Стихотворение Н. Гумилева «Жираф». Восприятие, истолкование, оценка.

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 29.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Стихотворение Н. Гумилева «Жираф» весьма притягательно. Истолкование данного произведения, порожденное работой с научной литературой о Н. Гумилеве и собственными впечатлениями автора, поможет старшеклассникам самостоятельно достичь понимания вышеназванного стихотворения и проникнуться теплым чувством к поэзии конца 19 - начала 20 века.
Иконка файла материала Жираф.doc
Стихотворение Н. Гумилева «Жираф». Восприятие, истолкование, оценка. Свет   увидел   стихотворение   «Жираф»   во   втором   поэтическом   сборнике поэта, названном «Романтические цветы», состоящем из 32 стихов и посвященном «Анне Андреевне Горенко». Первое издание книги вышло в 1908 году в Париже за счет автора. До публикации Николай Гумилев прислал это стихотворение 9 октября 1907   года   Валерию   Брюсову,   с   которым   к   тому   времени   сложились   тесные отношения «учитель ­ ученик» и завязалась оживленная переписка. Изначально это был не имеющий названия первый стих в цикле из трех стихотворений «Озеро Чад». Валерий   Брюсов   в   личном   письме,   а   позже   и   публично   дал   высокую   оценку любимому стихотворению  поэта и книге в целом: «…автор много и упорно работал над   своим   стихом.   Не   осталось   и   следов   прежней   небрежности   размеров, неряшливости   рифм,   неточностей   образов…Теперь   он   резко   и   определенно вычерчивает  свои образы и с большой обдуманностью  и изысканностью выбирает эпитеты… Н. Гумилев принадлежит к числу писателей, развивающихся медленно и потому встающих высоко. Может быть, продолжая работать с той упорностью, как теперь,   он   сумеет   пойти   много   дальше,…откроет   в   себе   возможности,   нами   не подозреваемые». Большое, даже можно сказать, определяющее значение имел также отзыв Иннокентия Анненского, первого наставника поэта: «…книга оставила во мне сразу же впечатление чего­то пряного, сладкого, пожалуй, даже экзотического… отразила не   только   искание   красоты,   но   и   красоту   исканий».   А   это   было   время   именно исканий   в   творчестве   Гумилева,   о   чем   говорит   смешение   в   его   творчестве декадентства,   символизма   и   зарождение   черт   акмеизма.   И   причин   этому   две: путешествие по Африке и увлеченность этим континентом, а также попытка найти наиболее полный, оптимальный способ самовыражения. Способ был найден поэтом, ведь недаром же Гумилев неоднократно подчеркивал  свою «влюбленность» в это произведение. Описание   красот   и   чудес   далекой   Африки   в   стихотворении   «Жираф» подробно,   многоцветно,   зримо.   Это   не   выдумка,   а   воспоминания   человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому   пейзажу,  картины.  Но   сам   рассказ   об  «изысканном   жирафе»  волшебен, лирический   герой   преображает   и   без   того   прекрасную   реальность.   Этому преображению помогают красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор»,   «цветные   паруса»,   «мраморный   грот»,   «немыслимые   травы»;   сравнения: жираф «подобен цветным парусам корабля», «бег его плавен, как радостный птичий полет». Картину оживляет движение, которое чувствуется и в плавном беге жирафа, и в изменчивом отражении дробящейся в озере Луны, олицетворенной рукою своего творца.   Все   это   сказочное   описание   для   того,   чтобы   отвлечь   возлюбленную   от грустных   мыслей   в   пропитанной   туманами   и   дождями   России.   Четырехстопный амфибрахий, которым написано стихотворение, ритмичен и слегка напоминает удары в тамтамы, этакий неуловимый аккомпанемент.   Но «веселые сказки таинственных стран»   не   в   силах   спасти   от   скуки   и   тяжести   обыденности   и   лишь   усугубляютодиночество и отчужденность героев. Последние строки стихотворения повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно: …Послушай…далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Экзотичность   была   необходимым   кирпичиком   в   планомерном   делании Гумилевым самого себя. Его потребность в путешествиях была неизменной, и каждое из   путешествий   находило   отражение   во   всех   сферах   деятельности   и,   в   первую очередь,   в   творчестве.   Экзотика   в  поэзии   Гумилева   никогда   не   была   самоцелью: сначала она присутствовала как выражение мечты, затем, в зрелом возрасте, стала отражением его мировидения и бытия.