«Детско-родительские отношения». Методика «Барашек в бутылке».
Цель группового занятия: Диагностика психологического самоощущения пациента в родительской семье. Пациентам предлагается нарисовать барашка в бутылке. После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт задает вопросы о том, как барашек и бутылка себя чувствуют, о чем мечтают, что их тревожит.
Пациенты обсуждают барашка, его расположение в бутылке, форму и расположение самой бутылки, наличие пробки и т.д. В конце обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации рисунков пациентов.
Барашек является символом самого автора работы, а бутылка символизирует родительскую семью. Данная методика позволяет АРТ-терапевту проверить собственные гипотезы о месте и роли пациента в его семейной системе, а также получить дополнительную информацию об одном из важнейших аспектов жизни больного. Кроме того, совместное обсуждение рисунков с другими пациентами позволяет каждому пациенту взглянуть на мир другого, сравнить и узнать про себя самого нечто новое, что-либо отрицалось либо вытеснялось в бессознательное.
Отклики участников группы на рисунок пациента, позволяет ему взглянуть на свою семейную систему с другого ракурса и делает его более восприимчивым для последующей психотерапии. Работы участников:
«Трансформация во взаимодействии». Методика «Рисунок по кругу».
Цель группового занятия: Диагностика актуального состояния пациента. Диагностика и коррекция способов реагирования на воздействие окружающей среды. На первом этапе пациентам предлагается нарисовать человека. Когда рисунки готовы, участники передают свои работы по кругу, начиная с соседа справа и добавляют в рисунки других пациентов недостающие и гармонизирующие элементы по своему усмотрению.
После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт предлагает участникам рассказать о том, какие чувства у них вызывают получившиеся образы, как они относятся к внесенным изменениям в их работы, как они отнеслись к возможности исправить работу другого пациента. В ходе обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации образов пациентов.
Данная методика позволяет каждому пациенту увидеть и услышать свое внутреннее «Я», способствует развитию эмпатии и принятию любого опыта как полезного. АРТ-терапевт, действуя как проводник, помогает пациентам формировать умение заявлять о своих потребностях. Ниже - работы участников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.