Стресс, причины его возникновения, механизмы действия и его влияние на здоровье людей»
Оценка 4.9

Стресс, причины его возникновения, механизмы действия и его влияние на здоровье людей»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
биология
8 кл—11 кл
23.01.2022
Стресс, причины  его возникновения, механизмы действия и  его влияние на здоровье людей»
Реферат содержит информацию о стрессе, причинах, его вызывающих, механизмах, влиянии стресса на здоровье человека.
реферат о стрессе.doc

Надпись:  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2»
г. Ковдор, Мурманская область





Реферат
на тему «Стресс, причины  его возникновения, механизмы действия и  его влияние на здоровье людей»





                                       Выполнила:
                                                   Ученица  8 класса 
                                                   Маринец Карина


                                            Руководитель:
                                                    Учитель биологии 
                                                                         Кашкарова Тамара Ивановна






г. Ковдор
2021 год




                                                  Оглавление
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оглавление

Разделы

Страницы

 

1

 

2

 

Введение

 

Основная часть:

 

Глава 1. Стресс, причины возникновения, взгляды на теорию стресса

1.1.Понятие о стрессе

1.2. Причины возникновения и механизмы действия стресса

1.3.Некоторые взгляды на теорию стресса

 

Глава 2. Системность стресса, поведение при стрессе, его влияние на здоровье человека

2.1. Системность стресса

2.2. Поведение при стрессе

2.3. Влияние стресса на жизнь и здоровье человека

 

3

 

4-12

 

4-8

 

4-5

5-6

 

7-8

 

8-12

 

8-9

9-11

11-13

3

Исследования. Выводы

13-15

4

Заключение

15-16

5

Список литературы

16

6

Приложение

Приложение №1. Термины

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Введение

Объект исследования:  жители г. Ковдор.

Предмет исследования:

мнение жителей города о стрессе и его влиянии на здоровье человека.

  Цель моего исследования:

  1. Выяснить, что знает население нашего города о стрессе и его причинах, выявить проблемы, связанные со стрессовыми состояниями.
  2. Выявить методы, которыми  пользуются жителями города для снятия стресса.

Задачи я поставила следующие:

1.       Изучить различную литературу, содержащую информацию о стрессе, его причинах, механизмах  и его влиянии на здоровье человека. Узнать о разных взглядах на природу стресса.

2.       Провести анкетирование и социологический опрос населения г. Ковдор.

3.       Проанализировать данные анкетирования и опроса.

4.       .Проанализировать результаты исследования. Сделать выводы

       Методы:

  1. Анкетирование.
  2. Социологический опрос.
  3. Анализ полученных результатов.
  4. Обобщение полученных результатов.

Актуальность

         Биология и экология меня интересуют с самого детства. Среди школьных предметов  эти предметы самые любимые, а иначе и не может быть, ведь знания, получаемые на биологии и экологии, применимы в нашей жизни всегда: повсеместно, ежечасно и ежедневно. Эти науки весьма интересны, они позволяют понять разнообразие организмов на Земле, их приспособленность к среде обитания, их влияние друг на друга и на окружающую среду. Проблема стресса тоже относится к биологии и экологии. Но одних биологических и экологических знаний для понимания этой проблемы недостаточно, поэтому необходимы и психологические знания. Меня заинтересовала проблема стресса,  я решила поработать с литературой, узнать, что представляет собой стресс, как он возникает, какое он оказывает влияние на человека, как люди относятся к проблеме стресса. Обобщив всю изученную информацию, я решила написать реферат по теме «Стресс, причины его возникновения, механизмы действия и влияние на здоровье людей».

         В современном обществе проблема стресса наиболее актуальна, каждый из нас переживает стресс, кто-то больше, кто-то меньше, кто-то чаще, кто-то реже. Поэтому не мешало бы каждому человеку знать о природе стресса, его значении в нашей жизни.

         На нас ежедневно обрушивается огромный поток информации, в большей степени негативной, криминальной, а это порождает информационный стресс. Сам жизнь преподносит самые разнообразные сюрпризы: приятные и неприятные, а их надо пережить и преодолеть. В условиях всемирного экономического кризиса стресс испытывают все, потому что он коснулся каким либо образом каждого из нас. Высокий темп жизни, перевод времени, низкого качества вода и пища, плохая экология, сильная инфляция, неуверенность в завтрашнем дне – все это факторы, вызывающие стрессовую реакцию организма. Учеными доказано, что стресс влияет на состояние организма и здоровье человека. Я попыталась разобраться в этом вопросе, определила для себя круг вопросов, над которыми хотела бы поработать. Прежде всего, меня заинтересовала этимология слова, каковы взгляды разных ученых на проблему стресса, почему стресс возникает, как он действует, как мы ведем себя в стрессовой ситуации, чем регулируется возникновение и затухание стресса. Не менее интересным для меня было понимание составных компонентов стресса, его адаптивности и универсальности. Таковы задачи моего исследования. А цель я поставила перед собой такую: Изучив информацию по интересующему меня вопросу, обобщить ее, выступить перед одноклассниками и учащимися старшего звена школы с лекцией, в которой осветить проблему стресса. Довести до сведения слушателей  то, что стресс в нашей жизни необходим,  что он играет защитную роль. Если каждый будет знать сущность стресса, то может умело справиться с тяжелой жизненной ситуацией без ущерба для собственного здоровья. Думаю, что мой реферат будет полезен всем, кто заботится о своем здоровье и  хорошем психологическом состоянии, он как руководство к действию в определенных ситуациях.

 

Глава 1. Стресс, причины его возникновения, взгляды на теорию стресса.

1. 1 Понятие о стрессе

        Каждый из нас слышал это короткое и волнующее слово: стресс. Оно давно перешло со страниц различных изданий в нашу речь. Правда, в жизни используются самые различные понятия этого слова. Канадский ученый Ганс Селье, основатель теории стресса в своей книге «Стресс без дистресса», вышедшей в 1979 году на русском языке, писал: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс…».. [7, с. 185]

        В переводе с английского языка стресс – это давление, нажим, напряжение. Дистресс же означает – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Ганса Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, становится причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, но их стрессовое действие -неспецифическое требование приспособления к новой ситуации может быть одинаковым. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт, сообщение может вызвать стресс, т.е стать стрессором. Взволнует ли человека или оставит равнодушным  та или иная ситуация, выступит ли причиной стресса, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, уверенности в себе. Одни и те же ситуации могут по-разному воздействовать на человека и в силу его психологических особенностей. Значит, само возникновение, переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется. К понятию и состоянию стресса близко понятие фрустрация, что в переводе с французского означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, гнев, отчаяние, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Люди по - разному реагируют на помехи.  Одни активно обвиняют других людей, возмущаются, требуют. Другие видят причины своих неприятностей в стечении обстоятельств, третьи принимают вину на себя, считают, что во всех неудачах виноваты сами. Четвертые же пытаются увидеть положительные моменты  в создавшейся ситуации.

       Стресс сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Еще первобытный человек замечал, что страх, пребывание на сильной жаре или холоде, изнеможение после тяжелого труда, какое-либо заболевание имеют нечто общее. Ситуация всегда развивалась похожим образом: сначала он ощущал трудность, затем на какое-то время ему становилось легче, но потом он чувствовал, что больше не в состоянии это вынести.

       Французский физиолог Клод Бернар впервые четко указал, что внутренняя среда организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях внешней среды. Он понял, что « именно постоянство внутренней среды служит условием свободной и независимой жизни». Чтобы поддерживать нормальную жизнедеятельность, ничто внутри человека не должно отклоняться от нормы. Если это случится, то он заболеет или умрет. Это явление в наше время называется гомеостазом. Стремление сохранить гомеостаз является основой функционирования организма. В случае травмы, психического потрясения, какой-либо инфекции возникают приспособительные реакции, направленные на поддержание гомеостаза. К таким реакциям относятся:  слабость, подавленность, потеря аппетита, температура. При различных воздействиях во внутренних органах возникают сходные изменения:

·        Увеличение надпочечников;

·        Атрофия вилочковой железы:

·        Изменения в лимфатических узлах;

·        Возникновение язвы в желудке.

Эта реакция была описана Гансом Селье как синдром биологического стресса или общий адаптационный синдром.  [4, с. 8]

 

1.2  Причины возникновения и механизмы

                            действия    стресса

 

       Стресс это не просто нервное напряжение и не всегда это результат повреждения. Любая деятельность может вызвать значительный стресс, не причинив при этом никакого вреда. Деятельность, связанная со стрессом может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен. Синдром биологического стресса состоит из трех фаз:

1.     реакция тревоги;

2.     фаза сопротивления;

3.     фаза истощения.

       Наличие трех фаз развития синдрома показывает, возможность организма сопротивляться стрессогенным факторам не беспредельна. После первоначальной реакции тревоги организм приспосабливается и оказывает сопротивление, причем продолжительность второй фазы зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы стрессогенного фактора. Затем наступает истощение. Большую роль в формировании трех фаз играют гормоны. В поддержании гомеостаза участвует гипоталамус, гипофиз, кора надпочечников. Стрессогенный фактор возбуждает гипоталамус, который посредством норадреналина участвует в нейрохимической передаче нервных импульсов в синаптической цепи. Он дает сигнал гипофизу, который в свою очередь выделяет в кровь гормон, под влиянием которого кора надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к атрофии вилочковой железы и лимфатических узлов, торможению воспалительных процессов, появлению язвочек в желудочно-кишечном тракте и продуцированию сахара. Один и тот же раздражитель может привести к различным поражениям у разных людей. Это объясняется тем, что ряд факторов может избирательно усиливать или тормозить проявления стресса. Особенности индивидуальной реакции на стресс обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. К ним относятся: генетическая предрасположенность, возраст, пол, диета, прием гормонов и лекарств. Под их влиянием нормальная, хорошо переносимая степень стресса может оказаться болезнетворной и привести к «болезням адаптации», избирательно поражающим определенную область тела. Каждый раздражитель обладает и стрессорным и специфическим действием, типичным для каждого конкретного вида воздействий. Ответ организма зависит не только от действий раздражителей, но и от реактивности организма, которая меняется в зависимости от внешних и внутренних условий. . [3, с. 24]

Так как все стрессоры обладают тем и другим действием, они не могут всегда вызывать одинаковые ответы. Даже один и тот же раздражитель действует неодинаково на разных людей: каждый человек индивидуален и неповторим по внешним и внутренним данным, Это и является причиной различной человеческой реактивности. Стресс бывает психическим, эмоциональным, социальным. Страх, беспокойство, досада, печаль, радость вызывают психический  и эмоциональный стресс. Социальный стресс возникает при неудовлетворенных потребностях человека как общественного существа. Стресс может быть вызван одиночеством и перенаселенностью. Социальные факторы действуют постоянно и стресс, который ими вызываемый. Тоже постоянный. При стрессовой ситуации «рвется слабое звено», то есть заболевает тот орган, который в течение жизни «износился» в большей мере или в котором наблюдалось наследственное поражение. При любой болезни имеет место стресс, но не всегда он усугубляет картину заболевания. Бывает, что стресс оказывает положительное воздействие на течение жизни. Такие виды стресса как психотерапия, шоковая терапия, физиотерапия применяют в медицине для лечения многих заболеваний. Хронический стресс приводит к возникновению гипертонии, сердечным приступам, психозам, неврозам, язвам. [2, с.48]. Рост сердечно-сосудистых и нервных заболеваний связан с возросшими эмоциональными перегрузками, с увеличением стрессорных воздействий. Основой для понимания причин возникновения неврогенных заболеваний является учение И.П. Павлова об экспериментальных неврозах. Патологический процесс возникает в результате истощения всех защитных резервов организма, которые используются в процессе развития стресс- реакции. Существуют разные взгляды на теорию стресса.

 

1.3. Некоторые взгляды на теорию стресса.

    

        Ф.З. Меерсон (1986 – 1988) определяет стресс как стандартную реакцию организма на любой новый фактор окружающей среды, которая выражается в активизации гипофизарно – адреналиновой и адренергетической систем организма и является необходимым звеном более сложного процесса адаптации.

         А.В.Вальдман (1970) относит к стрессам только такие реакции, для которых характерно перенапряжение  психологических и адаптивных процессов.

         Р.Лазарус (1970) различает понятия неспецифического и психологического стресса, представляющих опасность для человека и вызывающих стремление преодолеть угрожающую ситуацию, избавиться от опасности. При этом первостепенное значение отводится сознательным оценкам ситуации, возможности ее преодоления, сохранения благополучного положения, а также успешности действий  в преодолении ситуации. Эта система представляется продуктивной.

       Т.Сох (1978) предлагает рассматривать стресс как часть динамической системы взаимодействия личности с окружающей средой при осознании человеком трудности выполнения представляемых требований или их несоответствия имеющимся возможностям. При этом основные физиологические реакции определяются психологическим воздействием стрессора на личность. Воздействия на процессы восприятия ситуации являются мощным средством управления реакциями человека  в стрессорных условиях.

        Б.М.Федоров (1979) рассматривает стресс как общую реакцию напряжения, возникающую в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. При этом в зависимости от характера, силы, продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной ситуации стресса, исходного состояния организма и его функциональных резервов, течение ответной реакции варьирует.

       Г.И. Коситский (1987), обсуждая проблему стресса человека, отмечает, что для достижения намеченных целей обычно необходим ряд условий, а именно: полезная информация, энергия, время. Дефицит необходимой информации, недостаток энергии или времени вызывают состояние напряжения. Оно сопровождается сначала мобилизацией возможностей организма, повышением внимания и возрастанием активности. Затем отрицательными эмоциями разного типа. Следующий этап – возникновения невроза. Г.И.Коситский предложил характеризовать последовательность изменений состояний человека при нарастающих стрессах четырьмя степенями напряжения.

        Первая степень напряжения характеризуется мобилизацией адаптационных возможностей, ростом внимания и активности, повышением умственной и физической работоспособности.

        Для второй степени напряжения характерны стенические отрицательные эмоции, дальнейшее возбуждение ЦНС, предельное повышение функций, обеспечивающих взаимодействие человека с окружающей средой, повышается артериальное давление, кровоснабжение головного мозга, мышцы сердца и скелетных мышц.

        Для третьей степени напряжения в стрессовых ситуациях характерны астенические реакции, снижение физической и умственной работоспособности, повышение артериального давления, нередко спазмы сосудов, в ряде случаев замедление ритма и ослабление работы сердца, дисфункция вегетативной нервной системы вплоть до появления глубоких расстройств.

        Четвертая степень изменений характеризуется неврозами, нарушением взаимодействий процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга с появлением парадоксальных фаз, дальнейшее расстройство двигательной активности.

         Для профилактики повреждающего действия стресса на организм человека первостепенное значение имеет благоприятная психологическая среда в семье, на работе, здоровый образ жизни с обязательным включением занятий любительским спортом. Кроме того, желательно свести к минимуму вредное воздействие на организм  неблагоприятных экологических факторов. Особое значение имеет тренировка организма: речь идет о физическом закаливании и, что еще более важно для предотвращения негативных последствий стресса, овладение приемами аутотренинга и развитие воли личности. Именно эти факторы будут способствовать повышению резистентности организма человека в условиях стресса. [1, с. 10]

 

Глава 2. Системность стресса, поведение при стрессе, его влияние на здоровье человека.

 

2.1. Системность стресса.

 

Системность означает, что при стрессе изменяется активность организма. Живой организм реагирует на внешнее воздействие как единое целое. Выделяют четыре основных  функциональных компонента стресса: эндокринный, висцеральный, иммунный и поведенческий.

Эндокринный компонент. В стрессорной реакции участвует гормон адреналин, он выделяется в тех случаях, когда мы испытываем боль, ярость, страх. Адреналин и норадреналин первыми выбрасываются в кровь. Одновременно выделяется гормон гипоталамуса – кортикотропин – рилизинг, который стимулирует выделение кортизола – гормона гипофиза. Под влиянием, которого происходит разнообразный обмен веществ, что способствует приспособлению организма к новому режиму функционирования. В формировании ответа организма на стресс участвуют и другие гормоны: вазопрессин и окситоцин, пролактин и ангиотензин. Вызванная стрессом активация системы гормонов изменяет деятельность других эндокринных систем.

Висцеральный компонент стресса (реакция внутренних органов) связан с эндокринным компонентом, Регуляция давления крови обеспечивается гормональными и нервными механизмами. При ранении и кровопотере происходит перераспределение тока крови. Сосуды, лежащие у поверхности тела сужаются. При падении кровяного давления активизируются механизмы, перераспределяющие кровь внутри организма. Для выживания организма необходимо определенное давление  в кровеносной системе, иначе кровь перестанет течь, прекратится снабжение органов кислородом и глюкозой, а кислородное голодание вызывает потерю сознания и смерть. При стрессе происходят изменения в работе сердца и сосудов, изменяется частота и глубина дыхания, интенсивность потоотделения, меняется сопротивление кожи.

Иммунный компонент стресса связан с эндокринным и висцеральным компонентами. При проникновении в организм чужеродных веществ возникает иммунная реакция – воспаление. Вещества, выделяемые клетками иммунной системы, активируют систему гормонов КРГ-АКТГ-ГК, и они подавляют иммунную реакцию (Смотреть приложение №1). На иммунный компонент влияет и эмоциональное состояние организма.

Поведенческий компонент. Человек находится в условиях постоянного психологического и социального давления, к которому он постоянно приспосабливается. Изменения в поведении позволяют организму приспособиться к изменившимся условиям среды обитания. Поведение при стрессе – определяющий фактор выживания и благополучия современного человека.

Таким образом,  все компоненты стресса взаимосвязаны, их отношения очень сложны, действие одного компонента вызывает изменение других компонентов, а все компоненты вместе участвуют в формировании неспецифической адаптивной реакции организма. [5, с. 14]

 

Глава 2.2. Поведение при стрессе.

 

        Изменения в среде вызывают определенную потребность, для удовлетворения которой человек либо попытается возвратить среду к прежнему состоянию, либо приспособится к новым условиям существования. Для этого нужна мотивация – механизм, активирующий память о способах удовлетворения определенной потребности. В памяти находится много программ действия, каждая из которых эффективна для конкретного изменения среды. При этом собирается информация, которая позволяет характеризовать новую ситуацию, новые условия существования как знакомые. Знакомой ситуацией считается та ситуация, в которой организм успешно действовал, удовлетворял потребности. Человек извлекает из памяти образ, который соответствует текущей ситуации и при этом включается один из комплексов  действий для решения возникшей проблемы. Универсальной формой поведения при стрессе является смещенная активность. Понятие «смещенная активность» ввел Николас Тинберген. Если возникшая ситуация содержит значительный элемент новизны и ни один из имеющихся комплексов действия не подходит, а актуальная потребность приводит к напряжению  мотивации и требует разрядки. И если ключевой стимул не найден, то энергия мотивации находит выход в поведении, не соответствующей текущей мотивации – это и есть смещенная активность. Возникает смещенная активность в тех случаях, когда не найден ключевой стимул, когда человек не знает как ему поступить, когда происходит столкновение мотиваций и ни одна не может стать доминирующей.

Признаками смещенной активности являются:

·        отсутствие биологической целесообразности (когда поведение не удовлетворяет актуальную потребность;

·        возникновение смещенной активности в отсутствии ключевых стимулов для данной ситуации;

·        использование готовых комплексов действий.

Если в поведении человека проявляются эти три признака, то это означает, что он в данный момент испытывает стресс. Смещенная активность проявляется в разных формах, например: мозаичная активность, переадресованное поведение, собственно смещенная активность.

         Мозаичным называется поведение, состоящее из фрагментов различных комплексов действий. Оно характерно для тех случаев, когда человек застигнут врасплох, при сдаче экзаменов, при выполнении контрольных работ. Он не знает как себя вести.  Такое поведение  характеризуется хаотичностью движений, спутанностью мышления и речи и объясняется волнением человека.

         Переадресованное поведение – это социальное поведение, при котором какая либо форма поведения не реализуется в контакте с одним человеком, но она  обязательно осуществится  в контакте с другим человеком. Оно проявляется как оборонительное поведение, выражается обычно в ударах кулаком по столу,  по стене,  криках на подчиненных, избиении животных.

         Собственно смещенная активность выражается в различных формах агрессивного поведения, явно неадекватных для удовлетворения текущей потребности. Это может быть убийство, насилие над другим человеком, выполнение какой либо привычной работы, неумеренность в еде. Поведенческие реакции могут представлять реакции «борьбы и бегства», реакции «затаивания» или «демонстрации активной стратегии поведения». Например: человек попадает в  общество, в котором он чувствует себя неуверенно, один себя поведет демонстративно, нагло, а другой попытается занять место, чтобы его не замечали, не тревожили разговорами.

         Существует и аллогруминг (дружелюбное поведение), он укрепляет взаимную привязанность представителей социума.  Происходит это благодаря эндорфинам - стрессовым гормонам, вызывающим эйфорическое состояние, снижающим уровень тревоги и ослабляющим стрессорную реакцию.  Например, взрослый погладит ребенка по голове, по плечу, показывая тем самым расположение к нему, или один прохожий улыбнется другому. Очень часто люди улыбаются, глядя на забавного малыша,  их сердце наполняется умилением. [6, с. 5-10]

 

2.3. Влияние стресса на жизнь и здоровье человека

 

Стресс имеет большое значение для человеческого организма. Его последствия могут продолжаться и тогда, когда стрессогенный фактор прекратил свое непосредственное воздействие. Они не только могут привести к заболеванию и гибели, но и наоборот, закаливают организм, повышают его приспособляемость к непривычным для субъекта условиям существования.  Стресс предназначен для сохранения организма. При стрессе одновременно происходят два процесса: активируются защитные механизмы и угнетается деятельность тех систем, которые непосредственно не связаны со срочным обеспечением выживания. Активизируется работа сердечно-сосудистой системы, мобилизуются энергетические ресурсы, происходит перераспределение крови в организме. Повышается содержание глюкозы в крови, усиливается ее поступление в мозг, подготавливается строительный материал для регенерации тканей. Одновременно тормозятся процессы роста, размножения, пищеварения. Существует масса неблагоприятных последствий стресса, например, ослабляется моторика кишечника, уменьшается выделение пищеварительных ферментов, ослабляются процессы всасывания веществ в кишечнике. Если стрессорное состояние продолжается длительное время, то возникают расстройства пищеварительной системы, в том числе язва желудка или кишечника, гастрит, колит. Регулярное напряжение сердечно- сосудистой системы приводят к болезням сосудов и сердечной мышцы, развиваются болезни обмена веществ: углеводного, белкового, жирового, минерального. Если стресс привел к болезни, это означает, что воздействие было слишком длительным или чрезмерно сильным.  Но надо четко понимать, что вред здоровью приносит не стрессорная реакция, а неблагоприятные условия существования, избежать которых не удалось к тому времени, когда защитные ресурсы организма оказались исчерпаны. Поэтому безосновательны ссылки на стресс как первопричину различных расстройств, недомоганий и заболеваний. Серьезную угрозу организму могут представлять непредсказуемые, внезапные события, например: известие о смерти близкого человека или какая-нибудь катастрофа, природный катаклизм. Умеренные  по силе стрессы только полезны. Следует обратить внимание и на информационный стресс,  вызванный огромным потоком информации разного вида и характера, с которыми некоторые люди не справляются. У них возникают стрессовые реакции и заболевания как результат стрессов. Чаще, чем нам бы хотелось, у людей возникает эмоциональный стресс. Реакции эмоционального стресса негативны для человека. Они связаны с длительным отсутствием условий самореализации человека. Это касается возможности удовлетворения биологических потребностей: потребностей в пище, жилище, одежде, создании семьи и т.д. Аналогичен эмоциональный стресс при долгом отсутствии удовлетворения социальных запросов личности человека: затруднением принятия решений, несоответствия реальных результатов ожидаемым, конфликтными ситуациями. Эти отрицательные реакции обладают длительными последствиями и могут накапливаться. Поэтому возникает застойное возбуждение, которое вызывает повышение активности головного мозга и распространяется на сомато – висцеральные функции – функционирование внутренних органов.

        Любой стресс оказывает влияние на эффективность деятельности. У человека, который постоянно находится « на взводе», понижается работоспособность, качество выполняемой работы, могут нарушаться сложные координационные движения. С другой стороны, в условиях длительного многосуточного напряжения улучшаются простые сенсомоторные реакции,  время реакции на аварийный сигнал.

        Стресс по – разному влияет на познавательные процессы. С одной стороны, чувствительность органов чувств растет, улучшается способность к распознаванию сигнала, расширяется поле зрения. С другой стороны, нарушаются более сложные функции, учащаются случаи ошибок памяти, появляются навязчивые мысли, болезненное фантазирование.

 

3.Исследования.  Выводы.

 

3.1.  Что знает о стрессе население села.

Я провела анкетирование среди учащихся школы и  взрослого населения нашего города  по следующим вопросам:

1.  Слышали ли вы о стрессе?

                Да; нет;

2. Знаете ли вы, что такое стресс?

Да; Нет.

3. Известны ли вам причины стресса?

Да; Нет.

4.Можете ли дать определение стресса?

Да; Нет.

5. Вы стрессоустойчивы?

Да; Нет.

6. Можете ли вы  взять себя в руки в стрессовой ситуации?

        Да;  Нет.

7. Нужен ли стресс в нашей жизни?

       Да;  Нет.

 8. Влияет ли стресс на наше здоровье?

       Да; Нет.

9. Какие вы применяете способы снятия стресса?

10. Знаете ли вы, что без стресса человек не смог бы жить;

              Да; Нет.

11. Придерживаетесь ли вы мнения, что со стрессом надо бороться?

              Да; Нет.

12. Знаете ли вы,  на какие системы органов влияет затянувшийся стресс?

             Да; Нет.

13. Из каких источников узнаете о стрессе?

Выяснилось, что все 100% опрошенных респондентов слышали о стрессе.

 Что такое стресс знают 80%, 20% затрудняются сказать точно.

Причины известны всем, это конфликты  в семье, на работе, неприятности в жизни, ссора с любимым человеком, невезение в делах,  непонимание близких и т.д.

Определение стресса, близкое к правильному,  смогли дать только 20%, остальные называли стрессом в основном причины его вызывающие.

Считают себя стрессоустойчивыми 40%, остальные не считают себя таковыми.

Взять себя в руки  в стрессовых ситуациях могут 50%, остальным необходима посторонняя поддержка в такой ситуации.

70% считают, что стресс не нужен, 30 % считают, что стресс нужен, если уж он в природе существует и для того, чтобы жизнь не казалась пресной.

100% анкетируемых считают, что стресс сильно влияет на наше здоровье.

Способы снятия стресса у жителей разные: Большая часть снимает с помощью алкогольных напитков (80%), другие предпочитают вкусно поесть, другие считают, что лучшее средство – это сон, прогулка, общение с животными или друзьями, некоторые считают, что от любых стрессовых состояний хорошо помогают лекарства-депрессанты.

45% знают, что без стресса жить нельзя, это своего рода стимулятор, остальные считают, что стрессы не нужны и чтобы их никогда не было.

Со стрессом бороться не нужно считают 70%. 30% считают, что его просто надо снимать разными средствами.

Все опрошенные знают, что длительный стресс негативно воздействует на нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную и другие системы.

Вывод:

Проанализировав данные анкет и социологического опроса населения г. Ковдора,  я отметила положительные стороны знания этого вопроса:  Все люди имеют представление о стрессе, могут назвать причины, но не знают взглядов ученых на природу стресса, не знают и о механизмах действия. Не все люди знают конкретно, что такое стресс и не могут дать определение стресса.

Стрессоустойчивыми себя считают не все люди, не каждый умеет себя правильно вести в стрессовой ситуации. Почти половина опрошенных правильно представляют, что стресс нужен, что это защитная реакция организма. Все люди осознают, что длительный стресс влияет на здоровье человека, подрывает силы организма. Способы снятия стресса  разные, но преобладающим способом является употребление алкоголя в разных дозах. Хорошо, что есть люди, которые решают этот вопрос более полезными средствами. О стрессе люди узнают из книг, газет, журналов, телевизионных передач, Интернет – сети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Стресс имеет огромное влияние на организм человека, часто определяет само течение жизни и ее сохранность. Он возникает в результате действия на организм стрессогенных факторов, которые могут быть биологическими, информационными и вызывать изменения во всех органах и системах организма человека.

         Стресс может быть благоприятным и использоваться в терапевтических целях и неблагоприятным, болезнетворным. Длительный сильный и хронический стресс может вызвать даже смерть человека. К такому выводу пришли все ученые, занимавшиеся проблемой стресса. Но, несмотря на то, что стресс сопровождает жизнь на протяжении всей истории ее существования, а также на то, что стрессом занимались длительное время множество ученых разных стран, в проблеме стресса осталось много неизученного. Жизнь очень сложна, ее загадки – загадки Вселенной, а стресс – только малая, но очень сложная для понимания тайна Природы, разгадать и понять которую человек может и должен. В наше время проблема стресса чрезвычайно актуальна.

        Работая с различной литературой по теме, читая и анализируя ее, пытаясь понять проблему стресса, я узнала много нового и интересного. На этом моя работа не заканчивается, я буду изучать этот вопрос и дальше, думаю, что узнаю еще немало удивительных сведений  о  проблеме стресса. Помимо работы с литературой я провела мини-исследование среди жителей города. Я составила анкету, сделала опрос, чтобы узнать, что знают люди разного возраста о стрессе и его влиянии на человека. Оказалось, что слышали о стрессе все, но имеют о нем смутное представление. Многие  считают, что влияние стресса только негативное, многих удивило, что стресс- это адаптивная реакция организма. Люди не знают, какие существуют формы поведения, затрудняются ответить, к какому типу они относятся при реагировании на возникающие препятствия и помехи. Я решила, что после детального знакомства с этой темой смогу  поделиться с людьми полученной информацией,  не ограничиваясь рамками школы. Те цели и задачи, которые я ставила перед собой, считаю решенными. Я узнала, что такое стресс, что он имеет адаптивную направленность. Мне стали понятны механизмы действия и причины его возникновения. Я познакомилась с компонентами стресса, узнала, что разные ученые имеют разный взгляд на проблему стресса, но какими бы разными они не были, суть остается одна, что стресс – это реакция организма на какие-либо факторы среды, благодаря которой организм приспосабливается к условиям жизни. Стресс в одних случаях ведет к напряжению, в других к активизации деятельности и мобилизации сил организма. Мы не можем жить без стресса. По словам Ганса Селье «Полная свобода от стресса означает смерть». Стресс является системной адаптивной реакцией, которая помогает справиться с неблагоприятными изменениями в окружающей среде и неприятностями в обществе. Проблему стресса необходимо изучать, искать пути наилучшего выхода из неприятных ситуаций, выработать рекомендации о правилах поведения при стрессе, чтобы добиться выживания и достигнуть психологического благополучия. Не надо бояться стрессов, потому что они - основа нашей приспособленности к среде обитания, к социуму. Если люди будут правильно понимать сущность стресса, то они научатся правильно руководить своим поведением и избегать неприятностей и болезней.

 

Список используемой литературы

 

1.     Васильев В.Н. Здоровье и стресс. М.,1991.

 

2.     Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности и психологии. М., 1970.

 

3.     Ганс Селье. На уровне целого организма. М., Наука, 1972.

 

4.     Ганс Селье. Стресс без дистресса. М., 1982.

 

5. Жуков Д.А. Стресс// Биология в школе -2004-№ 2.

 

6. Жуков Д.А. Поведение при стрессе// Биология в школе -2004-№7.

 

7. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., Просвещение, 1986.

 

8. Современный словарь иностранных слов. М., 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

ТЕРМИНЫ

 

Адаптационный синдром – совокупность изменений, возникающих в организме при состоянии стресса.

 

Адренокортикотропный гормон – гормон гипофиза, стимулирующий развитие коры надпочечников.

 

Атрофия – уменьшение органа или ткани, сопровождающееся нарушением или прекращением его функции.

 

Гипофиз – железа внутренней секреции, расположенная у основания головного мозга.

 

Гипоталамус – отдел промежуточного мозга, высший центр регуляции вегетативных функций, место взаимодействия нервной и эндокринной систем.

 

Гомеостаз – способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять постоянство внутренней среды организма.

 

Гормоны – биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции. Оказывают специфическое действие на органы и ткани.

 

Дисфункция – нарушение функций органов, тканей, организма в целом.

 

Норадреналин – гормон надпочечников, который наряду с адреналином участвует в реакциях адаптации организма к неблагоприятным ситуациям.

 

Патология – болезненное отклонение от нормы.

 

Реактивность организма – совокупность организма, характеризующаяся определенной скоростью и спецификой.

 

Синдром – сочетание признаков – симптомов, имеющих общий механизм возникновения.

 

Стенические реакции организма - вид невроза, сопровождающийся подавленностью, замедленностью реакции.

 

Стрессогенный фактор (стрессор) – действие, агент, вызывающий стресс.

 

 

 

 

 

 


Стресс, причины его возникновения, механизмы действия и его влияние на здоровье людей»

Стресс, причины  его возникновения, механизмы действия и  его влияние на здоровье людей»

Оглавление № Разделы

Оглавление № Разделы

Введение Объект исследования: жители г

Введение Объект исследования: жители г

Поэтому не мешало бы каждому человеку знать о природе стресса, его значении в нашей жизни

Поэтому не мешало бы каждому человеку знать о природе стресса, его значении в нашей жизни

Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации

Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации

Изменения в лимфатических узлах; ·

Изменения в лимфатических узлах; ·

Это и является причиной различной человеческой реактивности

Это и является причиной различной человеческой реактивности

Воздействия на процессы восприятия ситуации являются мощным средством управления реакциями человека в стрессорных условиях

Воздействия на процессы восприятия ситуации являются мощным средством управления реакциями человека в стрессорных условиях

Именно эти факторы будут способствовать повышению резистентности организма человека в условиях стресса

Именно эти факторы будут способствовать повышению резистентности организма человека в условиях стресса

Поведенческий компонент. Человек находится в условиях постоянного психологического и социального давления, к которому он постоянно приспосабливается

Поведенческий компонент. Человек находится в условиях постоянного психологического и социального давления, к которому он постоянно приспосабливается

Мозаичным называется поведение, состоящее из фрагментов различных комплексов действий

Мозаичным называется поведение, состоящее из фрагментов различных комплексов действий

Одновременно тормозятся процессы роста, размножения, пищеварения

Одновременно тормозятся процессы роста, размножения, пищеварения

Исследования. Выводы. 3

Исследования. Выводы. 3

Выяснилось, что все 100% опрошенных респондентов слышали о стрессе

Выяснилось, что все 100% опрошенных респондентов слышали о стрессе

Стрессоустойчивыми себя считают не все люди, не каждый умеет себя правильно вести в стрессовой ситуации

Стрессоустойчивыми себя считают не все люди, не каждый умеет себя правильно вести в стрессовой ситуации

Помимо работы с литературой я провела мини-исследование среди жителей города

Помимо работы с литературой я провела мини-исследование среди жителей города

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Приложение №1 ТЕРМИНЫ Адаптационный синдром – совокупность изменений, возникающих в организме при состоянии стресса

Приложение №1 ТЕРМИНЫ Адаптационный синдром – совокупность изменений, возникающих в организме при состоянии стресса

Стресс, причины его возникновения, механизмы действия и его влияние на здоровье людей»

Стресс, причины  его возникновения, механизмы действия и  его влияние на здоровье людей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022