Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 118.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Стихи Саши Чёрного и В. Долиной
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворений разных авторов, объяснение выбора стихов для
заучивания.
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
1Чтение авторского текста (с. 171 учебника).
– Какими вы представляете себе детских поэтов?
– Кого из них знаете и помните? Любите?
– Знакомы ли вам имена Саши Чёрного и Вероники Долиной?
– Какое из этих имён, повашему, псевдоним?
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение стихотворения Саши Чёрного «Детям».
– Совпало ли наше представление о детском поэте с портретом, нарисованным
Сашей Чёрным?
– Какова главная особенность детских поэтов, по мнению Саши Чёрного?
– Как вы понимаете эти строчки?
– Что поэт рассказал о себе?
– Как играет с читателями?
2) Выразительное чтение стихотворения.
– А теперь ваша очередь поиграть со стихами. Прочитайте стихотворение Саши
Чёрного:
а) как сердитый взрослый, не любящий стихи и не умеющий играть.
Какую строчку он прочитает с особым возмущением?
б) как беспечный молодой поэт, любящий детей и игру.
– Какое чтение вам понравилось больше?
3) Самостоятельное чтение стихотворения В. Долиной «Песня про манную
кашу».
– Кто сложил песню?
– А может ли взрослый такое придумать?
– Почему нет? Какой неожиданный ответ находит поэтесса?
– Чем занимается ребёнок? (Лепит и представляет.)
– Не приходилось ли вам лепить из манной каши?
© ООО «Баласс», 2015
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
2– А играть за обеденным столом?
– Что можете сказать о дяде? Понимает ли он малыша?
– Где в стихотворении монолог? А где диалог?
– Можно ли эти стихи назвать добрыми? Какими ещё?
4) Выразительное чтение стихотворения В. Долиной.
– Не напомнило ли вам это стихотворение другую историю про ребёнка,
который не любил манную кашу? (В. Драгунский «Тайное всегда становится
явным».)
Работа с текстом после чтения.
1) Беседа:
– Как стихотворение Вероники Долиной подтверждает мысль Саши Чёрного о
том, что детский поэт «совсем такой, как вы…»?
– Чем дополняет образ детского поэта стихотворение Вадима Левина «Кто
такие чудаки?»
Чудаки – смешной народ:
Ходят задом наперёд,
Загорают при луне,
Пирожки пекут во сне.
Распевают петухами
И беседуют стихами.
Но люблю я чудаков –
Молодых и стариков!
Чем приятен мне чудак?
Для него беда – пустяк.
Он не плачет и не хнычет,
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2015
3Только песенки мурлычет.
Разыскать бы чудаков
Всех народов и веков
Да собрать бы вместе всех,
Тото был бы шум и смех.
Если рядом чудаки –
Все невзгоды – пустяки.
2) – Первое отделение поэтического концерта закончилось. Какие стихи вам
захотелось перечитать?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Вспомнить прочитанные ранее произведения Г. Цыферова.
© ООО «Баласс», 2015
4