Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень (6 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подробная разработка урока по теме "Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень.". Данный урок поможет педагогу подать материал более доступно и учащиеся смогут выполнять задания разного уровня. В конце урока обучающиеся научатся выделять степени сравнения имен прилагательных., правильно ставить ударения в прилагательных сравнительной степени.
Иконка файла материала otkrytyy_urok_6_klass_po_teme_stepeni_sravneniya_imen_prilagatelnyh.doc
Предмет русский язык Класс6 Дата 13.12.18 Ф.И.О. Рвачёва С.А Урок№85 Общая тема  Имя прилагательное Тема Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень  Тип урока:  открытие  нового знания  Планируемые результаты: Личностные: культура общения, воспитание бережного отношения к языку, терпимого отношения к мнению других,  воспитание трудолюбия, толерантности  Метапредметные: формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать; продолжить формирование навыков  монологической речи, работы с текстом; развивать коммуникативные навыки учащихся. Предметные: научить различать степени сравнения имен прилагательных, определять их роль в тексте, правильно ставить  ударение при образовании степеней сравнения. Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, Ход урока:  I. Организационный момент. – Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече, надеюсь общение наше сегодня будет приятным и  плодотворным. Давайте улыбнёмся миру­ и мир улыбнётся нам.  Откройте тетради, запишите сегодняшнюю  дату и вид нашей работы.  ­ Уже январь, зима в полном разгаре, на улице морозно, снежно, невольно вспоминаются строки из  стихотворения Михаила Дудина: Чистейшего снега, белейшего снега Зима отряхнула на рощу с разбега  И, пухом легчайшим на солнце блистая, Пустила гулять по лесам горностая.                                                 М. Дудин. Слайд № 1  II. Мотивация к учебной деятельности. – Какие слова в этом стихотворении вам показались необычными? А с какой целью автор использует эти  прилагательные? (Чтобы сделать свою речь яркой, меткой, выразительной). Но ведь эти прилагательные  употреблены не в положительной степени? На какие размышления вас это наталкивает? Ребята, может быть,  вы сами сформулируете тему нашего урока? Да, тема нашего урока: «Степени сравнения прилагательных». ­ Запишите тему урока в тетрадь. Слайд № 2 Сегодня мы работаем по группам, но вы не просто группа, а команда. У нас есть члены жюри, которые  одновременно будут сегодня и экспертной группой. Они будут оценивать ваши ответы.  ­ Ребята, обратите внимание на предложения, которые сейчас на экране: Слайд № 3 ­ Все ли слова в данных предложениях употреблены в правильной форме? (Нет. Нельзя сказать….) ­ Конечно, в этих предложениях допущены грамматические ошибки. Степени сравнения прилагательных  образованы неверно. Так с какой целью мы изучаем степени сравнения прилагательных? (Чтобы правильно в  своей речи употреблять прилагательные в различных степенях сравнения.) ­ А вы можете определить, в какой степени сравнения употреблены данные прилагательные? (Нет.) ­ Так, значит, что мы сегодня на уроке должны узнать? (Какие степени сравнения есть у имен  прилагательных?) ­ Правильно. Это одна из целей нашего урока: ­Какие степени сравнения есть у имен прилагательных?  ­ Подумайте, что ещё вы должны знать, чтобы не допускать грамматических ошибок? (­ Как образуются степени сравнения.) Хорошо. А ещё сегодня мы должны выяснить ­ Какими членами предложения могут быть прилагательные в различных степенях сравнения?  Слайд № 4  III.   Актуализация   знаний. ­ Степени сравнения имен прилагательных – одна из самых сложных тем русского языка, которая формирует  важнейшее правописное умение. Именно эта тема встречается в одном из тестовых заданий ЕГЭ.Формулировка его звучит так: «Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова». Поэтому материал  по данной теме вы должны хорошо усвоить. И первым шагом к успеху будет заполнение «Немой таблицы».  Слайд № 5  Используя параграф 57 учебника «Степени сравнения имен прилагательных», вы заполняете строки и  столбцы так, чтобы таблица «заговорила». Пользуясь таблицей, вы должны будете рассказать, какие степени  сравнения есть у прилагательных и как образуются степени сравнения прилагательных.   ­ Итак, мы начинаем наше соревнование. Всем удачи. Какая группа выполнит задание раньше и правильно, та  и победит. (После выполнения команды обмениваются таблицей, проверяют друг друга). Слайд № 6 ­ А теперь послушаем первую группу.   (Рассказывают об образовании сравнительной степени прилагательных). Вторая группа рассказывает об  образовании превосходной степени сравнения. ­ Итак, на какие вопросы, поставленные в начале урока, мы можем ответить?  ­ Слово жюри. ­ Послушайте отрывок из песни «Прекрасное далёко» и запомните прилагательные, которые там  употребляются. Слайд № 7  ­Запишите прилагательные в положительной степени и образуйте все возможные степени сравнения.  Прекрасное ­ прекраснее, более (менее) прекрасный; прекраснейший, самый (наиболее) прекрасный. Чистого – чище, более (менее) чистый; чистейший, самый (наиболее) чистый. (Члены команды по очереди  выходят к доске.) ­ Хорошо, я вижу, что вы умеете образовывать различные формы степеней сравнения. ­ Пока жюри подводит итоги за 2 конкурс, я предлагаю вам поиграть в игру  «Хвастунишка», которая поможет вам усвоить изучаемую тему. Старайтесь использовать разные формы  степеней сравнения.  (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие  формы.) Я счастливая (ый) Я умная Я красивая Я спокойная Я нежная Я добрая Я веселая ­ Слово жюри. ­  Молодцы! Вы успешно справились с заданием, и я предлагаю вам немного отдохнуть. Физкультминутка.  Дети встают из­за парт. Учитель называет прилагательные в различных степенях сравнения: Сравнительная – приседают, руки вперёд. Превосходная – встают, прихлопывают. Положительная – разминают пальчики. ­ Хорошо, молодцы, ребята, садитесь. IV. Закрепление изученного материала. ­ Предлагаю вам продолжить соревнование. Перед вами лежат тесты. Вначале вы их решите, а затем по  очереди зададите вопросы к конкретным членам команды. (Тесты см. ниже).  ­ Слово жюри.  ­ Продолжаем нашу работу. Вспомните, на какой вопрос мы ещё не ответили?  Слайд № 8  ­ У вас на столе лежат карточки. Запишите данные предложения, найдите прилагательные в различных  степенях сравнения, подчеркните эти прилагательные как члены предложения. Слайд № 9  ­ Найдите вывод о синтаксической роли прилагательных в сравнительной степени в учебнике (стр.11, 12).  Прочитайте его. Слайд № 10 ­ Найдите вывод о синтаксической роли прилагательных в превосходной степени в учебнике (стр.14,15).  Прочитайте его. ­ Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам послушать одну притчу. Постарайтесь понять её смысл. Слайд № 11 ­ Как вы поняли смысл этой притчи? ­ Оценка жюри.­ Продолжаем нашу работу. (Экспертная группа подводит итоги).  ­ Ребята, в начале урока вы не могли точно исправить ошибки в данных предложениях.  Задание1. Подберите синонимы к прилагательным ,Укажите степени сравнения.. Глубже, глубочайший; Интереснее, интереснейший; К данным прилагательным подберите антонимы в составной сравнительной степени, Тихий, худо Составьте 2 предложения, укажите морфологические признаки прилагательного, подчеркните  их как члены  предложения. Задание2. Составьте предложения, сравнивая розу и шиповник (по красоте), Волгу и Днепр (по длине), Черное и  Азовское море (по глубине), Эльбрус и Казбек (по вышине). Какую степень сравнения вы используете?  Запишите эти предложения. Объясните способ образования прилагательных. Задание3. Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному   зеркальцу   в   «Сказке о    мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Запишите,назовите степень сравнения этих  прилагательных, способ образования.  Задание4 Закончите предложения, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения  прилагательных. Слайд № 12 ­ Сейчас, я думаю, вы легко с этим справитесь и их исправите.  ­ Слово жюри. V. Самостоятельная работа со взаимопроверкой. С наступлением весны дни ... . 2. При нагревании вода ... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег ... . 4. Ближе к  устью река ... . 5. Человек, который занимается спортом, ... . VI. Итог урока (рефлексия деятельности). ­ Вот и подошел наш урок к концу. Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих  товарищей, используя разные формы степеней сравнения прилагательных.  Как вы считаете, чью работу на  уроке сегодня необходимо оценить? Посмотрим, совпадает ли ваше мнение с мнением членов жюри. VII. Домашнее задание. ­ Домашнее задание: сочинение­миниатюра «А снег идет, идет…» или упр.