«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»
Оценка 4.7

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
родителям
1 кл—11 кл
08.01.2019
«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»
ППС 21.11.17 Стили пед.общения -залог успеха.docx
Психолого­педагогический семинар 21.11.17    Никитина В.В. «Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»" Актуальность данной проблемы заключается в следующем: Педагоги   в   повседневной   работе   сталкиваются   с   нежеланием   учащихся   идти   в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Сухомлинский   утверждал,   что   методы,   используемые   в   учебной   деятельности, должны   вызывать   интерес   к   познанию   окружающего   мира,   а   учебное   заведение   стать школой радости.   Учитель,   используя   профессионально­личностный   потенциал,   способен   создать условия,   в   которых   ребенок   испытывал   бы   уверенность   в   себе   и   внутреннее удовлетворение. «Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать»  Франсуа де Ларошфуко  Уважаемые   коллеги,   каждый   из   Вас   помногу   лет     осуществляя   ежедневно     свою профессиональную деятельность, в сущности,  занимается творчеством.    Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное. Вспомним,¸   как   гордился   своей   работой   Волшебник   в   «Обыкновенном   чуде»   Евгения Шварца, приговаривая:  «Подумаешь сделать   живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое!....» Сегодня мы с Вами снова возвращаемся к теме педагогического общения, так как коммуникативная   компетентность   педагога   –   один   из   главных   инструментов,   владея которым в совершенстве, педагог может совершать чудеса.  «Педагогическое   общение   –   это   профессиональное   общение   преподавателя     с учащимися     на   уроке   и   вне   его   (   в   процессе   обучения   и   воспитания),   имеющее определённые   педагогические   функции   и   направленное   на   создание   благоприятного психологического   климата,   а   также   и   другого   рода   психологическую   оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.»  А.А. Леонтьев Критерии  продуктивного педагогического общения – это   Создание благоприятного психологического климата  Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе  Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику.   Поначалу   деревца   слабые   и   их   жизнь     полностью   зависит   от   хлопот садовника, но потом окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я­ концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.  Чтобы это подтвердить, привожу результаты одного классического эксперимента, проведённого в американской школе психологом Р. Розенталем. Состоял он в следующем: психолог диагностировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учёбе. А  в  конце  учебного  года  он  повторил  тестирование  этих  же  детей  и,  как  ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Результаты эксперимента свидетельствуют:  Я­концепция зависит,  от социального окружения ребёнка  От особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения Установка, данная учителям, передалась детям по нескольким направлениям: 1направление   Учитель верил, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинал различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным Открыв  способности,  он  неоднократно даст ученику  положительную вербальную оценку; Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы 2 направление Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного. Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности. Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона» «Эффект   Пигмалиона»  формулируется   следующим   образом:   если   к   какому­нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.  Я­ концепцию Проецируя на        ребёнка, получаем:  Мы   относимся   к   ребёнку   как   к   ответственному,   дисциплинированному   и даём ему это понять.  Тем   самым     создаём   предпосылки   для   того,   чтобы   он   и   в   самом   деле таковым становился.  В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но  в обратную сторону.  Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности. Педагогическое   общение   –   это   особенное   общение,   специфика   которого  обусловлена различными   социально­ролевыми   и   функциональными   позициями   субъектов   этого общения. Учитель,   в   процессе   педагогического   общения   осуществляет   в   прямой   ,   или косвенной форме свои функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От   того,   каковы  стилевые   особенности  этого   общения   и   руководства,   в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания.  Первое   экспериментальное   психологическое     исследование   стилей   руководства   было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином, впоследствии с приходом к власти   в   Германии   нацистов,   эмигрировавшим   в   США.   В   этом   же   исследовании   была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: Стили педагогического общения и его виды  Авторитарный  Демократический   Попустительский  Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он  формируется?  Под стилем общения мы понимаем индивидуально­типологические особенности  социально­психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения  находят выражение:  особенности коммуникативных возможностей учителя;  сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;  творческая индивидуальность педагога;     Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория  социально и нравственно насыщенная. 1. Авторитарный Проявляется:   Проявляется тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль  Выражается в том, что учитель прибегает к приказному тону, делает резкие  замечания.  Нетактичные выпады в адрес учащихся  Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и  указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет рабо­ тать, и т. д.   Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно.  Характеризуется:  Снижением деятельностной мотивацию, поскольку ребёнок не знает, какова цель  выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет  впереди.  Следует также заметить, что поэтапная регламентация деятельности и ее строгий  контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности  учащихся.   В глазах такого педагога,  учащиеся характеризуются низким уровнем  ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.   Любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление  нежелательного самоволия.   При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное  управление руководством коллективом, без опоры на актив.   Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания,  проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их  вопросов.   Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет  жесткий контроль за их выполнением.   Решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими  установками.  2. Попустительский Проявляется:  Руководитель имеющий попустительский стиль по сути самоустраняется из учебно­ воспитательного процесса.  Снятие с себя ответственности за происходящее. Характеризуется:  Стремлением учителя,  как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность  учащихся, практически устраняться от руководства  Ограничиваться формальным выполнением обязанностей и указаний администрации 3. Демократический Проявляется: Руководитель первую очередь оценивает факты, а не личность. Главной особенностью является тот факт, что группа принимает активное участие в  обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется  самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в  личных взаимоотношениях. Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Характеризуется  Не только проявляется интерес к работе учащимися , обнаруживается позитивную  внутреннюю мотивацию, но сближением между собой в личностном отношении.   Позиция учителя в организации коллектива: «первый среди равных».  Проявлением учителя определенной терпимости к критическим замечаниям  учащихся, проникновением в их личные дела и проблемы.  Обсуждением проблем коллективной жизни учащимися, которые и делают выбор,  но окончательное решение формулирует учитель. Значение индивидуального стиля деятельности Важнейшим условием профессиональной деятельности и мастерства является  определение индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – обусловленная природными особенностями,  устойчивая система задач, способов, тактик деятельности, обеспечивающих  эффективность труда. Индивидуальный стиль деятельности учителя  ­ педагогический почерк, зависящий от  природно­обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств  личности Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой добиваются успехов за  счёт  быстроты  оригинальности  неожиданности решений Им присущ:  артистизм  экспрессия  готовность импровизировать  непосредственность  выразительность эмоциональных реакций Педагоги, обладающие сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой:  тщательно готовят и взвешивают свои решения  действуют неторопливо, основательно  обладают большой выдержкой  сдержаны в эмоциональных проявлениях  последовательны и настойчивы Педагоги, обладающие слабым типом нервной системы: Им присущ:  особая чуткость  вдумчивость в возникающих педагогических ситуациях  способность понять внутренний мир учащихся Существуют различные типологии стилей индивидуальной деятельности педагога, в  зависимости от оснований по которым они выделяются. Учитывая вид педагогической деятельности, выделяют стиль:    обучающей деятельности воспитательной деятельности педагогического общения Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со  склонностями педагога, и в тоже время не противоречит требованиям профессии. Индивидуальные стили педагогической деятельности  по А.К. Марковой А.Я. Никоновой   Эмоционально­импровизационный   Эмоционально­методический   Методически­импровизационный   Рассуждающе­методический стиль  Эмоционально­импровизационный стиль деятельности педагога  Достоинства:   Высокий уровень знаний   Артистизм   Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом   Уроки   отличаются   благоприятным   коммуникативным   климатом,   разнообразием методов  Недостатки:  Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала   Недостаточный   контроль   за   знаниями   учащихся   (особенно   слабоуспевающих учащихся)   Несколько завышена Ваша самооценка   Зависимость поведения от ситуации на уроке  Результат:   У учащихся стойкий интерес к предмету   Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.  Рекомендации:  Активизировать   внимание   к   предмету   не   внешней   развлекательностью,   а мировоззренческой сущностью   Систематически осуществлять контроль знаний  Эмоционально­методический стиль деятельности педагога  Достоинства:   Высокий уровень знаний   Высокая методичность   Умение активизировать учащихся   Умение использовать различные методы, формы и средства обучения Недостатки:   Ваше настроение зависит от ситуации на уроке,    от подготовленности отдельных учащихся на уроке,  и их дисциплина  Результат:  Прочные знания сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учения  Рекомендации:  Набраться   терпения   и   если   необходимо   несколько   раз   объяснить   материал,   который учащимися не понят, варьируя при этом приёмы объяснения    Методически – импровизационный стиль деятельности педагога Достоинства:   Высокий уровень знаний   Высокая методическая культура   Требовательность к себе и учащимся   Внимательное отношение к уровню знаний учащихся   Объективная самооценка, сдержанность  Недостатки:   Недостаточное варьирование форм и методов   Недостаточно высокий темп урока   Много времени тратиться на опрос  Результат:  У   учащихся   интерес   к   изучаемому   предмету   сочетается   с   прочными   знаниями   и сформированными навыками  Рекомендации:  Разнообразить методы и формы  Увеличить темп урока  Рассуждающее ­ методический стиль деятельности педагога  Достоинства:   Высокая методическая культура   Внимательное отношение к уровню знаний всех  Недостатки:  Неумение   постоянно   поддерживать   интерес   учащихся   к   своему   предмету Предпочтение репродуктивной деятельности учащихся   Однообразие методов и форм обучения  Результат:  Сформированные навыки учения и прочные знания учащихся сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету Рекомендации:  Активнее использовать приём поощрения учащихся за удачный ответ и поиск решений  Помнить   о   том,   что   от   эмоционального   состояния   Ваших   учеников   зависит   и результативность Вашей системы  Формировать стиль можно лишь обогащая личность, осознавая и развивая свои наиболее  сильные и оригинальные стороны, активизируя педагогическое творчество. Благодаря личностному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию  педагогам с разными стилями деятельности доступно достижение высокого уровня  педагогического мастерства От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие.     Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно  выстроенной системой взаимоотношений.  Ситуация успеха  Целенаправленное создание комплекса внешних условий, способствующих удовлетворению радости, спектру положительных эмоций, участников педагогического процесса  Организация   деятельности   учащихся   на   принципах   диалога,   мыследеятельности, смыслотворчества.  Успех  Внутренне состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха, переживание  радости от того, что результат, к которому стремились либо превзошел ожидания, либо  совпал с ними.   Успешный человек имеющий успех, удачливый, достигающий желаемого результата. Успешность Успешность это способность достичь успеха, желаемого результата в какой­ либо деятельности.  Ситуация успеха Успех Успешность Успешная личность  Очень часто, в нашей повседневной жизни, нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу , выполнять домашние задания. Почему преисполненный желания первоклассник, теряет интерес к учёбе? Или почему, приходя в среднюю школу, младшие школьники резко теряют познавательный интерес, и как следствие снижается успеваемость.  На эти вопросы искали ответ не только наши современники, но и педагоги прошлых лет.    Педагогические приёмы создания ситуаций успеха  Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.   Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребёнка к познанию, а учебные заведения стать школой радости. «Если ребёнка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее» Доктор педагогических наук Белкин  Мы подошли к пониманию необходимости создания ситуации  успеха учителем на уроке.  Для того, чтобы Вы смогли лучше понять, что испытывают дети в типичных ситуациях успеха или неуспеха, я  предлагаю Вам результаты опроса учащихся:  Если я получаю хорошую оценку – это значит, что…  …Меня похвалят родители … Я хорошо знаю материал … Учительница будет рада … У меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу … Если я получаю плохую оценку – это значит, что…  …У меня испортится настроение …  Меня накажут … Учительница будет недовольна …  Я расстроюсь … Я буду считаться плохим учеником …  У меня пропадёт интерес к учёбе …  Я чувствую себя уверенно, когда в школе…  … Меня хвалят …  Ставят хорошие оценки … Вызывают меня к доске …  Мне помогают … Доброжелательны ко мне …  Меня понимают и поддерживают  Банк ситуаций успеха  1. Похвала 2. Доверие 3. Стимулирование 4. Удивление 5. «Ай, да я!» 6. Поощрение  7. Признание  8. Обращение по имени   Приёмы создания ситуаций успеха 1. Похвала     Похвала. Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков, преобладающий тон школьных  отношений. Что ребёнок слышит из уст учителя?        А вот внушить ребёнку веру в себя, прикоснуться рукой к плечу – это и есть залог    успешного воспитания.  2. Анонсирование   Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее, предупреждает школьника о  самостоятельной и контрольной работе. Предупреждает не просто так, иначе этот  приём можно было бы обозначить, как упреждающий контроль. Смысл анонсирования состоит в предварительном обсуждении того, что ребёнок  должен будет сделать (репетиция предстоящего действия) 3. Эврика  «Эврика!». Суть этого приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых  ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу,  открывая неизвестное.  Здесь заслуга учителя будет состоять в том, что он заметит это и всячески поддержит  ребёнка. Например: Когда до ребёнка «доходит способ решения» 4. Эмоциональное поглаживание  «Эмоциональное поглаживание». Учитель с лёгкостью раздаёт комплементы. За один  урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз «умница» и раз десять «ребятки, я  горжусь вами». …Житейский смысл тут подсказывает: «похвала ценится, когда её трудно заслужить».  Но житейский и педагогический смысл не всегда  совпадают.  Давайте разберёмся: «Молодец!», «Умница»,  ­ это что только похвала? А может это  констатация факта? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю, и  ста принимать это, как само собой разумеющуюся оценку? Да, я молодец, да, я умница  – я заслужил эти слова, и всё время буду доказывать, что я «молодец». Здесь уместно провести аналогию, как мы начинаем стараться, когда нас похвалят  на работе  наоборот «опускаются руки, когда постоянно ругают – начинаем выполнять  минимальные требования, только для того, чтобы «не досталось» (мотив избегания). Методов много, важно искать пути их реализации.  Алгоритм создания ситуации успеха  1. Снятие страха  «Мы все пробуем и ищем, только так может что­то получиться» «Люди учатся на своих ошибках и находят способы решения» 2. Авансирование успешного результата  «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»  «У Вас обязательно получиться» 3. Скрытое инструктирование ребёнка  «Возможно лучше всего начать с…»  « Выполняя работу, не забудьте о…»  4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость)  «Без твоей помощи…»  5. Персональная исключительность  «Только ты и мог бы…»  «Только тебе, я и могу доверить…»  « Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» 6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение  «Так хочется поскорее увидеть…»  7. Высокая оценка детали.  « Тебе особенно удалось то объяснение…»  «Больше всего мне в твоей работе понравилось..» Упражнение «Грецкий орех» Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу  участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один.  Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки.  Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре  круга. Задача каждого участника – найти свой орех. Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой  стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал,  пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все  орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно  заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности»,  своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять. .(Потратив некоторое время на изучение личности учащихся, педагоги затем безошибочно  могут найти подход к каждому ребенку  Вывод: Сегодняшняя успешность ребёнка в учебной деятельности –  завтрашний его успех в жизни!   Памятка  Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности  Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть  Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым  Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя  Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других  Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым  Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя  Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.  Притча об Учителе.  Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи.       И сказала первая фея: "Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут  дети."       И сказала вторая фея: "Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет  благороднее призвания дарить свое сердце детям."      И сказала третья фея: "Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в  своих учениках."      Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов  после, все мысли твои будут в школе и только о школе и никогда ты не успокоишься. Так  что выбирай, пока не поздно! Учитель: "Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые  решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной  профессии" Храни Вас Бог От всех печалей Лукавых глаз От лживых уст От бесполезных обещаний Пустых в неискренности чувств Список  литературы: 1. Никитина Н.Н. «Введение в педагогическую деятельность». М., 2006. 2. Кан­Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении». М.,1990. 3. Щурков Н.Е. «Педагогические технологии». М.,1992. 4. Газета «Школьный психолог» 2006 №15.

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»

«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019