихся.
На уроках использую электронные и другие наглядные пособия. Бесплатный онлайнсервис LearningApps.com позволяет заинтересовать учащихся учебным процессом и практически каждый ученик с увлечением выполняют задания в различных игровых формах.
Использую дифференцированное обучение, что позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Ставлю перед учеником задачу, пробуждаю у учащегося желание найти способ ее разрешения. Затем организую деятельность учащихся по самостоятельному освоению способа решения проблемы. Далее организую рефлексию с целью выхода на следующую проблемную ситуацию.
Организация процесса обучения с использованием дистанционных технологий позволяет реализовать основные дидактические принципы: интерактивности, индивидуализации, адаптивности, интегративности, наглядности, динамичности доступа к учебной информации, оперативности обратной связи. Большая часть работы создана на Цифровой Образовательной платформе «Дневник.ру»:
ü организовали рабочую группу «Infoteenager’ы», где можно узнать о новых конкурсах, олимпиадах, пройти дистанционное обучение, проконсультироваться не только у учителя, но и у учащихся Лицея
ü создала тесты Проектная деятельность.
Метод проектов использую, как применение, так и приобретение новых знаний; это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Это один из личностно-ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
В Цифровые каникулы ребята попробовали примерить на себя роль PROфессионалов в области информационных технологий. Людей, которые всё знают PRO то как, а главное зачем.
Девятиклассники создавали сайт своей команды, разрабатывали Умный дом, в основе которого лежит технология Интернета вещей, строили примерную плансхему Умного дома с помощью SketchUp Make 2016, определялись с основными инфраструктурными объектами Умного города (используя для этого возможности программы SketchUp), выбирали положение Умного города на планете Земля, используя программу Google Earth.
Проект «Робомишка» Аннотация проекта
«Робомишка (макет – рисунок 1) – это роботизированное устройство, которое может стать отличным другом и повысить интерес у детей к робототехнике. Я создала робота с акцентом на простоту использования и программирования. Им можно управлять с помощью специального приложения на смартфоне посредством Bluetooth связи. Робомишка способен менять положение лап и головы, а также менять цвет глаз, благодаря встроенным RGB диодам и подсвечивать лапы.»(рисунок 2)
рисунок 1
Исследовательская деятельность:
Дистанционный путешествие в «НАНО-миры» (рисунок 3)
(https://sites.google.com/site/putesestvievnanomir/) стимулировало изучить сервисы
Google (таблицы, сайт), узнать интересные факты о нанотехнологиях, научиться строить объекты с помощью программы Scrach, составлять развивающие игры в Learningapps.org, создавать ленту времени и облако эмоций.
Инженерное образование.
Инженерное образование и техническое творчество детей и молодёжи обозначено наивысшим государственным политическим приоритетом, определяющим успешность реализации задачи опережающего технологического развития России.
В лицеи реализация проекта специализированных классов («Роснефть») решила многие задачи формирования новой школы:
- создание современной информационно-образовательной среды для развития одаренных и талантливых детей;
- организация образовательной и проектной деятельности.
Проект показал высокую мотивацию обучения школьников в РН-классах (рисунок 5), значительные результаты их обучения, уровень развития их социализации, а самое главное – выбор выпускниками спецклассов профессии инженера и сформированность у них инженерных компетенций, что подтверждается высокими результатами участия в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах проектов, технического творчества.
рисунок 5
Очень большое значение для учеников имеет победа в конкурсах или олимпиадах разных уровней. Это дает ребятам уверенность в умении использовать свои знания, полученные на уроках или из дополнительных источников, и достигать значительных успехов. Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989-355.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991-169.
Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991-71.
Иванов К.А. Все начинается с учителя. М.:"Просвещение", 1983-175.
Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение", 1982-175.
Невский Т. А. Трудный успех. М.:"Просвещение", 1981-126.
Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ": "ГОСПЕДАТЕРСТВО", 1997-176.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998-53.
Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: "Просвещение", 1960-140.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988-272.
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: "Педагогика", 1979-175.
Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование, 1990-№11, с.91 Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997-№2, с.42-43.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.