СТИЛИ РЕЧИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

  • ppt
  • 22.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТИЛИ РЕЧИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.ppt

Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся.
1. Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.
2. Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы рассмотрим, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

Стили речи

Стили речи

Книжные стили: Разговорный
1)научный
2)публицистический
3)официально-деловой
4) художественный

Разговорный стиль



Задачи: обмен впечатлениями, общение.

Условия: беседа со знакомыми людьми в непринужденной обстановке.

Ведущие стилевые черты: непринуждённость, живость, свобода в выборе слов и выражений, раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику.

Языковые средства

Разговорные слова и выражения.
Эмоционально-окрашенные слова.
Обращения.
Побудительные, вопросительные, восклицательные предложения.

Жанры

Повествование: дружеское письмо, анекдот, заметки в записной книжке.

Описание: описание предмета, местности.

Рассуждение: спор, объяснение.

Пример разговорного стиля

Здорово, друган! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне по-барабану: скейтборд или ролики, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

Художественный стиль

Задачи: нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю чувства, эмоции.
Условия : употребляется в художественных произведениях.
Ведущие стилевые черты: эмоциональность, наглядность.

Языковые средства

Слова в прямом и переносном значении.
Эмоционально-оценочные слова.
Предложения вопросительные, восклицательные, с однородными членами.

Жанры

Повествование: рассказ, повесть, басня, поэма, летопись, сказка.

Описание: пейзаж, обещание, ода, гимн, загадка.

Рассуждение: эссе, философский роман.

Пример художественного стиля
Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.

Официально-деловой стиль

Задачи: сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные указания.
Условия : используется в деловых бумагах, инструкциях и законодательных документах.
Ведущие стилевые черты: официальность, точность.

Языковые средства

Книжные, официальные слова и выражения.
Сущ. с суффиксами –ени-, -ств-, -ость-.
Глаголы на –ся и глаголы в повелит. наклонении.
Глаголы в неопределённой форме.

Жанры

Повествование: деловое письмо, отчет, биография.

Описание: изделия, местности, устав, правила, кодекс.

Рассуждение: объяснительная записка, речь в суде, экспертиза.

Пример официально-делового стиля

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

Научный стиль

Задачи: сообщить сведения, имеющие теоретическое значение, объяснить причины явлений.
Условия: используется в научных трудах, учебниках, в выступлениях на научные темы (лекциях, сообщениях).
Ведущие стилевые черты: обобщенность, точность, доказательность, неэмоциональность.

Языковые средства

Научные термины.
Простые предложения.
Сложные предложения с союзами что, который, так как и др.

Жанры

Повествование: научный отчет, описание опыта.

Описание: энциклопедия, справочник.

Рассуждение: научная статья, лекция, диспут, отзыв.

Пример научного стиля
Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К.

Публицистический стиль

Задачи: сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение, воздействовать на массы.
Условия: используется в газетах, на телевидении, митингах.
Ведущие стилевые черты: призывность, воздействие, побуждение.

Языковые средства

Совмещение книжных и разговорных слов.

Слова в переносном значении.

Вопросительные и побудительные предложения.

Повторы.
Обращения.

Жанры

Повествование: заметка, репортаж, очерк.

Описание: обстановки, внешности.

Рассуждение: проблемная статья, речь на митинге или собрании.

Пример публицистического стиля
Впервые за свою жизнь и карьеру режиссер, обладающий уже культовым статусом и армией поклонников, был удостоен по-настоящему значимой награды. К слову, "Форма воды" была всего лишь вторым его фестивальным фильмом-конкурсантом, а предыдущий, "Лабиринт Фавна", остался в Канне неотмеченным.

Определите, какому
стилю речи соответствуют указанные понятия.

А. Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность –

РАЗГОВОРНЫЙ

Б. Соответствие строгой форме, сжатость, стандартность –

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

В. Смысловая точность, объективность изложения, последовательность изложения, использование терминов –

НАУЧНЫЙ

Г. Логичность, оценочность, призывность, эмоциональность –

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

Д. Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи –

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. Общеупотребительная лексика.
Б. Разговорная лексика.
В. Терминологическая лексика.

Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
А. Официально-деловой.
Б. Разговорный.
В. Публицистический.

Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?
А. Научный.
Б. Разговорный.
В. Публицистический.

К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?
А. Официально-деловой.
Б. Разговорный.
В. Публицистический.

Какому стилю речи присуща призывность?
А. Разговорный.
Б. Публицистический.
В. Официально-деловой.

Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
 
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.

Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие? Сгруппируйте примеры в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.
Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.

Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры в таком порядке: а)обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, б) обозначают официальную (деловую) обстановку.
Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.