Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 54.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
II. Развитие
умений.
2 3
Проверка домашнего задания .
Выразительное чтение стихов А.К. Толстого и А. Плещеева, рассматривание
иллюстраций к стихам (детские рисунки оформляются как выставка),
нахождение самой точной (т.е. соответствующей идее, настроению автора)
иллюстрации.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Работа с текстом стихотворения Майкова.
Работа с текстом до чтения.
Беседа с учащимися:
– Только ли эти поэты писали о природе, весне?
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1– Послушайте знакомые вам строки, вспомните имя поэта, чьё стихотворение
будем читать сегодня.
1. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…
Продолжают учащиеся.
2. Зима недаром злится…
3. Ещё в полях белеет снег…
4. Есть в осени первоначальной…
– Конечно, это Фёдор Иванович Тютчев.
– Имя другого поэта, возможно, вам тоже знакомо. Его фамилия начинается с
названия последнего весеннего месяца. (А. Майков.)
– Какой же эти поэты видят родную природу?
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
Выявление первичного восприятия.
– В чём его необычность? На что обратили внимание?
– Кому посвящено это стихотворение?
– Большой он или ещё маленький? Почему вы так думаете?
2) Аналитическое чтение стихотворения.
– На что похоже стихотворение? (На сказку, на игру, на спор…)
– Сколько в нём героев?
– Какая Зима? (Седая, старая, тщедушная, то есть слабая.)
– А какая Весна? (Красавица, царица цветов, улыбающаяся.)
– В чём сила Весны?
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
© ООО «Баласс», 2014
2– А как рисуется слабость Зимы? («Подобрав свой саван белый, поползла в
овраг, в кусты!..»)
Работа с текстом после чтения.
1) «Разыгрывание» стихотворения.
– Стихотворение напоминает игру, близко к веснянкезакличке. Как можно его
сыграть? (Найти слова, обращённые к Зиме, и слова, рассказывающие о Весне.
Первые читаются наступательно, с угрозой, вторые – хвастливо, напористо.
Можно читать стихотворение по вариантам.)
I в. – Уходи, Зима седая!
II в. – Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
После чтенияигры – подведение итогов:
– Удалось ли нам своим чтением прогнать седую Зиму? Пригласить красавицу
Весну?
2) Сравнение стихотворения со сказкой.
– Придумайте сказку, где героями будут Зима, Весна, птицы, ветра… Кто ещё?
А почему я назвала птиц, ведь эти слова отсутствуют в стихотворении? (Зато
есть строка о них – «и чиликанья, и пенья!».)
Начать сказку можно так:
Жила на свете Зима, не тужила – не грустила, ледяные мосты мостила, да
так незаметно и состарилась. И вот однажды … (Коллективное сочинение
сказки.)
– Какая Зима в нашей сказке? А Весна? Похожи ли они на Зиму и Весну в
стихотворении Майкова?
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2014
32. Работа с текстом стихотворения Тютчева.
Работа с текстом до чтения.
1) Самостоятельное чтение текста учащимися.
Выявление первичного восприятия:
– Что вы представили, читая стихотворение?
– О чём оно, о каком времени года?
2) Аналитическое чтение стихотворения.
1я строфа.
– О чём предупреждает нас первая строка?
– Чей голос мы слышали в третьей строке? («Чу, …»)
– Как вы понимаете строку «Принахмурилась земля»?
Нарисуйте словами принахмурившуюся землю, что вы видите, что
изменилось в ожидании грозы и как? (По итогам словесного рисования
учитель обращает внимание учащихся на ёмкость художественного слова:
всего одна строка – а за ней множество картин.)
2я строфа.
– Почему описание надвигающейся грозы прерывается многоточием? (Чтобы
читатель дорисовал картину в своём воображении.)
– Есть ли разница между словами «зеленеющие» и «зеленее» или употребление
этих слов рядом – лишь авторская небрежность? Подберите синоним к слову
«зеленеющие» (растущие, поднимающиеся …).
3я строфа.
– О чём рассказывает, что рисует глагол «пробилась» – тучу или молнию? (В
первую очередь – тучу, она плотная, тяжёлая, низкая, огромная и т.д.)
– А с чем сравнивается молния? С чем бы вы её сравнили?
4я строфа.
– Как поэт рисует усиление грозы?
© ООО «Баласс», 2014
45я строфа.
– Что значит «взглянуло исподлобья»? (Тучи уходят, но краешек ещё
прикрывает солнце.)
– Прочитайте строчки, в которых солнце смотрит на землю уже смело и охотно.
Работа с текстом во время чтения.
1) Беседа с учащимися:
– Сколько раз гром пугал и солнце, и землю, и нас, читателей, в стихотворении?
– Как, с помощью каких слов передаёт поэт состояние тревоги, волнения в
природе?
– Как менялось настроение в стихотворении?
2) Выразительное чтение стихотворения.
3. Обобщающая работа с текстами.
1) – Отгадайте две загадки.
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
Бежит, звенит, о весне кричит. (Ручей.)
– Как вы думаете, снегу или ручейку больше понравились бы стихи Тютчева,
Толстого, Майкова, Плещеева? Почему?
2)
обоснованием выбора.
Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений с
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
© ООО «Баласс», 2014
5IV. Домашнее
задание.
Любое стихотворение выучить наизусть.
© ООО «Баласс», 2014
6