«Стратегии и инструменты реализации формирующего оценивания»
Название оценочной техники формирующего оценивания |
Достоинства анализируемой техники |
Недостатки и ограничения применения данной техники |
Намерены ли вы применять данную технику в собственной педагогической практике? (Если да, то в каких случаях и для чего; если нет – то почему). |
Портфолио |
- позволяет организовать работу ученика по творческому принципу; - позволяет выявить индивидуальность ученика по предмету; - повышает мотивацию учеников; - возможность оценки самим учеником результатов своей деятельности и планирование деятельности по самопрезентации; - возможность отследить динамику роста учащегося; - возможность фиксации достижений учащегося; -легко составлять характеристику ученика, если она потребуется; - учащиеся рефлексируют свою деятельность, успехи и промахи; - подготовка к выбору профиля; |
- в среднем звене нет целенаправленности в сборе информации; - выполняет свою роль только при правильно созданных условиях образовательного пространства; - большая затрата времени на выполнение, проблемы с эстетичным оформлением; - многие учащиеся заболевают «накопительством» достижений, любым способом добывая их; - слабые учащиеся чувствуют свою ущербность; - трудоемкость, дороговизна; - порой не доводят дело до конца; -нет продолжения в старших классах; |
В собственной практике я намерена применять данную технику. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в алгебре и геометрии. Как правило, это итоговые работы, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: |
Составление тестов |
-позволяет выявить уровень выполнения домашнего задания -стимулируется интерес к выполнению такого рода задания -повышается ответственность при выполнении тестового задания - развивается критическое мышление, внимание. - акцентируется внимание на индивидуальном прогрессе. - снимается страх перед проверочной работой на знание пройденного материала. - экономия времени на проверку и проведение; - накопляемость отметок; - очень нравится детям; |
- слабые учащиеся чувствуют свою ущербность; - трудоемкость - не проверяется процесс решения задачи; - недостатки программного обеспечения; - в случае самостоятельного создания учителем тестов высокие временные затраты; - при самостоятельном составлении тестов нужно знать принципы составления тестов; - нельзя использовать более 15-20 минут; - не хватает знания ИКТ; - трудно согласовывать время в компьютерном классе; - элемент случайности; - списывание у рядом сидящего; |
В собственной практике я намерена применять данную технику при выполнении домашней работы, при подготовке к контрольным работам, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ |
Недельные отчеты |
- время на уроке не требуется. Отчёт пишется дома; -обеспечивается понимание учениками того, как они учатся; - ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала; - у учеников развивается обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными; - развиваются письменные навыки учеников и их умения строить рассуждение; -тренируются в письменной коммуникации, то есть выражают в письменной форме свои мысли; - задают существенные для него вопросы; -анализируют собственные знания и процесс учения. |
-отчёты требуют тщательного анализа; -не каждый ученик видит, что отчёты помогают ему в учёбе; в противном случае он не будут воспринимать их серьёзно; -не каждый ученик может правильно документировать возникающие у него вопросы и выбрать наиболее типичные; -ученик не уверен насколько ему понятен материал и не может сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно. |
Вопросы, предлагаемые учениками, можно включать в контрольные работы и тестирования. Подобное включение будет лишь помогать учащимся, так как знакомые вопросы, помещенные в контрольную работу, снимут напряжение и страх во время проверки. |
«Вопросник» (подведение итога) Групповая работа |
- в классной работе видна работа каждого ученика; - можно охватить более широкий спектр вопросов; - возможность вовлечь в учебную деятельность учащихся с различным уровнем знаний; -формирование разнообразных компетентностей в процессе групповой работы; - обучение в процессе значимой для учащихся деятельности; -развитие коммуникативных навыков; -способствуют взаимоподдержке, учат работе в коллективе; -слабые тянутся за сильными, раскрывают свой скрытый потенциал;- воспитывает культуру общения; - возможность дополнить друг друга; |
- при домашнем выполнении потеря индивидуальности; - трудности при определении индивидуального вклада учащихся в проектную работу; - проблема выставления оценки при разном вкладе в работу группы; - слабые ученики нередко являются только наблюдателями; - много списывания из Интернета; - возможность присвоить труд лидеров; - страдает дисциплина, не все работают; - не умеют распределять и планировать время на подготовку проектов, поэтому твердят о загруженности; |
В собственной практике я намерена применять данную технику при повторении пройденного материала |
Мини-обзор |
-выделяются ключевые понятия темы; -формулируются мысли в краткой форме 2. ученики активно, задают вопросы в те моменты, когда что-то не ясно в данной теме; -заинтересованность учеников как личностей -способствуют взаимоподдержке, учат работе в коллективе; -слабые тянутся за сильными, раскрывают свой скрытый потенциал;- воспитывает культуру общения; - возможность дополнить друг друга; |
-путаница в новых терминах; -медленно читают; - текст не содержит знакомых понятий; -нет навыка анализа текста; - слабые ученики нередко являются только наблюдателями; - страдает дисциплина, не все работают; |
Применение данной техники позволят мне в моей работе, охватить всех учеников и возникающие у них вопросы в ходе обучения. Ученики будут проявлять больший интерес к математике, задавать больше вопросов, если они возникают, а не отмалчиваться. |
Карта понятий |
-помогают ученикам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета, поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию; -помогают школьникам и учителю устанавливать существенные связи между понятиями; -обеспечивают ученикам доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с соучениками и преподавателями; -переносят акцент с инертных статических знаний к контекстно-обусловленным, от изолированных фактов – к связанным понятиям, включенным в единую теоретическую рамку; - выполняют роль средства оценивания, помогают детям научиться учиться, а также служат средством для совершенствования курса и являются графическими органайзерами до его начала, по ходу и после завершения. |
- возникает сложность в создании Карт понятий по математике с использованием ИК-технологий, так как на набор формул затрачивается достаточно много времени - довольно трудно сравнивать карты, выполненные разными учениками;
-оценивание карт может потребовать значительного времени.
-при оценке карт надо пользоваться проверенными схемами.
-ученики имеют привычку к механическому заучиванию - ученика вынуждают думать, анализировать, систематизировать, так как составление карты понятий невозможно, если школьник просто выучил материал, он должен его понимать. |
В собственной практике я намерена применять данную технику при изучении геометрии |
Рейтинговые проверочные работы |
- позволяет проверить знания, умения, навыки; - позволяют ученику самому стремиться к определенному уровню; - создание ситуации успеха.
|
- требует серьезной подготовки учителя, продуманность критериев оценки; - медлительные учащиеся не успевают. |
В собственной практике я намерена применять данную технику при выполнении домашней работы, при подготовке к контрольным работам, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.