Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря »
Инклюзия в рамках детского лагеря является еще педагогической инновацией, несмотря на то, что о важности социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) идет речь во всех сферах общественной жизни.
Программа психолого-педагогической деятельности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) МАУ ДО СДДТ составлена на основании:
- Конвенции о правах ребенка.
- Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г.
- Федерального Закона « Об образовании в Российской Федерации» ( №273 ФЗ от 29.12.2012)
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»
- Приказ Комитете образования администрации г. Ставрополя « Об утверждении стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья на период до 2030 г.
Получение полноценного отдыха детьми с ОВЗ является одним из важных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
Под социокультурной реабилитацией лиц с ОВЗ, в том числе и детей понимается комплекс мероприятий и условий, позволяющих лицам с ОВЗ адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях и приобщиться к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни: заниматься посильной работой; находить и использовать нужную практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, ухаживать за собой, то есть, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Это средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединение индивидуальностей в общность. Успех социально-культурной реабилитации лиц с ОВЗ во многом определяется принципами ее организации и осуществления: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, включенность в общества, условий осуществления реабилитационных мероприятий.
Актуальностью данной программы заключается в том, что через организацию комфортной психолого-педагогической атмосферы в системе взаимодействия детей с ОВЗ в социальном пространстве учреждения дополнительного образования обучающихся будет предоставлена возможность на всестороннее гармоничное развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Целью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря – создание оптимальных условий в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально- типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-типологического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально – волевому развитию , содействие их адаптации в современном обществе.
Важнейшим условием для самореализации лиц с возможностями здоровья является расширение сферы их самостоятельности, под которой понимается преодоление ими обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Пространство детского лагеря является важным и значимым сегментом для решения данной задачи, поскольку обладает эксклюзивным ресурсом рекреационных возможностей в сочетании с педагогически выверенной системой дополнительного образования, несомненно необходимо направить на социально-культурную реабилитацию детей с ОВЗ.
Задачи психолого-педагогического сопровождения.
1. Найти особые потребности детей с ОВЗ , обусловленные особенностями их физического или психического здоровья.
2. Осуществлять различную помощь детям с ОВЗ с учетом их особенностей.
3. Обеспечить пребывания детей с ОВЗ в лагере на доступном им уровне, социализацию в детском коллективе. оказание помощи в создании благоприятного микроклимата в отряде;
4. Формирование у детей и подростков личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия в детском временном коллективе;
5. Развитие коммуникативных способностей, эмпатии, толерантности;
6. Содействие снятию эмоционального напряжения, в том числе в ситуациях разрешения конфликтов;
7. Развитие рефлексивного сознания детей с учетом их возрастных особенностей.
Совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ в детском лагере дает интересный педагогический эффект для обеих категорий детей. Для здоровых детей
- распространение доброжелательного, внимательного отношения к таким детям. ( ОВЗ) , создание условий для формирования ценностного к своему здоровью. Для детей с ОВЗ: возможность смены обстановки; создание условий для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества; создание условий для социокультрной реабилитации детей (как правило, дети с ОВЗ имеют ограниченный круг общения). В детском лагере появляется возможность общения с более широким кругом детей и взрослых, сюда же входят и люди с подобными заболеваниями - продуктивное общение с ними поможет понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме. Главное – общение и доброе отношение к детям с ОВЗ, принятие их такими какие они есть.
Для эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ предусмотрены формы занятия в мини-группа и индивидуально.
Основные формы сопровождения:
1. Диагностика
2. Просвещение
3. Профилактика
4. Консультирование
5. Сопровождение на культурно-массовых мероприятиях.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря :
· Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.( диагностическое направление)
· Определение особенностей организации воспитательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. (коррекционно-развивающее направление)
· Обеспечение дифференцированных условий образования:
-оптимальный режим нагрузок;
-вариативные формы получения специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального режима.
( аналитическое направление)
Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации воспитательного процесса, повышения его эффективности, доступности.
Во всех этих направлениях происходит ЕДИНСТВО.
Теоретико-методологической основой Программы воспитательной работы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря СДДТ является взаимосвязь трех подходов:
· нейропсихологического, выявляющего причины трудностей социализации детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря;
· комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
· междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач социализации и развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
•Достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся; психологической ( психолог, логопед) и педагогической (воспитатель, педагоги) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания.
• Гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми.
• Педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.).
Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.
В целом сопровождение ребенка или группы детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря и адаптации в может быть определена как «…система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия» (по М.Р. Битяновой).
Понятие «сопровождение» теснейшим образом сочетается как с понятием сохранениепозитивного здоровья, так и с вытекающим отсюда пониманием сопровождения как текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде.
Вместе с псих. службой учреждения воспитатель в рамках отрядных мероприятий может организовать психологические тренинги и консультации; провести беседы, игровые коррекционные занятия, психологические мастерские, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, формирование уверенности в себе.
Члены психологической службы учреждения могут дать квалифицированный совет воспитателю о поведенческих особенностях детей с ОВЗ, что поможет наладить совместную и индивидуальную работу с детьми.
Характеристика деятельности по каждому из направлений:
1. Первичная и заключительные диагностики проводится в организационный период, основной и заключительный.
Планируемые результаты:
Создание банка данных детей с ОВЗ.
Наблюдение, первичное анкетирование детей и родителей с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, личностных особенностей ребенка, ожиданий от отдыха и полезного труда проводится в достаточно короткий срок (1 день) – время адаптации. Задача воспитателя и психолога – помочь ребенку расслабится, показать себя, установить дружеские отношения, ознакомится с темой лагерной смены. Этот период характеризуется:
* неустойчивым настроением;
* принятием детей графика временного детского коллектива;
* демонстрацией воспитателями правил, инструкций, норм поведения;
* оказанием помощи ребенку и знакомству с его потребностями.
Основной период (первая половина 3-17 день) в целом – это время установления различных связей между детьми, личностных самореализаций, социальных позиций.
Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:
* степень деятельностной активности детей;
* выявление формальных и неформальных лидеров;
*установление дружеских отношений.
Последние дни смены направлены на подведение итогов, реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:
* обмен и реализация общих интересов;
* вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.
На протяжении всей смены дети ежедневно отмечают свои эмоции. Также разработаны бланки анкет для детей с целью изучения их эмоционального состояния на начало и конец лагерной смены, и анкета для родителей с целью изучения удовлетворенности организацией летнего отдыха и оздоровления детей.
2. Коррекционно-развивающая деятельность (основной период смены) проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми.
В работе с детьми психологом используются следующие формы и методы:
3. Консультативное и просветительское направление деятельности психолога (основной и заключительный период смены) способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как руководителей отряда, так и родителей учащихся.размещение группа ВК
4. В рамках профилактического направления деятельности, психологической службой Дворца проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику эмоционального истощения, профилактика девиантного поведения. В лагере организуется «почта доверия», с целью сохранения психологического здоровья детей. .
Информационно-рекламная деятельность:
«Стен-газета психолога»,«Служба хорошего настроения» Размещение на официальном сайте учреждения, на странице социально-психологической службы , группа ВК учреждения.
В работе с детьми с ОВЗ, в силу особенностей их развития, часто сложно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации, но задача педагога-психолога, или другого специалиста создать максимально благоприятные и комфортные условия для развития и восполнения ресурсов таких детей. Описанные методы можно беспрепятственно использовать в летний период с детбми с ОВЗ, в сочетании с нахождением на свежем воздухе со звуками природы они дают больший результат, чем в другое время года.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения смены
Период |
Проблема/задача |
Форма работы |
Результат |
2 половина мая I.Подготовительный этап. |
Обследование и набор психологов; разработка программы психологической поддержки всех членов коллектива смены. |
Подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др.; семинары, тренинги, консультации, беседы с педагогами. |
Создана программа психолого – педагогического сопровождения летнего отдыха, подготовлены кадры – Псих. служба. |
1 неделя II. Этап социально-психологической адаптации. |
адаптация к новым условиям; диагностика особенностей и интересов детей; Наблюдение навыков взаимодействия детей с ОВЗ в коллективе |
наблюдение; беседы; упражнения на знакомство с детьми с ОВЗ; упражнения на взаимодействие; упражнения на снятие эмоционального напряжения |
успешная адаптация; сопровождение детей с признаками дезадаптации; формирование навыков взаимодействия с детьми и взрослыми; позитивный настрой |
2-3 неделя III. Коррекционно-профилактический этап. |
разрешение конфликтных ситуаций; развитие навыков взаимодействия реализация интересов ребенка; развитие навыков самоконтроля и саморегуляции; формирование уверенности в себе; развитие эмоциональной грамотности |
упражнения на конструктивное поведение и разрешение конфликтов; задания на взаимодействие; участие в мероприятиях; упражнения на саморегуляцию и анализ стратегий поведения; упражнение на формирование адекватной самооценки; упражнение на |
разрешение конфликтных ситуаций; конструктивное взаимодействие в коллективе; реализация учащихся в деятельности; умение управлять своим состоянием и поведением; уверенное поведение в различных ситуациях; формирование навыков управления своим эмоциональным состоянием |
4 неделя. IV. Этап рефлексии Окончание смены |
рефлексия; анализ отдыха |
Анализ причин возникновения трудностей в общении и отдыхе детей с ОВЗ, выявление резервных особенностей детей с ОВЗ |
результат |
Ожидаемые результаты
Содержание программы деятельности педагогов-психологов.
№ п/п |
Направление и содержание деятельности |
Приемы и методы работы |
Сроки проведения, форма организации |
Сотрудничество |
1. |
Психопрофилактика и психопросвещение: Размещение на сайте учреждения.
- Организация и проведение социально-психологического тренинга «Вопрос- ответ» (повышение психологической культуры воспитанников летнего оздоровительного лагеря) Организация и проведение игровых 15 минуток: Тренинговая программа «Я и мой любимый герой книг » знакомство детей) - Психологический практикум на тему: «Мы с тобой друзья». - Организация и проведение арт-терапевтической акции (Я и моя семья) «Мойдодыр и я» (выявление представлений у воспитанников лагеря о полезных привычках). - Проведение профилактического тренинга «Снежный ком» (профилактики конфликтов в отрядах). |
Сказкотерапия, коллективное творческое дело, арт-терапия.
Сказкотерапия, арт-терапия, коллективное творческое дело.
Игротерапия.
Игротерапия. Психогимнастические этюды и телесно-ориентированные игры.
Коллективное творческое дело, арт-терапия с использованием цветных мелков. Беседа, игра, упражнения, работа в подгруппах. |
Форма проведения – фронтальная.
Форма проведения – фронтальная. Последняя неделя работы лагеря. Форма проведения – фронтальная, участвуют все отряды. На первой неделе работы лагеря Форма проведения – фронтальная.
По запросу когда возникают конфликтные ситуации).
Форма проведения – фронтальная.
Форма работы – групповая.
По запросу при возникновении конфликтных ситуаций. Форма работы – фронтальная. |
Воспитатель Психолог
Воспитатель Психолог
психолог |
2. |
Диагностика: - Анкетирование детей на предмет выявления эмоционального восприятия. - Проективная методика «Цветовой тест эмоционального состояния» направленная на исследование общего эмоционального состояния группы (отряда). - Анкетирование несовершеннолетних и родителей (законных представителей) на предмет ожиданий и реального процесса пед. в лагаре. |
Социально-педагогичес-кое исследование по анкетам «Кто ты». Групповая работа с «мелками », беседа по психоэмоцио-нальному портрету группы. Социально-пед. исследование по итоговой анкете «Мои восспоминания». |
Исследования проводятся со всеми воспитанниками лагеря. Фронтальная форма.
Исследования проводятся с воспитанниками .Фронтальная форма. Исследования со всеми воспитанниками лагеря. Фронтальная форма. |
Психолог |
3. |
Коррекционно-развивающая и профилактическая работа: - Индивидуальные развивающие занятия с детьми по профилактике отклоняющегося поведения с опорой на программы: Программа социально-псих. тренинга «Я в ответе за свое здоровье» (Г. П. Беляева, Л.А. Гейденрих, М.Н. Мясникова, В.В. Скарга); сб. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением (авторы-составители Л.К. Чаусова, В.В. Скарга). |
Игротерапия, арт-терапия, использование направленной визуализации, элементы сказкотерапии. |
В течение недели, между общими мероприятиями. |
Родители (законные представители ребенка), рук-ли отряда. |
4. |
Консультирование: - Организация и проведение (по запросу) консультирования родителей (законных представителей ребенка) - Организация и проведение (по запросу) консультирования педагогов, работающих на отрядах.
|
Беседа, упражнения, анализ проблемных ситуаций из опыта клиента, моделирование ситуаций и способов выхода из них с целью расширения субъективного опыта несовершеннолетних. |
В течение недели с 17.00-18.00для родителей (законных представителей ребенка) и по запросу для воспитателей . Инд.консультирование и консультирование в малой подгруппе. |
|
Список литературы
1. Андреева Н. П., Семыкина И. Г., Кириллова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в летний период // Актуальные исследования. 2021. №23 (50). С. 93-96. URL: https://apni.ru/article/2557-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-det
2. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва 14–16 ноября 2010 г.): материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. – М., 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.