Столетняя война

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА.docx

Урок ….

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

 Цел и:

1.      Ознакомить учащихся с причинами и характером феодаль­ной войны.

2.    Ознакомить с организацией феодального войска (его воо­ружением и тактикой).

3.    Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.

4.    Показать героическую роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции.

Оборудование: карта «Англия и Франция во времена Столетней войны»; атлас «Англия и Франция во времена Столетней войны (1337-1453 гг.)».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учащимся предлагается письменная работа - составление таблицы.

*для успевающих учеников - без учебника;

*для слабых учеников - с помощью учебника.

* Вариант I. Причины объединения Франции

*  

Экономические

Политические

 

 

* Вариант II. Итоги объединения Франции

*  

Борьба Франции за объединение

Итоги

 

 

* Вариант III. Причины объединения Англии

*  

Политические

Экономические

 

 

* А также проводится проверка знаний понятий и терминов.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Причины и начало Столетней войны.

2.   Характеристика этапов Столетней войны.

 (Значительное место на уроке будет занимать работа с картой.)

1. Причины Столетней войны.

Характеризуя причины Столетней войны, учащимся надо показать, что они были не только внешними, но и внутренними. Феодалы Англии и Франции использовали войну как источ­ник обогащения.

Учитель показывает на карте юго-западные земли Франции - Ак­витанию.

С XII века Аквитанией владела Англия. Французские короли стремились отвоевать у Англии эти территории, потому что без при­соединения Аквитании процесс объединения не мог завершиться.

Английский король хотел сохранить эти земли, так как:

1.      Это был плацдарм Англии на континенте.

2.    Источник доходов, так как богатые города Аквитании при­носили много доходов в казну Англии.

Учитель показывает на карте Фландрию.

Эта область привлекала французских феодалов, так как в ней успешно развивались ремесло и торговля. Горожане Фландрии поддерживали союз с королем, следовательно, оставались незави­симыми. Города Фландрии получали сырье (шерсть) из Англии и выпускали сукно.

Причины Столетней войны

1. Франция претендовала на английские владения в Аквитании.

2.   Экономическое и политическое соперничество Франции и Англии во Фландрийском графстве.

3. Война - источник обогащения феодалов Англии и Франции.

=> Что явилось поводом к Столетней войне!
Династические споры.

В 1328 г. во Франции прекратилась династия Капетингов. На престол вступил представитель ее младшей ветви - Филипп Валуа.

Английский король Эдуард III был родственником короля Франции и объявил себя королем Англии и Франции.

Затем необходимо создать представление о воюющих армиях:

-   на основе учебника (с. 136);

-   на основе таблицы.

 

Английская армия

Французская армия

Пехота - из свободных крестьян (лучников).

Рыцарская конница получала жа­лование из королевской казны. В армии:

высокая воинская дисциплина;

боеспособная пехота;

умение согласовывать действия
пехоты и конницы в бою

Конные рыцарские  отряды,  воз­главляемые сеньорами. Рыцари    действовали    самостоя­тельно.

В армии на II этапе войны про­изошла небольшая реорганизация:

новая система комплектования
войск;

улучшение крепостной и
осадной артиллерии

 

Учащиеся внимательно рассматривают иллюстрации в учебнике (с. 136-137): «Лучник времен Столетней войны», «Пехотинец времен Столетней войны», «Арбалетчик времен Столетней войны».

Затем начинается работа с картой «Англия и Франция во времена Столетней войны (1337-1453 гг.)».

=> Найдите и покажите английские владения во Франции на­кануне войны.

=> Проследите направления движения английских и фран­цузских войск.

 

3. Характеристика этапов Столетней войны.

 I этап войны (1337—1360 гг.)

1340 г.- уничтожение англичанами французского флота у бе­регов Франции при г. Слейсе..

1346 г. - поражение французов в битве при Креси (северная Франция).

1356 г. - разгром французской армии при Пуатье.

1360 г. - мирный договор в Бретиньи (1/3 земель Франции переходила под управление англичан - юго-западная Франция и порт Кале на севере). (Показывается на карте.)

Таким образом, в ходе военных действий I этапа войны вы­является превосходство англичан.

Проблемный вопрос:

=> Почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую армию?

Учащиеся отмечают преимущество английских войск перед французскими. Во французской армии отмечались:

-    недисциплинированность;

-    разобщенность в действиях.

 

II этап войны (1369-1396 гг.) На II этапе войны перевес сил наблюдается на стороне Фран­ции. Получив передышку после заключения перемирия с Англией, французский король стал проводить реорганизацию армии. Она за­ключалась в следующем:

-    увеличение отрядов наемников;

-    строительство военного флота;

-    создание сильной артиллерии для разрушения крепостей. Во главе французской армии был поставлен Бертран Дюгенлен. Французская армия постепенно одерживала победы на суше

и на море. Англичане растеряли почти все владения во Франции.

Работа с картой.

На севере англичане сохранили свои прибрежные города: Кале, Бордо, Брест, Шербур, Байонна.

К 1380 г. контролируемая англичанами территория Аквита­нии стала меньше.

III этап войны (1415-1424 гг.)

В начале XV века английский король воспользовался борь­бой за власть двух французских феодальных группировок - герцо­гов Орлеанского и Бургундского.

Борьба продолжалась почти 25 лет. Враждующие группиров­ки тайно вели переговоры с английским королем. Англичане помо­гали тем, кто шел на большие уступки. Затем образовался союз Англии с герцогом Бургундским.

Английский король высадил в устье реки Сены 30-тысячное войско и направился вглубь Нормандии, к Кале. Битва при Азенку-ре в 1415 году закончилась поражением и разгромом французского войска.

Поражение было воспринято как «очень большой позор для Французского королевства».

Прошло время, бургундцы заняли Париж. Был захвачен ко­роль Франции; герцог стал управлять страной от имени короля.

Англичане навязали Франции тяжелые условия мира. Стар­ший сын короля Карл лишился всех прав на французский престол.

Далее учитель рассказывает о событиях, которые последовали за смертью королей Англии и Франции: измена французской знати, захват сторонниками герцога Бургундского Парижа в 1418 году, нерешитель­ность Карла.

На данном этапе Столетней войны обнаруживаются захват­нические цели английских феодалов. Захваченные области истоща­лись, англичане пытались завоевать новые области.

IV этап войны (1428-1453 гг.) *

 1428 г. - осада г. Орлеана;

 1429 г. - год перелома в войне. Появление Жанны Д'Арк -Орлеанской девы;

1429 г. - коронация в Ремсе законного наследника француз­ского престола Карла VII;

1431 г. - обвинение в ереси и казнь Жанны Д'Арк.

1453 г. - Столетняя война закончилась изгнанием англичан. Но англичанам удалось сохранить за собой порт Кале (еще на 100 лет). Далее учитель комментирует события.

В 20-е годы XV века англичане попытались полностью за­хватить Францию. Народ Франции поднялся на защиту отечества, против превращения своей родины в часть объединенного англо­французского королевства. Там, где англичане ввели свою власть, они беспощадно подавляли сопротивление народа.

Народ в ответ на это организовал партизанскую войну.

Партизанские отряды наносили ощутимый вред передвиже­нию английских войск и изменников - бургундцев.

В народной войне против захватчиков огромную роль сыграл подвиг Жанны Д'Арк. Она была убеждена, что ей предназначено Богом спасти Францию от врагов.

Работа с картой.

=> Найти и показать районы партизанской войны против анг­личан.

=> Найти город Орлеан.

=» Проследить действия французских войск под руково­дством Жанны Д'Арк.

Слушание сообщения «Жанна Д'Арк» или рассказа учителя на ос­нове текста учебника и иллюстрации (§ 28).

Народно-освободительная война продолжалась и после смер­ти Жанны Д'Арк. Центром борьбы оставалась Нормандия. Англи­чане стремились достичь перелома в войне, но она заканчивалась для них неудачей. Для англичан столь долгая война становилась разорительной.

В Англии росло напряжение и недовольство, а во Франции высок был патриотический подъем населения.

Король Франции примирился с герцогом Бургундским. Гер­цог принял сторону короля.

В Столице Франции началось восстание против англичан, Париж был освобожден.

Король создал постоянную наемную армию:

-   увеличил состав лучников;

-   увеличил артиллерию;

-   установил дисциплину.

Была освобождена Нормандия, впоследствии французские войска вытеснили англичан из Аквитании.

1453 г. - город Бордо в Аквитании сдался.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:


 

Столетняя война закончилась, но порт Кале еще 100 лет был в руках англичан.


=> Перечислите причины, которые привели к Столетней войне.

=> Каким был повод к Столетней войне?

=> Перечислите периоды (даты) Столетней войны.

              => Охарактеризуйте воюющие армии, оцените их боеспособ­ность.

=> Объясните, почему французы терпели поражение на I и III этапах войны, а во II и IV одерживали победы.

=> Почему Столетняя война закончилась победой француз­ской армии?

=> Покажите на карте места сражений Столетней войны.

 IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 19 Выполнить задание 5 на контурной карте «Англия и Франция в XI-XV вв.».

 * Подготовить сообщение: «Гильом Каль».