Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Оценка 4.9

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
окружающий мир +2
1 кл—4 кл
13.03.2019
Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
В статье рассматриваются универсальные умения смыслового чтения младших школьников .В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.
Смысловое чтение.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1» ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА» Учитель :Иваненкова Л.И. Ежедневно   человек,   и   взрослый   и   ребенок   получает   из   разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.          В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника   учиться,   т.е.   научить   пользуясь   учебниками,   дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать   новые   знания,   а   в   дальнейшем   проявить   способность   к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.       Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую. Техническая   сторона включает   способ   чтения,   темп   чтения,   правильность чтения и выразительность чтения.     Следует заметить, что сегодня в первый класс приходит немало читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности.    Каковы причины этого явления?    Во­первых, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.    Во­вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой.    В­третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения   всегда   уделялось   достаточно   много   внимания,   а   понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.     Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения  в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».         Под   понятием   «смысловое   чтение»   понимается   получение   лишь   той информации, которая необходима читателю. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста,   уловить   все   детали   и   практически   осмыслить   извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Поскольку   смысловое   чтение   является   метапредметным   навыком,   то составляющие его части будут в структуре всех УУД: ­в личностные УУД ­ мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; ­в регулятивные   УУД ­   принятие   учеником   учебной   задачи,   произвольная регуляция деятельности; ­в коммуникативные   УУД –   умение   организовать   и   осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; ­в   познавательные   УУД –   владение   основами   смыслового   чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с   выделением   существенных   и   несущественных   признаков;   умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение,   сериацию   и   классификацию   по   заданным   критериям;   умение устанавливать причинно­следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование;                 Формирование   УУД   при   работе   с   текстом   осуществляется   через формирование   у   учащихся   читательских   умений.   Учитель   формирует следующие читательские умения: ­   работать   с   заголовками:   выбирать   наиболее   точный   из   предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку   (логические действия); ­   определять   характер   книги   (тему,   жанр,   эмоциональную   окраску)   по обложке,   заглавию,   рисункам   ;   (С.Маршак   «Пожар»,   «Звучит»­книга­игра, посвящена звукам и словам с сюжетными картинками). ­ формулировать тему небольшого текста ; ­   выявлять   в   тексте   слова   и   выражения,   значения   которых   непонятно,   и осознавать потребность в выяснении их смысла ; ­ пользоваться толковым словарём ; ­ выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова ; ­   извлекать   из   учебника   и   дополнительных   источников   необходимую информацию ; ­ обмениваться полученными сведениями ; ­ логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст ; ­ отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение) ; ­ находить в тексте описание к иллюстрациям ; ­ сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника ; ­ составлять план к прочитанному тексту ; ­   самостоятельно   выполнять   задания   на   основе   текста   учебника   и дополнительной литературы ; ­ выполнять задания, включающие составление схем, таблиц ; ­ определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных ; ­ осознавать авторское и собственное отношение к персонажам ; ­ выявлять смысловой и эмоциональный подтекст ; ­ определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль ; ­ находить главную мысль, сформулированную в тексте ; ­   готовить   сообщения   на   основе   используемой   литературы   (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета) .       Согласно   требованиям   ФГОС   для   формирования   УУД   на   всех   без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:     1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.   2. Поисковое или просмотровое чтение ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде   чтения   читатель   определяет,   есть   ли   в   тексте   или   книге   конкретная информация, конкретный факт.      3. Изучающее чтение направлено   на  обучение   школьников   ставить   перед собой   цель   чтения,   направляя   внимание   на   полезную   в   данный   момент информацию.         4. Вдумчивое   (медленное,   рефлексивное,   художественное)   чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: ­предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; ­анализировать   изменения   своего   эмоционального   состояние   в   процессе чтения.       Так как весь процесс обучения основывается на чтении текстов, научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя следующие методы работы по формированию смыслового чтения: 1. Активная работа со словом. 2. Применение метода «ведение диалога с текстом». 3. Развитие читательского воображения. Система специальных упражнений 1. Работа со словом. Без   внимательной   работы   со   словами   не   может   быть   понимания   текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида: ­ работа с незнакомыми словами; ­ работа с ключевыми словами; ­ работа со словами образами. Работа с незнакомыми словами.       Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное   для   него   слово.  Любой   учитель   сталкивался   с   этим   явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения   пониманию   текста   делается   акцент   на   том,   чтобы   каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению. Работа с ключевыми словами.              Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и   без   «зацепки»   за   это   слово   нельзя   понять   правильно   текст.   Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста. Работа со словами образами.       Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого   отношения   к   словам­образам   или   художественным   средствам, найденным   автором   произведения.   Знакомство   со   словами   образами,   в которых   скрываются   секреты   красоты   текста,   начинается   с   понятия   о сравнении.   Сравнение   позволяет   сделать   образ,   возникающий   у   читателя, более ярким, полным, объемным. Сравнение бывает нескольких типов: Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» Есть переходный тип сравнения, который выражается творительным падежом имени   существительного.   «Пеной   рос   заря   туманится». Скрытые сравнения называются метафорами. «Холодное серебро росы»          Цель обучения состоит в том, чтобы показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться» с текстом. 2. Применение метода «ведение диалога с текстом».              Диалог с текстом происходит в результате  активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора,   осознать   свое   отношение   к   этой   позиции.   Этот   диалог   часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным   поиском   ответов   на   вопросы,   которые   остались нераскрытыми в тексте. Данный метод можно разделить на несколько видов операций:   1)   поиск   непонятного   в   тексте   и   формулировка   вопросов;   2) вероятностное   прогнозирование   ответов   на   возникший   вопрос   или дальнейшего   содержания   текста;   3)   самоконтроль   (проверка   своих предположений по тексту).  3. Развитие читательского воображения.     Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым»  воображением.  Тренироваться «включать»  воображение следует на небольших текстах, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких   элементов   можно   увеличивать,   переходя   к   воспроизведению   целых картин.   Задание   состоит   в   том,   чтобы   представить   описываемое   и воспроизвести   свои   представления   устно   или   письменно,   словами   или красками.               Для   развития   читательского   воображения   необходимо   помнить   о важности ключевых   методических   вопросов при   проверке   первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?». Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы (лирические стихи).      Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями художников, их рассматривание и анализ. Кроме этого, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей,   элементов   интерьера   будет   также   способствовать «пробуждению» воображения.        Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование как отдельных   эпизодов,   так   и   всего   произведения.   При   этой   работе   детям придется   не   раз   перечитать   текст,   обращая   внимание   на   те   детали художественного   пространства   и   времени,   портретные   характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.           Для   развития   творческого   воображения   можно   использовать   такие задания: придумай   своих   героев,   свои   приключения,   другой   конец   для произведения.      Работа с текстом – это полезный и интересный вид работы, позволяющий не   только   проверить   уровень   понимания   текста,   но   и   умение   его анализировать. В результате обучения смысловому чтению у обучающихся: ­ повысится интерес учащихся к чтению; ­  изменится  отношение  к  урокам (дети чаще  станут посещать  библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный   материал   к   урокам,   особенно   при   подготовке   домашнего задания); ­ повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать   свое   исследовательское   отношение,   желание   глубже   вникать   в суть произведения); ­ разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно­ поискового характера.          Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Статья«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019