Стратегии подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку (Говорение)

  • Лекции
  • docx
  • 30.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рекомендуется при подготовке ко всем заданиям раздела «Устная часть» разобрать с выпускниками особенности каждого из заданий и критерии их оценивания. При подготовке к заданию 1 необходимо вывести на сознательный уровень все фонетические навыки, которыми выпускники овладевали (часто имитационно) начиная с начальной школы, восполнить фонетические знания, необходимые для осознанного чтения текста вслух, и обеспечить тренировку чтения вслух:  повторить правила чтения;  поработать над артикуляцией наиболее сложных звуков английского языка;  объяснить, что такое смысловая группа (синтагма), как делятся предложения на смысловые группы, какую роль в этом играют знаки препинания;  объяснить, что такое фразовое ударение, почему служебные слова не несут фразового ударения;  объяснить, как интонационно оформляются утверждения и разные типы вопросов, какой смысл несут основные интонационные контуры английского языка;  использовать аудиозаписи из УМК для формирования фонетических навыков (чтение текста вслух с диктором, за диктором, хором).
Иконка файла материала 00178e87-bcd37325.docx
Анализ результатов показал, что устная часть в 2017 г. была выполнена довольно успешно, несколько лучше, чем в предыдущем году. Улучшилось выполнение  базовых  заданий  1  и  2,  хотя,  к  сожалению,  ряд  типичных ошибок, допущенных выпускниками предыдущих лет, повторился и в этом году. В целом улучшилась   техника   чтения,   стало   меньше   ответов,   в которых  учащиеся  не  успели прочитать  нужный  фрагмент  текста,  стало меньше  «спотыканий»,  отмечено  большее внимание к смыслу читаемого.  Заметны     некоторые     улучшения     при     выполнении     задания     2     по сравнению     с   предыдущим   годом.   К   ним   можно   отнести   следующие: отсутствуют описания картинки рекламы   вместо   уточняющих   вопросов; реже   стал   запрос   не   той   информации,   которая требуется по условиям задания; практически исчезли вопросы типа ‘What about…’   Вместе с тем при выполнении задания 2 участники экзамена из группы 1 (0­ 21   баллов)   часто   не   справлялись     с     заданием     как     с     точки     зрения выполнения     коммуникативной     задачи   (вопросы     не     соответствовали предложенному  плану),  так  и  с  точки  зрения  грамматики.  Часто  выпускники из  групп 1 (0­21 баллов) и 2 (22­60 баллов) подменяли вопросы просьбами,  например:   I   would   like   to   know   about   the   opening hours.  Can  you  explain  the location? Could you tell me about family discounts? Экзаменуемые из групп 1 и 2 все еще не  понимают   словосочетания     ‘opening   hours’     (часы   работы)   и   задают вопросы: When does   it  open?  What are open hours?  Принимались  вопросы: When are you open? How do you work? What  are  the  opening  hours? Иногда  задавались  бессмысленные  вопросы, например: How much  is  the  price?  Where  is  the  location?  How  long  are  the opening  hours?   Еще     одной   довольно   частотной   ошибкой   в   задании   2   явилось использование   местоимения   it   в   первом   вопросе     названия предмета/задания   и   т.д.,   отсюда   непонятно   было,   о   чем   идет речь, например   в   первом   пункте   давалось   слово   ‘location’.   Необходимо   было спросить, где находится  турагентство.  Экзаменуемые  спрашивали: Where  is it   located?   Такой   вопрос  не принимался, так как было непонятно, о чем идет речь.    вместо   Среди грамматических ошибок у  выпускников  из  групп  1  (0­21 баллов) и 2 (22­60 баллов) наиболее  часто  встречаются  неправильный  порядок  слов в вопросах,     опущение     вспомогательных     глаголов,     рассогласованность подлежащего и сказуемого.   С   заданием  3   базового  уровня  –  составлением  монолога  на  основе выбранной   картинки   участники   из   групп   2–4   (22­100   баллов)   справились довольно успешно: практически нет случаев описания  трех  картинок  вместо одной;     реже     стала     нарушаться     последовательность   пунктов   плана; уменьшилось   количество   ответов,   в   которых   использовался   жанр   рассказа вместо жанра описания. К сожалению, в ряде случаев все еще наблюдаютсяпрактически те же   ошибки,   что   и   в   предыдущий   год.  К   основным ошибкам    отнесем:     «топиковость»   (воспроизведение     заученных     кусков текста     вместо     спонтанной     речи);     неполное     или   неточное     освещение пунктов  плана;  отсутствие  адресности  (обращение  к  другу); дублирование идей  и  лексики  в  разных  пунктах  плана;  логические  ошибки;  отсутствие вступительной и  заключительной фраз; неправильное использование средств логической связи,  речевых  клише Большое   (часто   заученное)   вступление   часто   приводит   к   тому,   что экзаменуемые   либо   не   успевают   сделать   заключение,   либо   дают   всего   по одной фразе на каждый пункт плана,  т.е.  описания,  как  такого  нет,  как нет  и  связного монологического  высказывания  с опорой на картинку и план. Задание  4  также  было  в  целом  выполнено  хорошо.  Исчезли  ответы,  в которых   картинки   описываются,   а   не   сравниваются,   реже   стали   даваться подробные описания двух картинок,  вместо  кратких,  как  требуется  в  этом задании.  Это  позволило  уменьшить количество  повторений  одних  и  тех мыслей     в    других     пунктах     плана.    Вместе     с    тем   некоторые   ошибки, допущенные   многими   участниками   экзамена   при   выполнении   задания   3, проявились  и  в  задании  4.  К  ним  отнесем  «топиковость»,  неполное  или неточное освещение   пунктов   плана,   дублирование   идей   и   лексики   в разных  пунктах  плана, отсутствие  вступительной  и  заключительной  фраз. Задание  4  высокого  уровня  требует использования  стратегий  сравнения  и сопоставления,  что  не  всегда  удавалось  выпускникам.  Например,  предлагались  упрощенные  варианты  сравнения картинок  по  сходству:  на  картинке  1  –  семья;  на  картинке  2  –  тоже семья. На   картинке   1   –   два человека;   на   картинке   2   –   тоже   два человека. Такие же   упрощенные   варианты   давались   и при нахождении различий: на картинке 1 – три человека; на картинке 2 – два человека. На картинке 1 – лето; на картинке 2 – зима. Эксперты примут такие ответы, однако объем и полнота таких ответов будут недостаточны. Примитивность сравнений свидетельствует о  неумении  выпускников  понять  разницу  между созданием   монолога   и   ответом   на вопросы плана указывает на неумение рассуждать, а также на скудный запас лексических и грамматических средств для оформления монолога. Использование широкого диапазона лексических и  грамматических  средств  также  часто  оказывалось  затруднительным  для недостаточно   подготовленных   выпускников.   В   задании   4   рассуждение должно     быть   подкреплено     соответствующими     средствами     связи:     In contrast,…  In  comparison  to, Compared to, Unlike……, whereas…, while и т.д. Рекомендуется   при   подготовке   ко   всем   заданиям   раздела   «Устная часть»  разобрать с выпускниками особенности каждого из заданий и критерии их оценивания.   При  подготовке  к   заданию  1   необходимо  вывести  на  сознательный уровень     все  фонетические     навыки,    которыми     выпускники     овладевали (часто     имитационно)     начиная     с     начальной     школы,     восполнитьфонетические  знания,  необходимые  для  осознанного чтения текста вслух, и обеспечить тренировку чтения вслух:  •   повторить правила чтения;  •    поработать   над   артикуляцией   наиболее   сложных   звуков   английского языка;   •    объяснить,   что   такое   смысловая   группа   (синтагма),   как   делятся предложения     на   смысловые   группы,   какую   роль   в   этом   играют   знаки препинания;  •   объяснить,  что  такое  фразовое  ударение,  почему  служебные  слова  не несут фразового ударения;  •   объяснить, как интонационно оформляются утверждения и разные типы вопросов, какой смысл несут основные интонационные контуры английского языка;  •   использовать  аудиозаписи  из  УМК  для  формирования  фонетических навыков (чтение текста вслух с диктором, за диктором, хором).    При подготовке к заданию 2 необходимо:  •   объяснить необходимость задавать прямые, а не косвенные вопросы;  •   повторить,  как  строятся  разные  типы  вопросов,  и  обратить  внимание на  их интонационное оформление;   •    объяснить, в каких случаях нужно поставить общий вопрос, в каких – специальные либо другие типы вопросов;  •   объяснить разницу между вопросом и просьбой;  •   обратить внимание на необходимость следить за временем.    При подготовке к  заданию 3 необходимо обратить внимание  выпускников на  то, что надо:  (cid:151)   описывать одну, а не все фотографии;  (cid:151)   осветить  все  пункты  плана,  при  этом  давая  несколько  предложений по  каждому пункту;  (cid:151)    избегать повторения одной и той же идеи и лексики в разных пунктах плана;   (cid:151)   продумать вступление и заключение;  (cid:151)   сделать вступление коротким;   (cid:151)   обязательно дать заключение;   (cid:151)   логично  строить  высказывание,  используя  средства  логической  связи и  соответствующие речевые клише;  (cid:151)   соблюдать время, указанное в задании. При подготовке к заданию 4 необходимо обратить внимание выпускников на то, что:  (cid:151)   две фотографии нужно не просто описать, а подробно сравнить, включая детали;  (cid:151)    в   монологическом   высказывании   необходимо   сделать   вступление   и заключение;(cid:151)   следует  придерживаться  плана,  чтобы  высказывание  было  логичным и  ни  один пункт плана не был потерян;  (cid:151)    согласно   плану   вначале   нужно   описать,   что   общего   имеют   две фотографии, а уже затем остановиться на различиях;  (cid:151)   необходимо использовать средства логической связи;  (cid:151)   желательно  отметить  эмоциональный  фон  обеих  фотографий,  сказать, какие чувства они вызывают;  (cid:151)    необходимо     использовать     широкий     и     разнообразный     спектр лексических  и   нужно соблюдать ограничения по времени и объему грамматических средств;