Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

  • Документация
  • Домашняя работа
  • Доска объявлений
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методики и технологии стратегий чтения и развития читательских умений: Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек). Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина). Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова). Методика развития информационной грамотности (О.Н. Мяэотс, О.Громова). Стратегии чтения (Н.Н. Сметанникова). Технология скорочтения (М.А. Зиганов). Методика структурно-логического анализа текста (Н.И. Козлов). Методика «Быстрое чтение» (О.А. Андреев).текст
Иконка файла материала стратегии.docx
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 1. Междисциплинарные программы основного общего образования. 2. Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». 3. Приемы смыслового чтения, работа с учебным текстом. В Примерной основной программе образовательного учреждения для основной школы выделяются  четыре междисциплинарные программы: ­ Формирование универсальных учебных действий; ­ Формирование ИКТ­компетентности; ­ Основы учебно­исследовательской и проектной деятельности; ­ Стратегии смыслового чтения и работа с текстом. В целевом разделе программы есть подраздел 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися  ООП основного общего образования, в котором определены требования к результатам освоения  междисциплинарных программ (1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые  результаты). Рассмотрим требования к результатам освоения междисциплинарных программ В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ  читательской компетенции. Обуча­ющиеся овладеют чтением как средством осуществления своих  дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планиро­вания своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и  социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания  мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного  чтения,получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют  различными видами итипами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и  выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и  самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других  видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче. Цели реализации междисциплинарных и предметных программ: 1. Формирование и развитие читательской компетенции обучающихся в основной школе.2. Формирование потребности (мотивации) в систематическом чтении. Задачи реализации междисциплинарных и предметных программ: 1. Совершенствование техники чтения. 2. Формирование и развитие навыка осмысленного чтения. 3. Развитие навыка рефлексивного чтения. 4. Овладение видами и типами чтения. 5. Освоение стратегий чтения различных видов текстов. Основные дидактические понятия и их истолкование: Читательская компетентность Читательская компетентность — совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих  человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково­ буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС. Данное определение отражает  информационно­ когнитивный подход к чтению, когда чтение рассматривается как разновидность  познавательной деятельности и, следовательно, имеет своей целью извлечение из текстов  информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности  читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной  компетентностью. Сравним: информационная компетентность — способность и умение самостоятельно искать,  анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных  коммуникативных информационных технологий. Заметим, что новые ФГОСы относят информационную и читательскую компетентность к метапред­ метным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в (между/сверх)  конкретных учебных дисциплинах. Структура читательской компетентности Познавательный компонент – знания (степень их обобщения и полноты). Операционально­технологический компонент – умения (степень свернутости освоенности,  возможность переноса выполняемых действий).Ценностно­смысловой компонент – ценностно­смысловые ориентации (отношение к процессу,  содержанию и результату деятельности). Определив структуру читательской компетентности, можно сделать вывод, что для того, чтобы  опираться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. 1­я группа – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:  Найти в тексте информацию, представленную в явном виде. Основываясь на тексте, сделать простые  выводы. 2­я группа ­ умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста. Мотивация чтения. Мотив как предмет деятельности. Мотив деятельности есть ее действительный мотив. За мотивом стоит определенная потребность.  Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как мотив. В качестве мотива всегда выступает переживание чего­то личностно значимого для индивида. Личностная мотивация чтения, учебная мотивация чтения и познавательная мотивация читательской  деятельности. Социальная значимость личностной, учебной и познавательной мотивации чтения. Виды чтения, определяемые мотивацией: Учебное чтение; Самостоятельное, личностно­мотивированное чтение. Техника чтения Если за исходный тезис принять положение, что технику чтения определяет цель читательской  деятельности, то можно выделить следующие виды (техники) чтения: Виды (типы) чтения, определяемые целью чтения: Ознакомительное чтение; Изучающее чтение; Аналитическое чтение; Просмотровое чтение;Поисковое чтение; Выборочное чтение. Виды чтения, определяемые целями коммуникации: Коммуникативное чтение вслух; Чтение про себя. Осмысленное чтение. Понимание, истолкование (интерпретация) текста – цель и результат  осмысленного чтения, извлечение смысла, идей, заключенных в тексте, информации явной и  имплицитной. Объект читательской деятельности – сам текст. Рефлексивное чтение. Цель чтения – субъектное понимание, т.е. понимание себя как читателя,  воспринимающего, анализирующего и понимающего текст, извлекающего смыслы, информацию,  способного дать интерпретацию и оценку текста. Рефлексивное чтение как процесс и  сформированное умение предполагает осознание своих читательских мотивов, возможностей,  стратегий читательской деятельности и их осознанный выбор, определение читательских достижений и возможных затруднений, постановку целей саморазвития читательских умений и их реализацию в  практике читательской деятельности. Работа с текстом: виды текстовой деятельности 1. поиск информации, чтение и понимание прочитанного; 2. преобразование и интерпретация информации; 3. оценка информации. Этапы текстовой деятельности ученика: 1. Осмысление информационной задачи (запрос) –чтение текста учебной задачи; 2. Поиск информации в доступных источниках – чтение текстов; 3. Анализ (осознание, понимание) текстов с точки зрения эффективности для решения  задачи; 4. Выбор текстов, содержащих необходимую информацию;5. Выделение значимой информации в тексте (текстах); 6. Интерпретация текстов в решении задачи; 7. Создание устного или письменного текста, содержащего решение задачи, с  использованием изученных текстов. Требования к освоению междисциплинарной программы (извлечение из программы) 1.2.3.4. СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу  текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий  опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между  частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты,  рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные  элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать,  являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации  в тексте); • решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи, требующие полного и критического  понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять главную и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой  позиции;— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и  переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить  проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики,  диаграммы, таблицы (в том числе динами­ческие, электронные, в частности в практических задачах),  переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с  информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом —  мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся  информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и  находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них  противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном  тексте). Выпускник получит возможность научиться:• критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречи­вой или конфликтной  ситуации. Итак, мы видим, что в работе с текстом выделены следующие направления текстовой  деятельности: 1. поиск информации, чтение и понимание прочитанного; 2. преобразование и интерпретация информации; 3. оценка информации. Методики и технологии стратегий чтения и развития читательских умений:   Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О. Загашев, С.И.  Заир­Бек). Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина).  Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова).  Методика развития информационной грамотности (О.Н. Мяэотс, О.Громова).  Стратегии чтения (Н.Н. Сметанникова).  Технология скорочтения (М.А. Зиганов).  Методика структурно­логического анализа текста (Н.И. Козлов).  Методика «Быстрое чтение» (О.А. Андреев).  Методика развивающего чтения (И.И. Тихомирова).  Технология формирования информационной культуры личности(Н.В. Збаровская, Н.И.  Гендина).  Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.Соболева, Г.Г. Граник). Общедидактические приемы работы учеников с текстом: ­ Ищут незнакомые слова и определяют их значение с помощью словарей и справочной литературы;­ Устно пересказывают текст (подробно, выборочно); ­ Составляют тексты разных жанров: повествование, рассуждение, описание; ­ Определяют ключевые слова текста; ­ Составляют «паспорт понятий»; ­ Отвечают на вопросы по тексту, находя необходимую информацию в тексте (используя  цитирование); ­ Формулируют вопросы к тексту; ­ Делят текст на части; ­ Составляют по тексту план (в том числе цитатный); ­ Восстанавливают текст; ­ Выделяют главную и избыточную информацию текста; ­ Выявляют противоречивую, недостоверную информацию; ­ Анализируют и осмысливают текст учебно­познавательных и учебно­практических задач, объясняют  порядок действий, отвечая на вопросы: что нужно сделать, как будем выполнять задание;­ Структурируют текст, т.е восстановление, реконструкция текста или создание собственного текста с  использованием текста­источника или нескольких текстов; ­Знакомятся с различными видами таблиц и диаграмм, анализируют готовые таблицы и диаграммы,  сравнивают данные, представленные в таблицах и диаграммах, заполняют таблицы, строят простые  столбчатые диаграммы.

Посмотрите также