«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»
Оценка 4.9

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
чтение
1 кл—4 кл
11.11.2018
«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»
Обучение стратегиям чтения развивает умение взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует, то как он понимает содержание текста, и способы работы с ним. В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы.Современные реалии требуют, чтобы он владел не только суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.Все это может дать человеку ЧТЕНИЕ.
Задание _6.3.docx
«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»                                                          Работу выполнила:                                                          учитель начальных классов                                                          Петрова Т.Г. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». К. Д. Ушинский        Актуальность данной темы обусловлена принципиально новым явлением,  вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения. Речь  идет о метапредметных результатах, под которыми понимаются освоенные  обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов  способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,  так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В концепции  универсальных учебных действий наряду с другими познавательными  универсальными действиями выделены действия смыслового чтения,  связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от  коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной  информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.  Смысловое чтение ­ достаточно новое понятие в педагогике. По определению  А.А.Леонтьева, смысловое чтение ­ это восприятие графически оформленной  текстовой информации и ее переработка в личностно­смысловые установки в  соответствии с коммуникативно­познавательной задачей.      Если спросить современного школьника, умеет ли он читать, то этот  вопрос вызовет у него недоумение: кто не умеет читать?! Но читать можно по­ разному.       Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии. Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для  сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором  стратегий. Выбор в первую очередь определяется читательским видением  цели своего чтения, знаниями и опытом в области содержания текста и  умениями, опытом использования различных стратегий. Иногда читатель  использует несколько стратегий, прежде чем поймет, каким образом ему  удобнее и результативнее работать с текстом определенного типа.  Для того что бы ребёнок любил книги, любил читать, повышал технику чтения необходимы определённые педагогические условия. Каждому учителю хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика,   были   нацелены   на   то,   чтобы   продвигать   его   в,   умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе, что в свою очередь, влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать новые технологии:   нестандартные   приёмы,   которые   помогают   развивать   интерес учащихся   к   чтению,   поиску   ответов   на   возникающие   вопросы.   Другими словами,   стремятся   разбудить   познавательную   активность,   научить самостоятельному поиску знаний.       Как сделать урок чтения живым интересным и полезным? Как сохранить  тот интерес, с которым маленький человек идет первый раз в школу? Как  сделать процесс обучения таким, чтобы ученик ежедневно, выходя из стен  школы, мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного?    Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества  ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать  умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться  позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности  младших школьников, является технология развития критического мышления.    Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря   иначе,   эта   технология   способствует   реализации  компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.     Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках   литературного   чтения,   ее   применение   позволяет   оживить   урок, сделать   его   увлекательным   и   эмоциональным.   Развиваются   познавательные способности   и   познавательные   процессы   личности:   разные   виды   памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие   критического   мышления   направлено   на   удовлетворение потребностей   личности   в   уважении,   самоутверждении,   общении,   игре   и творчестве.         Особенностью   данной   педагогической   технологии   является   то,   что учащийся   в   процессе   обучения   сам   конструирует   этот   процесс,   исходя   из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии   ориентировано   на   развитие   навыков   вдумчивой   работы   с информацией. Данная   технология   предполагает   использование   на   уроке   трех   этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.  1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.  2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок   под   руководством   учителя   и   с   помощью   своих   товарищей ответит   на   вопросы,   которые   сам   поставил   перед   собой   на   первой стадии (что хочу знать).  3   этап   —   «Рефлексия»  (размышление).   Размышление   и   обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Приемы развития критического мышления на уроках в начальной  школе Вот   несколько   приемов   развития   критического   мышления   которые   я использую на уроках чтения:  чтение с остановками;  прием «Верите ли вы, что…»;  мозговой штурм;  таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;  работа с вопросниками;  написание творческих работ; Интересный прием — «чтение с остановками» Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента   ученики   высказывают   предположения   о   дальнейшем   развитии сюжета.     Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке   зрения   другого   человека   и   спокойного   отказа   от   своей,   если   она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…» Класс   делится   на   две   команды.   Одна   команда   высказывает   фантазийные предположения, а другая анализирует их. Другой прием — «Работа с вопросником» Этот   прием   можно   применять   при   введении   нового   материала   на   этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту,   на   которые   они   должны   найти   ответы.   Причем   вопросы   и   ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно   проводится   фронтальная   проверка   точности   и   правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Прием «Знаю, узнал, хочу узнать» К   этому   приему   можно   обращаться   как   на   стадии   объяснения   нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его  произведениях, что узнали нового какие  его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа   «Хочу   узнать»   дает   повод   к   поиску   новой   информации,   работе   с дополнительной литературой. Прием «Мозговой штурм» Этот   прием   позволяет   не   только   активизировать   младших   школьников   и помогает   разрешить   проблему,   но   также   и   формирует   нестандартное мышление.   Такая   методика   не   ставит   ребенка   в   рамки   правильных   и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.  Прием «Уголки» Его можно использовать  на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого­либо произведения. Класс делится на две   группы.   Одна   группа   готовит   доказательства,   используя   текст   и   свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. Прием «Написание творческих работ» Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например,   детям   предлагается   написать   продолжение   понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа   выполняется   детьми,   в   зависимости   от   их   уровня   развития,   все   с удовольствием делают эту работу. Применение   данных   приемов   критического   мышления   на   уроках   чтения   в начальной   школе   позволяет   получить   очень   хороший   результат,   поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти   и   восприятия.   Письменное   фиксирование   информации   позволяет лучше запоминать  изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно   не   столько техника   чтения,   сколько   умение   эффективно   работать   с текстом: понимать его, анализировать, использовать.         Работая   с   текстом   таким   образом,   дети   могут   выделить   нужную   информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.      Наблюдая за учениками во время чтения, вижу, как горят их глаза  желанием дочитать, понять, решить вопросы, возникшие после чтения,  отстоять свою точку зрения и послушать соседа по парте. Все это, на мой  взгляд, и является основными признаками качественного вдумчивого чтения.         Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры  обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает  содержание текста, и способы работы с ним.         В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен  быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только  владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в  разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая  личность должна обладать инструментом для самообразования,  самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы,  рассуждать. Все это может дать человеку Чтение.

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»

«Стратегии смыслового чтения и работы с информацией.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018