Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur54-korr.doc
Литературное чтение Урок 54. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Тема: Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. II. Развитие  умений. 2  3  Проверка домашнего задания . Выразительное   чтение   стихов   А.К.  Толстого   и  А.  Плещеева,   рассматривание иллюстраций   к   стихам   (детские   рисунки   оформляются   как   выставка), нахождение   самой   точной   (т.е.   соответствующей   идее,   настроению   автора) иллюстрации. 2  4  1  2  3  1  2  3  3  1. Работа с текстом стихотворения Майкова. Работа с текстом до чтения. Беседа с учащимися: – Только ли эти поэты писали о природе, весне? © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1– Послушайте знакомые вам строки, вспомните имя поэта, чьё стихотворение будем читать сегодня. 1. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром… Продолжают учащиеся. 2. Зима недаром злится… 3. Ещё в полях белеет снег… 4. Есть в осени первоначальной… – Конечно, это Фёдор Иванович Тютчев. – Имя другого поэта, возможно, вам тоже знакомо. Его фамилия начинается с названия последнего весеннего месяца. (А. Майков.) – Какой же эти поэты видят родную природу? Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. Выявление первичного восприятия. – В чём его необычность? На что обратили внимание? – Кому посвящено это стихотворение? – Большой он или ещё маленький? Почему вы так думаете? 2) Аналитическое чтение стихотворения. – На что похоже стихотворение? (На сказку, на игру, на спор…) – Сколько в нём героев? – Какая Зима? (Седая, старая, тщедушная, то есть слабая.) – А какая Весна? (Красавица, царица цветов, улыбающаяся.) – В чём сила Весны? 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. © ООО «Баласс», 2014 2– А как рисуется слабость Зимы? («Подобрав свой саван белый, поползла  в овраг, в кусты!..») Работа с текстом после чтения. 1) «Разыгрывание» стихотворения. – Стихотворение напоминает игру, близко к веснянке­закличке. Как можно его сыграть? (Найти слова, обращённые к Зиме, и слова, рассказывающие о Весне. Первые   читаются   наступательно,   с   угрозой,   вторые   –   хвастливо,   напористо. Можно читать стихотворение по вариантам.) I в. – Уходи, Зима седая! II в. – Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горней вышины! После чтения­игры – подведение итогов: – Удалось ли нам своим чтением прогнать седую Зиму? Пригласить красавицу Весну? 2) Сравнение стихотворения со сказкой. – Придумайте сказку, где героями будут Зима, Весна, птицы, ветра… Кто ещё? А почему я назвала птиц, ведь эти слова отсутствуют в стихотворении? (Зато есть строка о них – «и чиликанья, и пенья!».) Начать сказку можно так: Жила на свете Зима, не тужила – не грустила, ледяные мосты мостила, да так незаметно и состарилась. И вот однажды … (Коллективное сочинение сказки.) – Какая Зима в нашей сказке? А Весна? Похожи ли они на Зиму и Весну в стихотворении Майкова? Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2014 32. Работа с текстом стихотворения Тютчева. Работа с текстом до чтения. 1) Самостоятельное чтение текста учащимися. Выявление первичного восприятия: – Что вы представили, читая стихотворение? – О чём оно, о каком времени года? 2) Аналитическое чтение стихотворения. 1­я строфа. – О чём предупреждает нас первая строка? – Чей голос мы слышали в третьей строке? («Чу, …») – Как вы понимаете строку «Принахмурилась земля»? Нарисуйте словами принахмурившуюся землю, что вы видите, что изменилось   в   ожидании   грозы   и   как?   (По   итогам   словесного   рисования учитель обращает внимание учащихся на ёмкость художественного слова: всего одна строка – а за ней множество картин.) 2­я строфа. – Почему  описание надвигающейся   грозы прерывается   многоточием? (Чтобы читатель дорисовал картину в своём воображении.) – Есть ли разница между словами «зеленеющие» и «зеленее» или употребление этих слов рядом – лишь авторская небрежность? Подберите синоним к слову «зеленеющие» (растущие, поднимающиеся …). 3­я строфа. – О чём рассказывает, что рисует глагол «пробилась» – тучу или молнию? (В первую очередь – тучу, она плотная, тяжёлая, низкая, огромная и т.д.) – А с чем сравнивается молния? С чем бы вы её сравнили? 4­я строфа. – Как поэт рисует усиление грозы? © ООО «Баласс», 2014 45­я строфа. –   Что   значит   «взглянуло   исподлобья»?   (Тучи   уходят,   но   краешек   ещё прикрывает солнце.) – Прочитайте строчки, в которых солнце смотрит на землю уже смело и охотно. Работа с текстом во время чтения. 1) Беседа с учащимися: – Сколько раз гром пугал и солнце, и землю, и нас, читателей, в стихотворении? –  Как,  с  помощью  каких  слов  передаёт   поэт  состояние  тревоги,  волнения  в природе? – Как менялось настроение в стихотворении? 2) Выразительное чтение стихотворения. 3. Обобщающая работа с текстами. 1) – Отгадайте две загадки. На дворе горой, а в избе водой. (Снег.) Бежит, звенит, о весне кричит. (Ручей.) – Как вы думаете, снегу или ручейку больше понравились бы стихи Тютчева, Толстого, Майкова, Плещеева? Почему? 2) обоснованием выбора.  Выразительное   чтение   учителем   и   учащимися   стихотворений   с –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? © ООО «Баласс», 2014 5IV.  Домашнее задание. Любое стихотворение выучить наизусть. © ООО «Баласс», 2014 6

Посмотрите также