Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря
Оценка 4.7

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
docx
психологическая работа
5 кл—7 кл
12.05.2022
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря
статья на публ..docx

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря »

Инклюзия в рамках детского лагеря является еще педагогической инновацией, несмотря на то, что о важности социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) идет речь во всех сферах общественной жизни.

Программа психолого-педагогической деятельности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) МАУ ДО СДДТ составлена на основании:

- Конвенции о правах ребенка.

- Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г.

- Федерального Закона « Об образовании в Российской Федерации»  ( №273 ФЗ от 29.12.2012)

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»

- Приказ Комитете образования администрации г. Ставрополя « Об утверждении стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья на период до 2030 г.

Получение полноценного отдыха детьми с ОВЗ является одним из важных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

 Под социокультурной реабилитацией лиц с ОВЗ, в том числе и детей понимается комплекс мероприятий и условий, позволяющих лицам с ОВЗ адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях и приобщиться к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни: заниматься  посильной работой; находить и использовать нужную практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, ухаживать за собой, то есть, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Это средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединение индивидуальностей в общность. Успех социально-культурной реабилитации лиц с ОВЗ во многом определяется принципами ее организации и осуществления: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, включенность в общества,  условий осуществления реабилитационных мероприятий.

Актуальностью данной программы заключается в том, что через  организацию комфортной психолого-педагогической атмосферы в системе взаимодействия детей с ОВЗ в социальном пространстве учреждения дополнительного  образования обучающихся будет предоставлена возможность на всестороннее гармоничное развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Целью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря  – создание оптимальных условий в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально- типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-типологического здоровья, способствующих  их интеллектуальному, личностному и эмоционально – волевому развитию , содействие их адаптации в современном обществе.

Важнейшим условием для самореализации лиц с возможностями здоровья является расширение сферы их самостоятельности, под которой понимается преодоление ими обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Пространство детского лагеря является важным и значимым сегментом для решения данной задачи, поскольку обладает эксклюзивным ресурсом рекреационных возможностей в сочетании с педагогически выверенной системой дополнительного образования, несомненно необходимо направить на социально-культурную реабилитацию детей с ОВЗ.

Задачи психолого-педагогического сопровождения.

1.    Найти особые потребности детей с ОВЗ , обусловленные особенностями их физического или психического здоровья.

2.    Осуществлять различную помощь детям с ОВЗ с учетом их особенностей.

3.    Обеспечить пребывания детей с ОВЗ в лагере на доступном им уровне, социализацию в детском коллективе.  оказание помощи в создании благоприятного микроклимата в отряде;

4.     Формирование у детей и подростков личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия в детском временном коллективе;

5.    Развитие коммуникативных способностей, эмпатии, толерантности;

6.    Содействие снятию эмоционального напряжения, в том числе в ситуациях разрешения конфликтов;

7.    Развитие рефлексивного сознания детей с учетом их возрастных особенностей.

Совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ в детском лагере дает  интересный педагогический эффект для обеих категорий детей. Для здоровых детей

- распространение доброжелательного, внимательного  отношения к таким детям. ( ОВЗ) , создание условий для формирования ценностного к своему здоровью.  Для детей с ОВЗ: возможность смены обстановки; создание условий для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества; создание условий для социокультрной реабилитации детей (как правило, дети с ОВЗ имеют ограниченный круг  общения). В детском лагере появляется возможность общения с более широким кругом детей и взрослых, сюда же входят и люди с подобными заболеваниями  - продуктивное общение с ними поможет понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме. Главное – общение и доброе отношение к детям с ОВЗ, принятие их такими какие они есть.

Для эффективной реализации психолого-педагогического  сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря  с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ предусмотрены формы  занятия в мини-группа и индивидуально.

Основные формы сопровождения:

1.      Диагностика

2.      Просвещение

3.      Профилактика

4.      Консультирование

5.       Сопровождение на культурно-массовых мероприятиях.

Основными направлениями психолого-педагогического  сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря :

·         Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.( диагностическое направление)

·         Определение особенностей организации воспитательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. (коррекционно-развивающее направление)

·         Обеспечение дифференцированных условий образования:

-оптимальный режим  нагрузок;

-вариативные формы получения специализированной помощи  в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

-соблюдение комфортного психоэмоционального режима.

( аналитическое направление)

   Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации воспитательного  процесса, повышения его эффективности, доступности.

Во всех этих направлениях происходит ЕДИНСТВО.

 

Теоретико-методологической основой Программы воспитательной работы  психолого-педагогического  сопровождения детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря СДДТ является взаимосвязь трех подходов:

·  нейропсихологического, выявляющего причины трудностей социализации  детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря;

·  комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;

·  междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач социализации и  развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

 

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

Достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся; психологической ( психолог, логопед) и педагогической (воспитатель, педагоги) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания.

• Гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми.

• Педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.).

 

Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.

 

В целом сопровождение ребенка или группы детей с ОВЗ в условиях летнего лагеря  и адаптации в  может быть определена как «…система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации  взаимодействия» (по М.Р. Битяновой).

Понятие «сопровождение» теснейшим образом сочетается как с понятием сохранениепозитивного здоровья, так и с вытекающим отсюда пониманием сопровождения как текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде.

 

Вместе  с псих. службой учреждения   воспитатель  в рамках отрядных мероприятий может организовать психологические тренинги и консультации; провести беседы, игровые коррекционные занятия, психологические мастерские, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, формирование уверенности в себе.

Члены психологической службы учреждения могут дать квалифицированный совет воспитателю  о поведенческих особенностях детей с ОВЗ, что поможет наладить совместную и   индивидуальную работу с детьми.

Характеристика деятельности по каждому из направлений:

1. Первичная и заключительные диагностики  проводится в организационный периодосновной и заключительный.

Планируемые результаты:

Создание банка данных детей с ОВЗ.

Наблюдение,  первичное анкетирование детей и родителей  с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, личностных особенностей ребенка, ожиданий от отдыха и полезного труда проводится в достаточно короткий срок (1 день) – время адаптации. Задача воспитателя и психолога – помочь ребенку расслабится, показать себя, установить дружеские   отношения,  ознакомится с темой лагерной смены. Этот период характеризуется:

* неустойчивым  настроением;

* принятием детей графика временного детского коллектива;

* демонстрацией воспитателями  правил, инструкций, норм поведения;

* оказанием помощи ребенку и знакомству с его потребностями.

Основной период (первая половина 3-17 день) в целом – это время установления различных связей  между детьми, личностных самореализаций, социальных позиций.

Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:

* степень деятельностной активности детей;

* выявление формальных и неформальных лидеров;

*установление дружеских отношений.

Последние дни смены направлены на подведение итогов, реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

* обмен и реализация общих интересов;

* вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

На протяжении всей смены дети ежедневно отмечают свои эмоции. Также разработаны бланки анкет для детей с целью изучения их эмоционального состояния на начало и конец лагерной смены, и анкета для родителей с целью изучения удовлетворенности организацией летнего отдыха и оздоровления детей.

2. Коррекционно-развивающая деятельность (основной период смены) проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми.

В работе с детьми психологом используются следующие формы и методы:

  • игровые тренинги;
  • сказкотерапия;
  • игротерапия;
  • арттерапия;
  • ароматерапии;
  • музыкатерапии;
  • релаксационные упражнения.

3. Консультативное и просветительское направление деятельности психолога (основной и заключительный период смены) способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как руководителей отряда, так и родителей учащихся.размещение группа ВК

4. В рамках профилактического направления деятельности, психологической службой Дворца проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику эмоционального истощения, профилактика девиантного поведения. В лагере  организуется «почта доверия», с целью сохранения психологического здоровья детей. .

Информационно-рекламная деятельность:

«Стен-газета психолога»,«Служба хорошего настроения» Размещение на официальном сайте учреждения, на странице социально-психологической службы , группа ВК учреждения.

 В работе с детьми с ОВЗ, в силу особенностей их развития, часто сложно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации, но задача педагога-психолога, или другого специалиста создать максимально благоприятные и комфортные условия для развития и восполнения ресурсов таких детей. Описанные методы можно беспрепятственно использовать в летний период с  детбми с ОВЗ, в сочетании с нахождением на свежем воздухе со звуками природы они дают больший результат, чем в другое время года.

 

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения смены

Период

Проблема/задача

Форма работы

Результат

2 половина  мая

I.Подготовительный этап.

Обследование и набор психологов;

разработка программы психологической поддержки всех членов коллектива смены.

Подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др.;

 семинары, тренинги, консультации, беседы с педагогами.

Создана программа психолого – педагогического сопровождения летнего отдыха, подготовлены кадры – Псих. служба.

1 неделя

II. Этап социально-психологической адаптации.

адаптация к новым условиям;

 диагностика особенностей и интересов детей;

 Наблюдение навыков взаимодействия детей с ОВЗ в коллективе

наблюдение;

беседы;

упражнения на знакомство с детьми с ОВЗ;

упражнения на взаимодействие;

упражнения на снятие эмоционального напряжения

успешная адаптация;

сопровождение детей с признаками дезадаптации;

формирование навыков взаимодействия с детьми и взрослыми;

позитивный настрой

2-3 неделя

III. Коррекционно-профилактический этап.

разрешение конфликтных ситуаций;

развитие навыков взаимодействия

реализация интересов ребенка;

развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;

формирование уверенности в себе;

развитие эмоциональной грамотности

упражнения на конструктивное поведение и разрешение конфликтов;

задания на взаимодействие;

участие в мероприятиях;

упражнения на саморегуляцию и анализ стратегий поведения;

упражнение на формирование   адекватной самооценки;

упражнение на

разрешение конфликтных ситуаций;

конструктивное взаимодействие в коллективе;

реализация учащихся в деятельности;

умение управлять своим состоянием и поведением;

уверенное поведение в различных ситуациях;

формирование навыков управления своим эмоциональным состоянием

4 неделя.

IV. Этап рефлексии Окончание смены

рефлексия;

анализ отдыха

Анализ причин возникновения трудностей в общении и отдыхе детей с ОВЗ, выявление резервных особенностей детей с ОВЗ

результат

 

Ожидаемые результаты

  1. Укрепление психического здоровья воспитанников.
  2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве отряда.
  3. Сформированность навыков эффективного взаимодействия детей в группе, детей и педагогов, бесконфликтное поведение участников смены.
  4. Обогащение опыта ребенка разными конструктивными способами преодоления трудностей.

 

Содержание программы деятельности педагогов-психологов.

№ п/п

Направление и содержание деятельности

Приемы и методы работы

Сроки проведения, форма организации

Сотрудничество

1.

Психопрофилактика и психопросвещение: Размещение  на сайте учреждения.

 

  • Организация и проведение творческой мастерской психологической направленности «Давайте жить дружно»(профилактика психоэмоционального напряжения)
  • Информирование родителей по социальным, правовым вопросам



- Организация и проведение социально-психологического тренинга  «Вопрос- ответ» (повышение психологической культуры воспитанников летнего оздоровительного лагеря)

Организация и проведение игровых 15 минуток:

Тренинговая программа «Я и мой любимый  герой книг » знакомство  детей)

- Психологический практикум на тему: «Мы с тобой друзья».

- Организация и проведение арт-терапевтической акции (Я и моя семья) «Мойдодыр и я» (выявление представлений у воспитанников лагеря о полезных привычках).

- Проведение профилактического тренинга «Снежный ком» (профилактики конфликтов в отрядах).



Сказкотерапия, коллективное творческое дело, арт-терапия.





Сказкотерапия, арт-терапия, коллективное творческое дело.







Игротерапия.







Игротерапия.

Психогимнастические этюды и телесно-ориентированные игры.





Коллективное творческое дело, арт-терапия с использованием цветных мелков.

Беседа, игра, упражнения, работа в подгруппах.



Форма проведения – фронтальная.



Форма проведения – фронтальная.

Последняя неделя работы лагеря. Форма проведения – фронтальная, участвуют все отряды.

На первой неделе работы лагеря Форма проведения – фронтальная.





По запросу когда возникают конфликтные ситуации).



Форма проведения – фронтальная.



Форма работы – групповая.



По запросу при возникновении конфликтных ситуаций. Форма работы – фронтальная.





Воспитатель

Психолог











Воспитатель

Психолог

 

 

 

 





















психолог

2.

Диагностика:

- Анкетирование детей  на предмет выявления эмоционального восприятия.

- Проективная методика «Цветовой тест эмоционального состояния» направленная на исследование общего эмоционального состояния группы (отряда).

- Анкетирование несовершеннолетних и родителей (законных представителей) на предмет ожиданий и реального процесса пед. в лагаре.

Социально-педагогичес-кое исследование по анкетам «Кто ты».

Групповая работа с «мелками », беседа по психоэмоцио-нальному портрету группы.

Социально-пед. исследование по итоговой анкете «Мои  восспоминания».

Исследования проводятся со всеми воспитанниками лагеря. Фронтальная форма.



Исследования проводятся с воспитанниками .Фронтальная форма.

Исследования со всеми воспитанниками лагеря. Фронтальная форма.





Психолог

3.

Коррекционно-развивающая и профилактическая работа:

- Индивидуальные развивающие занятия с детьми по профилактике отклоняющегося поведения с опорой на программы:

Программа социально-псих. тренинга «Я в ответе за свое здоровье» (Г. П. Беляева, Л.А. Гейденрих, М.Н. Мясникова, В.В. Скарга); сб. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением (авторы-составители Л.К. Чаусова, В.В. Скарга).



 

Игротерапия,

арт-терапия,

использование направленной визуализации, элементы сказкотерапии.





В течение недели, между общими мероприятиями.

Родители (законные представители ребенка), рук-ли отряда.

4.

Консультирование:

- Организация и проведение (по запросу) консультирования родителей (законных представителей ребенка)

- Организация и проведение (по запросу) консультирования педагогов, работающих на отрядах.





Беседа, упражнения, анализ проблемных ситуаций из опыта клиента, моделирование ситуаций и способов выхода из них с целью расширения субъективного опыта несовершеннолетних.

В течение недели

с 17.00-18.00для родителей (законных представителей ребенка) и по запросу для воспитателей .

Инд.консультирование и консультирование в малой подгруппе.


Воспитатель психолог


Список литературы

1. Андреева Н. П., Семыкина И. Г., Кириллова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в летний период // Актуальные исследования. 2021. №23 (50).  С. 93-96. URL: https://apni.ru/article/2557-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-det

2. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва 14–16 ноября 2010 г.): материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. – М., 2010.


 

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с

Актуальностью данной программы заключается в том, что через организацию комфортной психолого-педагогической атмосферы в системе взаимодействия детей с

Актуальностью данной программы заключается в том, что через организацию комфортной психолого-педагогической атмосферы в системе взаимодействия детей с

ОВЗ) , создание условий для формирования ценностного к своему здоровью

ОВЗ) , создание условий для формирования ценностного к своему здоровью

Теоретико-методологической основой

Теоретико-методологической основой

Первичная и заключительные диагностики проводится в организационный период , основной и заключительный

Первичная и заключительные диагностики проводится в организационный период , основной и заключительный

Консультативное и просветительское направление деятельности психолога (основной и заключительный период смены) способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как руководителей отряда, так и родителей учащихся

Консультативное и просветительское направление деятельности психолога (основной и заключительный период смены) способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как руководителей отряда, так и родителей учащихся

III. Коррекционно-профилактический этап

III. Коррекционно-профилактический этап

Сотрудничество 1. Психопрофилактика и психопросвещение:

Сотрудничество 1. Психопрофилактика и психопросвещение:

Проведение профилактического тренинга «Снежный ком» (профилактики конфликтов в отрядах)

Проведение профилактического тренинга «Снежный ком» (профилактики конфликтов в отрядах)

Коррекционно-развивающая и профилактическая работа : -

Коррекционно-развивающая и профилактическая работа : -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2022