Методики и технологии стратегий чтения и развития читательских умений:
Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек).
Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина).
Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова).
Методика развития информационной грамотности (О.Н. Мяэотс, О.Громова).
Стратегии чтения (Н.Н. Сметанникова).
Технология скорочтения (М.А. Зиганов).
Методика структурно-логического анализа текста (Н.И. Козлов).
Методика «Быстрое чтение» (О.А. Андреев).текст
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
1. Междисциплинарные программы основного общего образования.
2. Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
3. Приемы смыслового чтения, работа с учебным текстом.
В Примерной основной программе образовательного учреждения для основной школы выделяются
четыре междисциплинарные программы:
Формирование универсальных учебных действий;
Формирование ИКТкомпетентности;
Основы учебноисследовательской и проектной деятельности;
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
В целевом разделе программы есть подраздел 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
ООП основного общего образования, в котором определены требования к результатам освоения
междисциплинарных программ (1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые
результаты).
Рассмотрим требования к результатам освоения междисциплинарных программ
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ
читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и
социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного
чтения,получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют
различными видами итипами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и
выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и
самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других
видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Цели реализации междисциплинарных и предметных программ:
1. Формирование и развитие читательской компетенции обучающихся в основной школе.2. Формирование потребности (мотивации) в систематическом чтении.
Задачи реализации междисциплинарных и предметных программ:
1. Совершенствование техники чтения.
2. Формирование и развитие навыка осмысленного чтения.
3. Развитие навыка рефлексивного чтения.
4. Овладение видами и типами чтения.
5. Освоение стратегий чтения различных видов текстов.
Основные дидактические понятия и их истолкование:
Читательская компетентность
Читательская компетентность — совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих
человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково
буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС. Данное определение отражает
информационно когнитивный подход к чтению, когда чтение рассматривается как разновидность
познавательной деятельности и, следовательно, имеет своей целью извлечение из текстов
информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности
читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной
компетентностью.
Сравним:
информационная компетентность — способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных
коммуникативных информационных технологий. Заметим, что новые ФГОСы относят информационную
и читательскую компетентность к метапред
метным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в (между/сверх)
конкретных учебных дисциплинах.
Структура читательской компетентности
Познавательный компонент – знания (степень их обобщения и полноты).
Операциональнотехнологический компонент – умения (степень свернутости освоенности,
возможность переноса выполняемых действий).Ценностносмысловой компонент – ценностносмысловые ориентации (отношение к процессу,
содержанию и результату деятельности).
Определив структуру читательской компетентности, можно сделать вывод, что для того, чтобы
опираться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны
быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы
с текстами.
1я группа – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
Найти в тексте информацию, представленную в явном виде. Основываясь на тексте, сделать простые
выводы.
2я группа умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста.
Мотивация чтения. Мотив как предмет деятельности.
Мотив деятельности есть ее действительный мотив. За мотивом стоит определенная потребность.
Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как мотив.
В качестве мотива всегда выступает переживание чегото личностно значимого для индивида.
Личностная мотивация чтения, учебная мотивация чтения и познавательная мотивация читательской
деятельности. Социальная значимость личностной, учебной и познавательной мотивации чтения.
Виды чтения, определяемые мотивацией:
Учебное чтение;
Самостоятельное, личностномотивированное чтение.
Техника чтения
Если за исходный тезис принять положение, что технику чтения определяет цель читательской
деятельности, то можно выделить следующие виды (техники) чтения:
Виды (типы) чтения, определяемые целью чтения:
Ознакомительное чтение;
Изучающее чтение;
Аналитическое чтение;
Просмотровое чтение;Поисковое чтение;
Выборочное чтение.
Виды чтения, определяемые целями коммуникации:
Коммуникативное чтение вслух;
Чтение про себя.
Осмысленное чтение. Понимание, истолкование (интерпретация) текста – цель и результат
осмысленного чтения, извлечение смысла, идей, заключенных в тексте, информации явной и
имплицитной. Объект читательской деятельности – сам текст.
Рефлексивное чтение. Цель чтения – субъектное понимание, т.е. понимание себя как читателя,
воспринимающего, анализирующего и понимающего текст, извлекающего смыслы, информацию,
способного дать интерпретацию и оценку текста. Рефлексивное чтение как процесс и
сформированное умение предполагает осознание своих читательских мотивов, возможностей,
стратегий читательской деятельности и их осознанный выбор, определение читательских достижений
и возможных затруднений, постановку целей саморазвития читательских умений и их реализацию в
практике читательской деятельности.
Работа с текстом: виды текстовой деятельности
1. поиск информации, чтение и понимание прочитанного;
2. преобразование и интерпретация информации;
3. оценка информации.
Этапы текстовой деятельности ученика:
1. Осмысление информационной задачи (запрос) –чтение текста учебной задачи;
2. Поиск информации в доступных источниках – чтение текстов;
3. Анализ (осознание, понимание) текстов с точки зрения эффективности для решения
задачи;
4. Выбор текстов, содержащих необходимую информацию;5. Выделение значимой информации в тексте (текстах);
6. Интерпретация текстов в решении задачи;
7. Создание устного или письменного текста, содержащего решение задачи, с
использованием изученных текстов.
Требования к освоению междисциплинарной программы (извлечение из программы)
1.2.3.4. СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу
текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между
частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты,
рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные
элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации
в тексте);
• решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи, требующие полного и критического
понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой
позиции;— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и
переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить
проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики,
диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с
информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом —
мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся
информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного
опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном
тексте).
Выпускник получит возможность научиться:• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной
ситуации.
Итак, мы видим, что в работе с текстом выделены следующие направления текстовой
деятельности:
1. поиск информации, чтение и понимание прочитанного;
2. преобразование и интерпретация информации;
3. оценка информации.
Методики и технологии стратегий чтения и развития читательских умений:
Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О. Загашев, С.И.
ЗаирБек).
Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина).
Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова).
Методика развития информационной грамотности (О.Н. Мяэотс, О.Громова).
Стратегии чтения (Н.Н. Сметанникова).
Технология скорочтения (М.А. Зиганов).
Методика структурнологического анализа текста (Н.И. Козлов).
Методика «Быстрое чтение» (О.А. Андреев).
Методика развивающего чтения (И.И. Тихомирова).
Технология формирования информационной культуры личности(Н.В. Збаровская, Н.И.
Гендина).
Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.Соболева, Г.Г. Граник).
Общедидактические приемы работы учеников с текстом:
Ищут незнакомые слова и определяют их значение с помощью словарей и справочной литературы; Устно пересказывают текст (подробно, выборочно);
Составляют тексты разных жанров: повествование, рассуждение, описание;
Определяют ключевые слова текста;
Составляют «паспорт понятий»;
Отвечают на вопросы по тексту, находя необходимую информацию в тексте (используя
цитирование);
Формулируют вопросы к тексту;
Делят текст на части;
Составляют по тексту план (в том числе цитатный);
Восстанавливают текст;
Выделяют главную и избыточную информацию текста;
Выявляют противоречивую, недостоверную информацию;
Анализируют и осмысливают текст учебнопознавательных и учебнопрактических задач, объясняют
порядок действий, отвечая на вопросы: что нужно сделать, как будем выполнять задание; Структурируют текст, т.е восстановление, реконструкция текста или создание собственного текста с
использованием текстаисточника или нескольких текстов;
Знакомятся с различными видами таблиц и диаграмм, анализируют готовые таблицы и диаграммы,
сравнивают данные, представленные в таблицах и диаграммах, заполняют таблицы, строят простые
столбчатые диаграммы.