Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.
Оценка 4.6

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
doc
русский язык
6 кл—11 кл
23.01.2017
Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.
Русский язык - один из богатейших и красивых языков мира. О нем написано много прекрасных слов. В данном материале дается небольшая часть того, что есть о языке. К каждому стихотворению дается комплекс вопросов, определяющих тему, идею, лексические особенности данного текста. МОжно использовать на любом уроке в 6-11 классах.Дидактический материал - стихотворения о языке.
Стихотворения о родном языке.doc
Стихотворения о родном языке. Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,­ Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты. Н.Рыленков. 1.Определите тему, основную  мысль  текста. 2.Почему это стихотворение, которое состоит из одного предложения, можно  назвать текстом? Какими признаками текста оно обладает? Приведите ещё  примеры того, как одно предложение может являться текстом. Для этого  вспомните афоризмы, пословицы. 3.Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Для этого проанализируйте внимательно пунктуацию, подумайте, где нужны паузы: короткие и более  продолжительные. Определите слова, которые следует выделить с помощью  логического ударения. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во  внимание тему текста, его основную мысль, стараясь передать те чувства,  которые выразил поэт. 4.Повторим грамматику, орфографию. а) Выпишите из текста глаголы, поставив их в начальную форму.  Определите, к какому спряжению они относятся. б) Придумайте предложения со словами от того ­ оттого. Какими    частями речи они являются? Оттого, местоимение­наречие и союзное слово. Потому, вследствие чего. Невнимателен, все его ошибки оттого. Устал, оттого сердит. ( Из « Толкового словаря русского языка») Волны. Волна, волна­ все буквы влажны, Да и слились в один размах. Я произнёс сейчас их дважды И ощутил их на губах! Я произнёс их снова. Вскоре  Ко мне пришло издалека Волненье рек, дыханье моря И колокольчик ручейка. Повсюду волны, волны, волны, Великой влаги вечный путь. Таков язык! Мою охватывает грудь! И трепет полный Александр Прокофьев. 1959. 1. Прочитайте стихотворение. Определите тему, основную мысль. 2. Запишите вторую строфу, подчеркните наречия как члены  предложения. 3. Запишите ряд слов, однокоренных с наречиями  издалека. 4. Сравните   ряд   синонимов  волнение,   трепет,   взволнованность, смятение,   смятенность.  Понаблюдайте   за   употреблением   в стихотворении слов волнение, трепет. Трепет ­ а, м. 1.Колебание, дрожание. Т. листьев. 2.Сильное волнение, напряжённость чувств (книжн.) 3.Страх, боязнь . С  т. ждать известия. Испытывать т. перед кем­ нибудь. ( С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»0 5.Какие звуки особенно часто повторяются в тексте? Как употребление  этих повторяющихся звуков связано с содержанием стихотворения? 6.Какие слова, употреблённые в тексте, вы считаете особенно  выразительными с точки зрения звуковой ( фонетической)? Приведите  примеры слов, звучание которых особенно ярко, выразительно  соотносится со смыслом этих слов. Родная речь – дарованное благо, Сложным ­ сложна, а то простым – проста. Пусть сожжена бесценная бумага, Слова живут, текут из уст в уста. Но если жизнь отнимет слух и зренье, Лишит движений, голоса лишит, Единственное есть тогда спасенье:  То слово, что в груди твоей дрожит. Пускай его никто и не услышит: Как верный друг, оно всегда с тобой, Творит тебя, зовёт, живёт и дышит. Живёт! И значит, ты ещё живой. Л. Васильева. 1.Прочитайте выразительно текст. Определите тему, основную мысль  стихотворения. 2.Какие антонимы используются в тексте? Какова их роль? 3.Какова стилистическая окраска слов  дарованный, уста?  Как вы  понимаете выражение из уст в уста? Уста, уст, устам (устар.) Рот, губы. Передаётся что –н. из уст в  уста(от одного к другому). (Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова) 4.Какие слова употребляются в переносном значении? 5.Какие слова повторяются в тексте? Можем ли мы назвать эти слова  ключевыми? 6.Подберите синонимы и однокоренные слова к слову благо. Какова  стилистическая окраска этого слова? Благо­1.Только ед. Добро, благополучие (высок) (Из «Словаря русского языка »С.И.Ожегова). В доме бабушки моей Печка русская медведицей, С ярко – красною душой,­ Помогает людям жить, Хлебы печь и щи варить. Да за печкой и на печке Сказки милые таить. Ксения Некрасова. 1.Прочитайте выразительно стихотворение поэтессы. Какие чувства оно вызывает в вас? 2. Какие слова употреблены в переносном значении? Докажите , что это  текст художественного стиля. 3.Назовите слова, отражающие реалии русской культуры. Значит ли это, что язык отражает языковую картину мира любого народа. Докажите   примерами из своего родного языка. 4.Как вы думаете, почему «печка русская» сравнивается с медведицей?  Почему сказки называются милыми? 5.В каком значении употребляется многозначное слово хлеб? Докажите, что слово хлеб многозначное. 6.Какой частью речи является слово печь (пятая строчка). Сравните  выражения: русская печь – умело печь пироги. 6. Объясните правописание сложного прилагательного. 7.Проспрягайте один из глаголов, которые употреблены в тексте. Человек живёт, увы, не вечно; Время, словно ядра, рвёт сердца. Словно ж, даже малое словечко, Смертного не ведает конца. Речь – как речка. Но она живая, Всей душой, со всею болью ран, Всех времён хребты одолевая, Долетает сквозь эпох туман То она – в сказаньях, То в былине, То в могучем эпосе живёт, То в нехитрой дудочку – калине Задушевной песенкой плывёт. Плоти слова не коснётся тленье, Никаким не сжечь его огнём, В нём – твоё спасенье, Воскресенье, И твоё бессмертье –  Тоже в нём. Николай Браун . 1.Прочитайте выразительно стихотворение. Определите его тему и  основную мысль. 2.Попробуйте подобрать к тексту варианты названий. 3.Выпишите из текста ключевые слова. Произведите морфологический  разбор одного из них. 4.В каком значении употребляются в тексте слова воскресенье, эпос,  плоть, тленье? 5.Подберите синонимы к словам ведать, одолевать, задушевный. 6.Выпишите из текста однокоренные слова, обозначьте в них корень.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.

Стихотворения о русском языке. Проверочная работа.