Урок ….
СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА
Цел и:
1. Ознакомить учащихся с причинами и характером феодальной войны.
2. Ознакомить с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой).
3. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.
4. Показать героическую роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции.
Оборудование: карта «Англия и Франция во времена Столетней войны»; атлас «Англия и Франция во времена Столетней войны (1337-1453 гг.)».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащимся предлагается письменная работа - составление таблицы.
*для успевающих учеников - без учебника;
*для слабых учеников - с помощью учебника.
* Вариант I. Причины объединения Франции
*
Экономические |
Политические |
|
|
* Вариант II. Итоги объединения Франции
*
Борьба Франции за объединение |
Итоги |
|
|
* Вариант III. Причины объединения Англии
*
Политические |
Экономические |
|
|
* А также проводится проверка знаний понятий и терминов.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Причины и начало Столетней войны.
2. Характеристика этапов Столетней войны.
(Значительное место на уроке будет занимать работа с картой.)
1. Причины Столетней войны.
Характеризуя причины Столетней войны, учащимся надо показать, что они были не только внешними, но и внутренними. Феодалы Англии и Франции использовали войну как источник обогащения.
Учитель показывает на карте юго-западные земли Франции - Аквитанию.
С XII века Аквитанией владела Англия. Французские короли стремились отвоевать у Англии эти территории, потому что без присоединения Аквитании процесс объединения не мог завершиться.
Английский король хотел сохранить эти земли, так как:
1. Это был плацдарм Англии на континенте.
2. Источник доходов, так как богатые города Аквитании приносили много доходов в казну Англии.
Учитель показывает на карте Фландрию.
Эта область привлекала французских феодалов, так как в ней успешно развивались ремесло и торговля. Горожане Фландрии поддерживали союз с королем, следовательно, оставались независимыми. Города Фландрии получали сырье (шерсть) из Англии и выпускали сукно.
Причины Столетней войны
1. Франция претендовала на английские владения в Аквитании.
2. Экономическое и политическое соперничество Франции и Англии во Фландрийском графстве.
3. Война - источник обогащения феодалов Англии и Франции.
=> Что явилось поводом
к Столетней войне!
Династические споры.
В 1328 г. во Франции прекратилась династия Капетингов. На престол вступил представитель ее младшей ветви - Филипп Валуа.
Английский король Эдуард III был родственником короля Франции и объявил себя королем Англии и Франции.
Затем необходимо создать представление о воюющих армиях:
- на основе учебника (с. 136);
- на основе таблицы.
Английская армия |
Французская армия |
Пехота - из свободных крестьян (лучников). Рыцарская конница получала жалование из королевской казны. В армии: - высокая воинская дисциплина; - боеспособная пехота; - умение согласовывать действия |
Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами. Рыцари действовали самостоятельно. В армии на II этапе войны произошла небольшая реорганизация: - новая система
комплектования - улучшение
крепостной и |
Учащиеся внимательно рассматривают иллюстрации в учебнике (с. 136-137): «Лучник времен Столетней войны», «Пехотинец времен Столетней войны», «Арбалетчик времен Столетней войны».
Затем начинается работа с картой «Англия и Франция во времена Столетней войны (1337-1453 гг.)».
=> Найдите и покажите английские владения во Франции накануне войны.
=> Проследите направления движения английских и французских войск.
3. Характеристика этапов Столетней войны.
I этап войны (1337—1360 гг.)
1340 г.- уничтожение англичанами французского флота у берегов Франции при г. Слейсе..
1346 г. - поражение французов в битве при Креси (северная Франция).
1356 г. - разгром французской армии при Пуатье.
1360 г. - мирный договор в Бретиньи (1/3 земель Франции переходила под управление англичан - юго-западная Франция и порт Кале на севере). (Показывается на карте.)
Таким образом, в ходе военных действий I этапа войны выявляется превосходство англичан.
Проблемный вопрос:
=> Почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую армию?
Учащиеся отмечают преимущество английских войск перед французскими. Во французской армии отмечались:
- недисциплинированность;
- разобщенность в действиях.
II этап войны (1369-1396 гг.) На II этапе войны перевес сил наблюдается на стороне Франции. Получив передышку после заключения перемирия с Англией, французский король стал проводить реорганизацию армии. Она заключалась в следующем:
- увеличение отрядов наемников;
- строительство военного флота;
- создание сильной артиллерии для разрушения крепостей. Во главе французской армии был поставлен Бертран Дюгенлен. Французская армия постепенно одерживала победы на суше
и на море. Англичане растеряли почти все владения во Франции.
Работа с картой.
На севере англичане сохранили свои прибрежные города: Кале, Бордо, Брест, Шербур, Байонна.
К 1380 г. контролируемая англичанами
территория Аквитании стала меньше.
III этап войны (1415-1424 гг.)
В начале XV века английский король воспользовался борьбой за власть двух французских феодальных группировок - герцогов Орлеанского и Бургундского.
Борьба продолжалась почти 25 лет. Враждующие группировки тайно вели переговоры с английским королем. Англичане помогали тем, кто шел на большие уступки. Затем образовался союз Англии с герцогом Бургундским.
Английский король высадил в устье реки Сены 30-тысячное войско и направился вглубь Нормандии, к Кале. Битва при Азенку-ре в 1415 году закончилась поражением и разгромом французского войска.
Поражение было воспринято как «очень большой позор для Французского королевства».
Прошло время, бургундцы заняли Париж. Был захвачен король Франции; герцог стал управлять страной от имени короля.
Англичане навязали Франции тяжелые условия мира. Старший сын короля Карл лишился всех прав на французский престол.
Далее учитель рассказывает о событиях, которые последовали за смертью королей Англии и Франции: измена французской знати, захват сторонниками герцога Бургундского Парижа в 1418 году, нерешительность Карла.
На данном этапе Столетней войны обнаруживаются захватнические цели английских феодалов. Захваченные области истощались, англичане пытались завоевать новые области.
IV этап войны (1428-1453 гг.) *
1428 г. - осада г. Орлеана;
1429 г. - год перелома в войне. Появление Жанны Д'Арк -Орлеанской девы;
1429 г. - коронация в Ремсе законного наследника французского престола Карла VII;
1431 г. - обвинение в ереси и казнь Жанны Д'Арк.
1453 г. - Столетняя война закончилась изгнанием англичан. Но англичанам удалось сохранить за собой порт Кале (еще на 100 лет). Далее учитель комментирует события.
В 20-е годы XV века англичане попытались полностью захватить Францию. Народ Франции поднялся на защиту отечества, против превращения своей родины в часть объединенного англофранцузского королевства. Там, где англичане ввели свою власть, они беспощадно подавляли сопротивление народа.
Народ в ответ на это организовал партизанскую войну.
Партизанские отряды наносили ощутимый вред передвижению английских войск и изменников - бургундцев.
В народной войне против захватчиков огромную роль сыграл подвиг Жанны Д'Арк. Она была убеждена, что ей предназначено Богом спасти Францию от врагов.
Работа с картой.
=> Найти и показать районы партизанской войны против англичан.
=> Найти город Орлеан.
=» Проследить действия французских войск под руководством Жанны Д'Арк.
Слушание сообщения «Жанна Д'Арк» или рассказа учителя на основе текста учебника и иллюстрации (§ 28).
Народно-освободительная война продолжалась и после смерти Жанны Д'Арк. Центром борьбы оставалась Нормандия. Англичане стремились достичь перелома в войне, но она заканчивалась для них неудачей. Для англичан столь долгая война становилась разорительной.
В Англии росло напряжение и недовольство, а во Франции высок был патриотический подъем населения.
Король Франции примирился с герцогом Бургундским. Герцог принял сторону короля.
В Столице Франции началось восстание против англичан, Париж был освобожден.
Король создал постоянную наемную армию:
- увеличил состав лучников;
- увеличил артиллерию;
- установил дисциплину.
Была освобождена Нормандия, впоследствии французские войска вытеснили англичан из Аквитании.
1453 г. - город Бордо в Аквитании сдался.
III. Закрепление изученного материала. Вопросы и задания: |
Столетняя война закончилась, но порт Кале еще 100 лет был в руках англичан. |
=> Перечислите причины, которые привели к Столетней войне.
=> Каким был повод к Столетней войне?
=> Перечислите периоды (даты) Столетней войны.
=> Охарактеризуйте воюющие армии, оцените их боеспособность.
=> Объясните, почему французы терпели поражение на I и III этапах войны, а во II и IV одерживали победы.
=> Почему Столетняя война закончилась победой французской армии?
=> Покажите на карте места сражений Столетней войны.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 19 Выполнить задание 5 на контурной карте «Англия и Франция в XI-XV вв.».
* Подготовить сообщение: «Гильом Каль».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.