Подробная разработка урока по теме "Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень.". Данный урок поможет педагогу подать материал более доступно и учащиеся смогут выполнять задания разного уровня. В конце урока обучающиеся научатся выделять степени сравнения имен прилагательных., правильно ставить ударения в прилагательных сравнительной степени.
Предмет русский язык
Класс6
Дата 13.12.18
Ф.И.О. Рвачёва С.А
Урок№85
Общая тема Имя прилагательное
Тема Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты:
Личностные:
культура общения, воспитание бережного отношения к языку, терпимого отношения к мнению других,
воспитание трудолюбия, толерантности
Метапредметные:
формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать; продолжить формирование навыков
монологической речи, работы с текстом; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Предметные:
научить различать степени сравнения имен прилагательных, определять их роль в тексте, правильно ставить
ударение при образовании степеней сравнения.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку,
Ход урока:
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече, надеюсь общение наше сегодня будет приятным и
плодотворным. Давайте улыбнёмся миру и мир улыбнётся нам. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю
дату и вид нашей работы.
Уже январь, зима в полном разгаре, на улице морозно, снежно, невольно вспоминаются строки из
стихотворения Михаила Дудина:
Чистейшего снега, белейшего снега
Зима отряхнула на рощу с разбега
И, пухом легчайшим на солнце блистая,
Пустила гулять по лесам горностая.
М. Дудин.
Слайд № 1
II. Мотивация к учебной деятельности.
– Какие слова в этом стихотворении вам показались необычными? А с какой целью автор использует эти
прилагательные? (Чтобы сделать свою речь яркой, меткой, выразительной). Но ведь эти прилагательные
употреблены не в положительной степени? На какие размышления вас это наталкивает? Ребята, может быть,
вы сами сформулируете тему нашего урока? Да, тема нашего урока: «Степени сравнения прилагательных».
Запишите тему урока в тетрадь.
Слайд № 2
Сегодня мы работаем по группам, но вы не просто группа, а команда. У нас есть члены жюри, которые
одновременно будут сегодня и экспертной группой. Они будут оценивать ваши ответы.
Ребята, обратите внимание на предложения, которые сейчас на экране:
Слайд № 3
Все ли слова в данных предложениях употреблены в правильной форме? (Нет. Нельзя сказать….)
Конечно, в этих предложениях допущены грамматические ошибки. Степени сравнения прилагательных
образованы неверно. Так с какой целью мы изучаем степени сравнения прилагательных? (Чтобы правильно в
своей речи употреблять прилагательные в различных степенях сравнения.)
А вы можете определить, в какой степени сравнения употреблены данные прилагательные? (Нет.)
Так, значит, что мы сегодня на уроке должны узнать? (Какие степени сравнения есть у имен
прилагательных?)
Правильно. Это одна из целей нашего урока:
Какие степени сравнения есть у имен прилагательных?
Подумайте, что ещё вы должны знать, чтобы не допускать грамматических ошибок?
( Как образуются степени сравнения.) Хорошо. А ещё сегодня мы должны выяснить
Какими членами предложения могут быть прилагательные в различных степенях сравнения?
Слайд № 4
III. Актуализация знаний.
Степени сравнения имен прилагательных – одна из самых сложных тем русского языка, которая формирует
важнейшее правописное умение. Именно эта тема встречается в одном из тестовых заданий ЕГЭ.Формулировка его звучит так: «Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова». Поэтому материал
по данной теме вы должны хорошо усвоить. И первым шагом к успеху будет заполнение «Немой таблицы».
Слайд № 5
Используя параграф 57 учебника «Степени сравнения имен прилагательных», вы заполняете строки и
столбцы так, чтобы таблица «заговорила». Пользуясь таблицей, вы должны будете рассказать, какие степени
сравнения есть у прилагательных и как образуются степени сравнения прилагательных.
Итак, мы начинаем наше соревнование. Всем удачи. Какая группа выполнит задание раньше и правильно, та
и победит.
(После выполнения команды обмениваются таблицей, проверяют друг друга).
Слайд № 6
А теперь послушаем первую группу.
(Рассказывают об образовании сравнительной степени прилагательных). Вторая группа рассказывает об
образовании превосходной степени сравнения.
Итак, на какие вопросы, поставленные в начале урока, мы можем ответить?
Слово жюри.
Послушайте отрывок из песни «Прекрасное далёко» и запомните прилагательные, которые там
употребляются.
Слайд № 7
Запишите прилагательные в положительной степени и образуйте все возможные степени сравнения.
Прекрасное прекраснее, более (менее) прекрасный; прекраснейший, самый (наиболее) прекрасный.
Чистого – чище, более (менее) чистый; чистейший, самый (наиболее) чистый. (Члены команды по очереди
выходят к доске.)
Хорошо, я вижу, что вы умеете образовывать различные формы степеней сравнения.
Пока жюри подводит итоги за 2 конкурс, я предлагаю вам поиграть в игру
«Хвастунишка», которая поможет вам усвоить изучаемую тему. Старайтесь использовать разные формы
степеней сравнения. (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие
формы.)
Я счастливая (ый)
Я умная
Я красивая
Я спокойная
Я нежная
Я добрая
Я веселая
Слово жюри.
Молодцы! Вы успешно справились с заданием, и я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Дети встают изза парт. Учитель называет прилагательные в различных степенях сравнения:
Сравнительная – приседают, руки вперёд.
Превосходная – встают, прихлопывают.
Положительная – разминают пальчики.
Хорошо, молодцы, ребята, садитесь.
IV. Закрепление изученного материала.
Предлагаю вам продолжить соревнование. Перед вами лежат тесты. Вначале вы их решите, а затем по
очереди зададите вопросы к конкретным членам команды. (Тесты см. ниже).
Слово жюри.
Продолжаем нашу работу. Вспомните, на какой вопрос мы ещё не ответили?
Слайд № 8
У вас на столе лежат карточки. Запишите данные предложения, найдите прилагательные в различных
степенях сравнения, подчеркните эти прилагательные как члены предложения.
Слайд № 9
Найдите вывод о синтаксической роли прилагательных в сравнительной степени в учебнике (стр.11, 12).
Прочитайте его.
Слайд № 10
Найдите вывод о синтаксической роли прилагательных в превосходной степени в учебнике (стр.14,15).
Прочитайте его.
Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам послушать одну притчу. Постарайтесь понять её смысл.
Слайд № 11
Как вы поняли смысл этой притчи?
Оценка жюри. Продолжаем нашу работу.
(Экспертная группа подводит итоги).
Ребята, в начале урока вы не могли точно исправить ошибки в данных предложениях.
Задание1.
Подберите синонимы к прилагательным ,Укажите степени сравнения..
Глубже, глубочайший;
Интереснее, интереснейший;
К данным прилагательным подберите антонимы в составной сравнительной степени,
Тихий, худо
Составьте 2 предложения, укажите морфологические признаки прилагательного, подчеркните их как члены
предложения.
Задание2.
Составьте предложения, сравнивая розу и шиповник (по красоте), Волгу и Днепр (по длине), Черное и
Азовское море (по глубине), Эльбрус и Казбек (по вышине). Какую степень сравнения вы используете?
Запишите эти предложения. Объясните способ образования прилагательных.
Задание3.
Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о
мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Запишите,назовите степень сравнения этих
прилагательных, способ образования.
Задание4
Закончите предложения, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения
прилагательных.
Слайд № 12
Сейчас, я думаю, вы легко с этим справитесь и их исправите.
Слово жюри.
V. Самостоятельная работа со взаимопроверкой.
С наступлением весны дни ... . 2. При нагревании вода ... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег ... . 4. Ближе к
устью река ... . 5. Человек, который занимается спортом, ... .
VI. Итог урока (рефлексия деятельности).
Вот и подошел наш урок к концу. Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих
товарищей, используя разные формы степеней сравнения прилагательных. Как вы считаете, чью работу на
уроке сегодня необходимо оценить? Посмотрим, совпадает ли ваше мнение с мнением членов жюри.
VII. Домашнее задание.
Домашнее задание: сочинениеминиатюра «А снег идет, идет…» или упр.