Именно социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог должны найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, педагога-психолога на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб, заявлений родителей, а далее, изучив обоснованность этих источников, выявить причины указанных нарушений.
Стратегия, ориентированная на социальное
окружение.
Профилактическая работа в семье.
Стратегия, ориентированная на социальное окружение, предполагает
профилактику и коррекцию средовых факторов (предпосылок)
развития асоциального поведения.
Основными «мишенями» воздействия являются:
1)семя,
2)школьный социум,
3)неформальная среда (неформальные группы, объединения,
сообщества).
Профилактическая работа в семье
Работа с семьей решает задачи:
–коррекции детско-родительских отношений, обеспечивающих
возможность реализации семьей своих функции и удовлетворения
потребностей ребенка (в принятии и любви, автономии и
инициативности, поддержании самооценки и чувства значимости,
совместном интересном досуге);
–оздоровления угрожающей для здоровья и психофизического
благополучия ребенка семейной обстановки, изъятия детей и
подростков, лишившихся родительского попечения, из экстремальной
ситуации.
Методы работы:
–Психологическое просвещение родителей. Проводится на
родительских собраниях и на лекциях сотрудников служб психолого-
педагогической поддержки. Основное содержание просвещения:
возрастные особенности детей, психологические механизмы
воспитания, возрастные задачи развития, кризисы возрастного
развития детей и роль семьи в их успешном преодолении.
–Психолого-педагогическое консультирование семей в учреждениях
образования, социальной помощи. Включает в себя анализ
индивидуальных историй развития семей, психодиагностику и
индивидуальные рекомендации.
–Тренинг родительской компетентности. Современная и интенсивная
форма работы с семьями, предполагающая интерактивную работу вгруппе по развитию навыков поведения в различных ситуациях детско-
родительских отношений, освоению навыков эффективного
воспитания, профилактике кризисных явлений.
–Семейный (детско-родительский) тренинг предполагает
осуществление на добровольной основе коррекции аномальных стилей
воспитания, разрешение существующих конфликтов, восстановление
позитивных связей и отношений между родителями и детьми.
–Семейные клубы и иные форма неформального полифункционального
разновозрастного объединения родителей и детей, создаваемые на
добровольной основе для осуществления различных видов
деятельности (в первую очередь досуговой), обеспечивающих
интенсивные социальные контакты, ролевое взаимодействие всех
субъектов деятельности, укрепление межпоколенных связей и
способствующих успешной социализации детей, формированию у них
социальной компетентности и включенности в систему внутрисемейных
отношений.