"Страна, открывшая путь в космос", окружающий мир, 4 класс, Плешаков

  • docx
  • 20.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Страна, открывшая путь в космос.docx

Страна, открывшая путь в космос.

1.      Орг. момент.

- Встали все у парт красиво, прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.

- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

 - Вспомним, о чем мы узнали на прошлом уроке. Я вам задаю вопрос, а вы находите ответ на карточке  на доске.

- Когда началась Вторая мировая война? (1939)

- Когда фашистская Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941)

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900)

- Когда Советская армия перешла в наступление? (1942)

- Когда начался штурм Берлина? (апрель 1945)

- Какой день стал Днем Победы? (9 мая)

- Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (27 млн)

- Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4)

2.  Мотивационно - целевой

- Мои вопросы по теме ВОВ закончились, но на доске еще остались несколько карточек.

- Как вы думаете, о каких событиях нам говорят эти числа? ( 108 –К, 12 –О, 1961 –С, 55 –М, 4 –О, 1 –С), соберите слово

- Ребята, а что такое космос?

- Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная». От греков слово «космос» перешло в современную науку, как синоним Вселенной.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Верно. Что вам известно по этой теме?

- Тема нашего сегодняшнего урока “Страна, открывшая путь в космос”.

- Что вы уже знаете по этой теме?

-  Что вам хотелось бы еще узнать? Сформулируйте вопросы.

 

 

- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы, за  работу на уроке вы  будете получать звезды, и в конце урока мы выясним, кто же был самым внимательным и активным.

3. Открытие нового знания

-  Итак, закончилась Вторая мировая война, Советский Союз победил фашизм,  мы с вами знаем, что любая война несет: разруху, нищету, смерть, ослабление государства. И, поэтому,  во многих других странах считали, что  нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное войной хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен их в чем – то обогнать. Однако… а что же случилось, нам об этом прочитают  репортеры,  а репортеры – это те, у кого лежат на столах розовые карточки, начинаем с первого ряда:

- 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов.

- Вслед за первым спутником были запущены второй - с собакой лайкой, потом третий - с разными приборами для изучения атмосферы земли и солнечного излучения.

- А 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.

- Совершив на корабле «Восток» полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась!!!

- Другим первооткрывателем – космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос.

- Все эти успехи  в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.

- Наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины. Валентина Терешкова единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку.

- Спасибо репортерам за представленные репортажи, каждый из них заслужил по звезде.

 

- Поиграем в игру «космический аукцион».

1. Назовите как можно больше слов на тему «космос». Кто назовет последним, тот станет победителем и заслужит звезду ( … раз …два….три и звезду получает ….) спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость,космонавт

2. Какие качества необходимы космонавту, тот же принцип работы ( смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта, образованный, целеустремлённый, дисциплинированный, ответственный, смелый, надёжный, человек – патриот, любящий свою Родину) Итак – космонавт должен быть

- Физкультминутка

А сейчас давайте проведем небольшой эксперимент.

Встали на линию, прошли четко по линии вперед, сделаем три оборота  вокруг своей оси, крутимся, стоп, встали ко мне спиной и четко прямо по линии пошли вперед, поднимите руки у кого это упражнение не вызвало затруднений.

А знаете, что мы сейчас делали? Мы тренировали вестибюлярный аппарат, это такой орган в человеческом организме, который отвечает за координирование положения тела при его движении в пространстве. У космонавтов вестибюлярный аппарат очень хорошо развит.

 

5. Работа по новой теме

-Продолжаем работу

-Итак, в 1961 году страна открыла  миру путь в космос, но несмотря на все эти достижения в 1970 – 1980 годах Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, особенно от Японии и США. Жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства и в 1991 году прекратил свое существование.

- Прочитайте  об этих событиях на с. 148 -149 учебника. Приготовьтесь отвечать на вопросы.

 

-  Что стало особенно цениться  в 1970 годы (образование)

-  Назовите новые постройки (на сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская)

-  Какие велись разработки природных ископаемых? (добыча нефти и газа в Зап. Сибири)

 -  Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? (вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду)

-  Какие бытовые трудности переживал народ? (в магазинах пропадали самые необходимые вещи,  привычными стали длинные очереди)

-  Что произошло в 1991 году?(Советский Союз прекратил свое существование. Республики, входящие в СССР стали независимыми государствами)

-  Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР? (Россия)

-Прочитайте вывод: с. 150 учебника

6. Закрепление

- А сейчас проверим как вы были внимательны, для этого  в группах решите кроссворд, все члены группы, которая правильно и быстрее других решит кроссворд, получат по звезде.

- Проверка кроссворда

7. Рефлексия

- Заканчивая наш урок, хочется вернуться к теме урока,  хором прочитайте (с доски)

«Страна, открывшая путь в космос»

Значит, наша страна занимает особое место на страницах истории освоения космоса. А это говорит о том, что мы были первыми. В чем же мы были первыми? Соберите ракету в группах. Приклейте ее на небо. (По группам зачитывают, в чем были первыми.)

- Перед вами ночное небо (лист темного цветного картона). На нем ракета. Чего на нем не хватает? Украсьте небо звездами:

Если урок понравился и все было понятно – красную звезду.

Все понятно, но остались вопросы – желтую.

Ничего не понятно – зеленую.

- Покажите классу, мне, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.

-А кто в индивидуальной работе оказался самым звездным? Молодцы, можете приклеить свои звезды к своему звездному небу.

Д/ З  С. 151-152, прочитать, р.т. с.53 № 4.

ИТОГ: В начале урока я вам задавала вопрос:  Что вам хотелось бы еще узнать?

- В течение урока мы ответили на ваши вопросы?

- А кто на уроке не получил ответ на свой вопрос, где его нужно искать? (в книгах)

- Наука не стоит на месте, мое пожелание вам – читайте, размышляйте, мечтайте, прикладывайте все усилия, чтобы ваша мечта стала былью. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд по теме «Космос»

 

По горизонтали:

1. Фамилия первого советского космонавта.

2. Собака, первая побывавшая в космосе.

3. Конструктор космического корабля.

4. Космонавт, впервые вышедший в открытый космос.

5. Название первого космического корабля.

6. Первая женщина-космонавт.