STEAM-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 5

STEAM-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 5
docx
15.10.2021
STEAM-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.docx

STEAM-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Аннотация: STEАM-образование – инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько про- фессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты.

 

Изменения за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время и заставляют нас вол- новаться. Каждый день появляются новые виды работ, профессиональные области, именно поэтому современ- ные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Ведь в будущем потребуются профессиями, которых на сегодняшний день не существует, потребуются молодые спе- циалисты, владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.

STEAM-технологии позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. Ведь главный девиз STEAM- программы: «Минимум теории, максимум практики»

Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной сре- ды. Изучая данный вопрос, я ознакомилась с «Парциальной модульной программой развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество», разра- ботанная Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. Программа состоит из отдельных образовательных мо- дулей, рекомендованных как к комплексному, так и к самостоятельному использованию: Дидактическая систе- ма Ф. Фребеля; Экспериментирование с живой и неживой природой; LEGO-конструирование; Математическое развитие; Робототехника; Мультистудия «Я творю мир».

Исходя из наших возможностей развивающей предметно-пространственной среды, мы можем применять в своей практике только отдельные модули STEAM – технологии.

Применение STEAM-технологий в своей группе мы начали с активного использования конструкторов LEGO, которые при организации образовательного процесса, дают возможность приобщать детей к техниче- скому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познаватель- ным действиям, способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навы- ков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи (что немаловажно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения). В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.

Кроме этого, для своей группы мы выбрали образовательный модуль «Экспериментирование с живой и не- живой природой».

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Неутолимая жажда новых впечатле- ний, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире. Частые и разно- образные вопросы: Зачем? Почему? Когда? Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследова- тельской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и ин- тенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноцен- нее он развивается.

Экспериментирование в полной мере даёт детям возможность самостоятельно искать решение поставлен- ных перед ними задач, пробовать, экспериментировать, ошибаться и получать неожиданные ответы на свои вопросы, ведь удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением, узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать собственные предположения и гипотезы.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, мы распределили по разделам: «Песок», «Вода»,

«Воздух», «Камень». Они находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования имеются: как основное (разнообразные сосуды разного объема и формы; природный и бросовый материал; лупы и т.д.) так и дополнительное оборудование (фартуки, салфетки, контей- неры для сыпучих и мелких предметов и др.)

В рамках работы были проведены:

1)      опыты и эксперименты с детьми:

с водой: «Какого цвета вода?»; «Какой вкус у воды?»; «Что будет с водой на морозе?»; «Тонет - не тонет»;

«Что растворяется в воде?»;

с воздухом: «Что такое воздух?»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Где может прятаться воз- дух?»; «Есть ли воздух в воде?»; «Воздух и запах»; «Воздушные фокусы»; «Давление воздуха и ветер».

 

с камнями, песком: «В царстве камней»; «Собираем коллекцию камней»; «Исследуем песок»; «Песочные часы»; «Взвешиваем песок»; «Знакомство с глиной»; «Из чего состоит почва?»; «Есть ли в почве воздух и во- да?»;

2)      В работе с родителями были разработаны: консультации - «Детское экспериментирование в детском са- ду», «11 STEAM-игр для детей, чтобы развить инженерное мышление и творческое воображение», разработаны рекомендации по организации детского экспериментирования в домашних условиях.

Как было сказано ранее, программа STEAM-образования имеет несколько образовательных модулей. Для своей работы мы выбрали модуль «Математическое развитие». Для реализации образовательного модуля со- здали в группе соответствующею развивающею среду, центр «Заниматика», куда вошли разнообразные дидак- тические игры:

•        На изучение величины - логический пазл «Большой – маленький»;

•        На изучение формы и цвета - мозаика; геометрическое лото; геометрический конструктор; цветные счёт- ные палочки; набор геометрических тел, камешки марблс.

•        На изучение пространства - логический пазл «Геометрические фигуры»; «Геометрик»; Танграмм, Ко- лумбово яйцо; «Падающая башня», лабиринты.

•        На изучение времени - дидактическая игра «Что сначала, что потом»; игра «Дидактические часы». Ведётся работа с родителями в виде консультаций и рекомендаций по организации совместных игр в до-

машних условиях на развитие логического и математического мышления.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, отметили, что наибольший интерес для детей составляют дидак- тические игры именно на развитие логики.

Таким образом, с помощью STEAM – технологии дошкольники вникают в логику происходящих явлений, понимают их взаимосвязь, изучают мир системно и тем самым вырабатывают в себе любознательность, инже- нерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллельно дети осваивают основы ме- неджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь обеспечивают абсолютно новый уровень развития ре- бенка.


 

STEAM-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

STEAM-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследова- тельской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследова- тельской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира

Наблюдая за игровой деятельностью детей, отметили, что наибольший интерес для детей составляют дидак- тические игры именно на развитие логики

Наблюдая за игровой деятельностью детей, отметили, что наибольший интерес для детей составляют дидак- тические игры именно на развитие логики
Скачать файл