Страх успеха психоаналитическое понимание.
Юнгианский аналитик Уоррен Штенберг связывает ощущение успеха с овладением своим потенциалом, свободой, независимостью и позитивной самооценкой.
В то же время он пишет о некоторых людях, которые наоборот, демонстрируют негативную реакцию, когда достигают своих целей. Они могут ощущать усиление тревоги и даже эмоциональную подавленность. Не смотря на амбициозность и целеустремленность, они не могут наслаждаться плодами своего труда, скрывают свои таланты. Нередко они бессмысленно растрачивают крупные суммы денег, бросают начатое на половине пути или, к примеру, допускают разрушительные ошибки практически в двух шагах от результата.
Другие проявления страха успеха:
Неумение принимать восхищение, похвалу, комплименты.
Большое количество дел, которые не завершаются уже практически на финише.
Трудности с принятием решений.
Непонятный и бессмысленный обрыв отношений с людьми на основании смутной неудовлетворенности.
Неумение наслаждаться интимными отношениями, сексом.
Нежелание брать на себя ответственность за результат и возможные ошибки и как итог – полагание на чужие решения.
Психоаналитическое и юнгианское понимание страха успеха
Юнг приписывал страх успеха, в том числе в терапии, к естественному свойству психики регрессировать, как бы откатываясь назад в противовес стремлению к личностному росту.
Уоррен Штейнберг считает, что причинами страха успеха являются травмы, получаемые на различных стадиях развития и вызывающие тревоги:
Потери любви.
Уничтожения.
Кастрации.
Зависти.
В связи с этим он различает особенности переживания страха успеха у различных типов личностей.
Страх успеха и пограничные личности
Психика ребенка всегда обожествляет материнский образ и проецирует на него архетип Великой Матери. При этом проецируются как положительные аспекты, так и пожирающие, негативные. В норме психика соединяет оба полюса и возникает осознание, что мама не была такой уж ужасной, но и не была идеальной.
Внутри сознания у пограничного пациента не происходит такого объединения, образ реальной матери остается наполненным архетипическими проекциями. Это связано с тем, что в процессе индивидуации и сепарации ребенка примерно с шести месяцев ребенок не смог сформировать устойчивый образ постоянного ухаживающего объекта. Например, мама была эмоционально недоступна , отвергала ребенка в ответ на проявления независимости ли реагировала любовью только на его выраженные цепляния, соответственно сепарация означала для ребенка потерю ее внимания и любви. Ребенок тогда усваивает, что инициатива и независимость означает утрату материнской любви, а слабость и цепляние будут вознаграждены.
Во взрослом возрасте такие люди часто страдают от депрессии, чувства отвержения. Чтобы защититься от этих чувств они могут бросать начатое. Им часто кажется, что в случае успеха их бросят друзья, партнеры, также такие клиенты могут бессознательно затягивать работу с психологом из-за высокого уровня сепарационной тревоги.
Страх успеха у нарциссических личностей
В норме естественное чувство грандиозности ребенка постепенно трансформируется в зрелую целеустремленность, радость от своих достижений. Если же мать не отзеркаливает, т.е. эмоционально не подтверждает проявления индивидуальности ребенка, часто бессознательно присваивая себе его достижения и рассматривая его как свое продолжение и нарциссическое расширение, то грандиозность остается в базовой, детской форме. С одной стороны люди с выраженным нарциссическим характером могут быть невероятно успешны и блистательно, с другой – малейшее поражение и отсутствие восхищения извне вызывает у них сильнейший страх поражения.
В других случаях нарциссические личности настолько опасаются не сделать все идеально и не достичь грандиознейшего успеха, что отказываются от любой по-настоящему привлекательной для них деятельности. Поскольку с детства они испытывали бессознательное давление материнской зависти, они проецируют это чувство на окружающих, им кажется, что все им завидуют или будут завидовать в случае победы. Также они могут сами идентифицироваться с завистливым родителем и испытывать настоящую душевную боль при виде чужих успехов.
Страх успеха у депрессивных личностей
Депрессивный характер формируется у детей, которые познали родительскую заботу, на также пережили разлуку, раннюю сепарацию или другую временную или тотальную потерю объекта любви, в результате чего бессознательно уверовали в собственную «плохость» и вину за случившееся.
Успешное поведение для них ассоциируется с силой и независимостью, а значит – со страхом потери любви. Депрессивные личности склонны к зависимому поведению в отношениях с партнерами, они часто боятся вызвать недовольство мужа карьерными успехами, буквально разрушают свою профессиональную жизни – лишь бы сохранить отношения.
Они пропитаны иррациональным чувством вины и верят в то, что не достойны радости и счастливых событий. Из-за угрозы потери в детстве такие люди часто ориентированы на других, пытаются угадывать их потребности, забывая о своих интересах. Личности с депрессивным характером также склонны проецировать на партнеров отвергающие родительские образы, в результате часто ведут себя очень тревожно, требуя заботы и внимания.
Страх успеха и эдипальная драма
В дополнении к страхам успеха, которые формируются на более ранних этапах сепарации-индивидуации-постоянства объекта, возможно зарождение тревоги кастрации в более позднем возрасте, с 3 до 7 лет.
В этот период дети испытывают фантазийный страх, опасаясь мести со стороны родителя своего пола, они завидуют половым признакам, красоте и совершенству тела взрослого родителя. В то же время ребенок испытывает влечение к родителю противоположного пола, желание обладать им, устранив всех возможных соперников (братьев-сестер, а также супруга).
Поэтому успех бессознательно начинает ассоциироваться с мщением, преследованием со стороны более мощной карающей фигуры, также они испытывают мучительную вину, поскольку успех означает одновременно и предательство родителя своего пола, к которому ребенок испытывает не только зависть, но и любовь. Чтобы разрешить этот конфликт эдипальный пациент будет избегать конкуренции с другими успешными людьми, на которые он бессознательно проецирует родительские образы. Одновременно он может вступать в сложные и запутанные, часто бессмысленные конфликтные соревнования ради конкуренции – с целью наконец-таки одержать эдипальную победу, которая бессознательно сопровождается тревогой и виной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.