Рекомендуется при подготовке ко всем заданиям раздела «Устная часть»
разобрать с выпускниками особенности каждого из заданий и критерии их оценивания.
При подготовке к заданию 1 необходимо вывести на сознательный уровень все фонетические навыки, которыми выпускники овладевали (часто имитационно) начиная с начальной школы, восполнить фонетические знания, необходимые для осознанного чтения текста вслух, и обеспечить тренировку чтения вслух:
повторить правила чтения;
поработать над артикуляцией наиболее сложных звуков английского языка;
объяснить, что такое смысловая группа (синтагма), как делятся предложения на смысловые группы, какую роль в этом играют знаки препинания;
объяснить, что такое фразовое ударение, почему служебные слова не несут фразового ударения;
объяснить, как интонационно оформляются утверждения и разные типы вопросов, какой смысл несут основные интонационные контуры английского языка;
использовать аудиозаписи из УМК для формирования фонетических навыков (чтение текста вслух с диктором, за диктором, хором).
Анализ результатов показал, что устная часть в 2017 г. была выполнена
довольно успешно, несколько лучше, чем в предыдущем году. Улучшилось
выполнение базовых заданий 1 и 2, хотя, к сожалению, ряд типичных
ошибок, допущенных выпускниками предыдущих лет, повторился и в этом
году. В целом улучшилась техника чтения, стало меньше ответов, в
которых учащиеся не успели прочитать нужный фрагмент текста, стало
меньше «спотыканий», отмечено большее внимание к смыслу читаемого.
Заметны некоторые улучшения при выполнении задания 2 по
сравнению
с предыдущим годом. К ним можно отнести следующие:
отсутствуют описания картинки рекламы вместо уточняющих вопросов;
реже стал запрос не той информации, которая требуется по условиям
задания; практически исчезли вопросы типа ‘What about…’
Вместе с тем при выполнении задания 2 участники экзамена из группы 1 (0
21 баллов) часто не справлялись с заданием как с точки зрения
выполнения коммуникативной задачи (вопросы не соответствовали
предложенному плану), так и с точки зрения грамматики.
Часто выпускники из групп 1 (021 баллов) и 2 (2260 баллов) подменяли
вопросы просьбами, например: I would like to know about the opening
hours. Can you explain the location? Could you tell me about family discounts?
Экзаменуемые из групп 1 и 2 все еще не
понимают словосочетания ‘opening hours’ (часы работы) и задают
вопросы: When does it open? What are open hours? Принимались вопросы:
When are you open? How do you work?
What are the opening hours? Иногда задавались бессмысленные вопросы,
например: How much is the price? Where is the location? How long are the
opening hours?
Еще
одной довольно частотной ошибкой в задании 2 явилось
использование местоимения it в первом вопросе
названия
предмета/задания и т.д., отсюда непонятно было, о чем идет речь,
например в первом пункте давалось слово ‘location’. Необходимо было
спросить, где находится турагентство. Экзаменуемые спрашивали: Where is
it located? Такой вопрос не принимался, так как было непонятно, о чем
идет речь.
вместо
Среди грамматических ошибок у выпускников из групп 1 (021 баллов) и
2 (2260 баллов) наиболее часто встречаются неправильный порядок слов в
вопросах, опущение вспомогательных глаголов, рассогласованность
подлежащего и сказуемого.
С заданием 3 базового уровня – составлением монолога на основе
выбранной картинки участники из групп 2–4 (22100 баллов) справились
довольно успешно: практически нет случаев описания трех картинок вместо
одной; реже стала нарушаться последовательность пунктов плана;
уменьшилось количество ответов, в которых использовался жанр рассказа
вместо жанра описания. К сожалению, в ряде случаев все еще наблюдаютсяпрактически те же ошибки, что и в предыдущий год. К основным
ошибкам отнесем: «топиковость» (воспроизведение заученных кусков
текста вместо спонтанной речи); неполное или неточное освещение
пунктов плана; отсутствие адресности (обращение к другу); дублирование
идей и лексики в разных пунктах плана; логические ошибки; отсутствие
вступительной и заключительной фраз; неправильное использование средств
логической связи, речевых клише
Большое (часто заученное) вступление часто приводит к тому, что
экзаменуемые либо не успевают сделать заключение, либо дают всего по
одной фразе на каждый пункт плана, т.е. описания, как такого нет, как
нет и связного монологического высказывания с опорой на картинку и план.
Задание 4 также было в целом выполнено хорошо. Исчезли ответы, в
которых картинки описываются, а не сравниваются, реже стали даваться
подробные описания двух картинок, вместо кратких, как требуется в этом
задании. Это позволило уменьшить количество повторений одних и тех
мыслей в других пунктах плана. Вместе с тем некоторые ошибки,
допущенные многими участниками экзамена при выполнении задания 3,
проявились и в задании 4. К ним отнесем «топиковость», неполное или
неточное освещение пунктов плана, дублирование идей и лексики в
разных пунктах плана, отсутствие вступительной и заключительной фраз.
Задание 4 высокого уровня требует использования стратегий сравнения и
сопоставления, что не всегда удавалось
выпускникам. Например, предлагались упрощенные варианты сравнения
картинок по сходству: на картинке 1 – семья; на картинке 2 – тоже
семья. На картинке 1 – два человека; на картинке 2 – тоже два
человека. Такие же упрощенные варианты давались и при нахождении
различий: на картинке 1 – три человека; на картинке 2 – два человека. На
картинке 1 – лето; на картинке 2 – зима. Эксперты примут такие ответы,
однако объем и полнота таких ответов будут недостаточны. Примитивность
сравнений свидетельствует о неумении выпускников понять разницу между
созданием монолога и ответом на вопросы плана указывает на неумение
рассуждать, а также на скудный запас лексических и грамматических средств
для оформления монолога. Использование широкого диапазона лексических
и грамматических средств также часто оказывалось затруднительным для
недостаточно подготовленных выпускников. В задании 4 рассуждение
должно быть подкреплено соответствующими средствами связи: In
contrast,… In comparison to, Compared to, Unlike……, whereas…, while и т.д.
Рекомендуется при подготовке ко всем заданиям раздела «Устная
часть»
разобрать с выпускниками особенности каждого из заданий и критерии
их оценивания.
При подготовке к заданию 1 необходимо вывести на сознательный
уровень все фонетические навыки, которыми выпускники овладевали
(часто имитационно) начиная с начальной школы, восполнитьфонетические знания, необходимые для осознанного чтения текста вслух, и
обеспечить тренировку чтения вслух:
• повторить правила чтения;
• поработать над артикуляцией наиболее сложных звуков английского
языка;
• объяснить, что такое смысловая группа (синтагма), как делятся
предложения на смысловые группы, какую роль в этом играют знаки
препинания;
• объяснить, что такое фразовое ударение, почему служебные слова не
несут фразового ударения;
• объяснить, как интонационно оформляются утверждения и разные типы
вопросов, какой смысл несут основные интонационные контуры английского
языка;
• использовать аудиозаписи из УМК для формирования фонетических
навыков (чтение текста вслух с диктором, за диктором, хором).
При подготовке к заданию 2 необходимо:
• объяснить необходимость задавать прямые, а не косвенные вопросы;
• повторить, как строятся разные типы вопросов, и обратить внимание
на их интонационное оформление;
• объяснить, в каких случаях нужно поставить общий вопрос, в каких –
специальные либо другие типы вопросов;
• объяснить разницу между вопросом и просьбой;
• обратить внимание на необходимость следить за временем.
При подготовке к заданию 3 необходимо обратить внимание выпускников
на то, что надо:
(cid:151) описывать одну, а не все фотографии;
(cid:151) осветить все пункты плана, при этом давая несколько предложений
по каждому пункту;
(cid:151) избегать повторения одной и той же идеи и лексики в разных пунктах
плана;
(cid:151) продумать вступление и заключение;
(cid:151) сделать вступление коротким;
(cid:151) обязательно дать заключение;
(cid:151) логично строить высказывание, используя средства логической связи
и
соответствующие речевые клише;
(cid:151) соблюдать время, указанное в задании.
При подготовке к заданию 4 необходимо обратить внимание выпускников
на то, что:
(cid:151) две фотографии нужно не просто описать, а подробно сравнить, включая
детали;
(cid:151) в монологическом высказывании необходимо сделать вступление и
заключение;(cid:151) следует придерживаться плана, чтобы высказывание было логичным
и ни один пункт плана не был потерян;
(cid:151)
согласно плану вначале нужно описать, что общего имеют две
фотографии, а уже затем остановиться на различиях;
(cid:151) необходимо использовать средства логической связи;
(cid:151) желательно отметить эмоциональный фон обеих фотографий, сказать,
какие чувства они вызывают;
(cid:151) необходимо использовать широкий и разнообразный спектр
лексических и
нужно соблюдать ограничения по времени и объему
грамматических средств;