Стрессоустойчивость и толерантность
Оценка 4.6

Стрессоустойчивость и толерантность

Оценка 4.6
docx
27.03.2024
Стрессоустойчивость и толерантность
стрессоуст и толерантность.docx

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

Толерантность и стрессоустойчивость……………………………………..

5

Представители и подходы…………………………………….…………….

10

Заключение………………………………………………………….……….

13

Список использованных источников……………………………….………

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях модернизации школьного образования, появления новых тенденций, которые выявили особую значимость личности педагога как активного субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя. Эта работа посвящена изучению психологического содержания педагогической толерантности и стрессоустойчивости как профессионально важных качества учителя общеобразовательной школы. Актуальность данной проблемы определяется причинами как практического, так и теоретического характера.

Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, принятие инаковости партнера по взаимодействию. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности. В современной школе роль личности педагога существенно возрастает. Проблемы, с которыми сталкивается современная школа – осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых и бедных», нетерпимость к человеку другой веры и др. – объясняют практический интерес к исследованиям в области толерантности.

Профессия учителя сложна. А профессия современного учителя - тем более. Жизнь в условиях постоянного городского и школьного стресса, усложняет профессиональную работу учителя. Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке.

Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, повышенную тревожность, ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушения трудовой дисциплины и т.п. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию учителя. Исследование факторов стресса в профессиональной деятельности преподавателей является актуальным и в аспекте социальной значимости, так как знания особенностей проявления стресса могут быть использованы в профилактике эмоционального выгорания учителей, в гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса, а именно во взаимодействии «педагог-ученик». Если же учитывать, что профессиональная деятельность учителя, помимо обучения, направлена так же на формирование адекватного мировоззрения и моральных норм учащихся, очевидно, что все вышеперечисленные факторы, непосредственно сказываются на уровне образования будущих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Толерантность и стрессоустойчивость

Толерантность — это ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Толерантность приводит к повышению устойчивости («терпимости») к некоторому неблагоприятному фактору. Социально-психологическое же понимание толерантности связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий.

Под стрессоустойчивостью понимают такой набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам.

Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущения важности своего существования; чувства независимости; способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития).

 Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. На ее проявление могут влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентричность, доброжелательность, доминантность и др.

Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах:

– безразличие.

– уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать.

– снисхождение к слабости других, сочетающиеся с некоторой долей презрения к ним.

– расширение собственного опыта и критический диалог.

На основе признаков толерантности, выделенных Л.В. Скворцовым, Д.В. Зиновьев выделяет типы толерантности.

Таблица 1 –  Типы и признаки толерантности

Типы общественного сознания

Типы толерантности

Признаки толерантности

Мифологическое

«скрытая» толерантность

«толерантность еще не осмыслена концептуально. Общество терпимо относится к специфике философского мышления, поскольку оно еще не ведет к разрушению образов мифического сознания, но в конечном итоге возникает тенденция подавления философии…»

Религиозное

«парадоксальная» толерантность

«В структуре абсолютной веры, монотеизма толерантность невозможна в принципе, поскольку она разрушает абсолютность. Но религиозные войны, основой которых являлась религиозная нетерпимость, в конечном счете, и подготовили легитимизацию толерантности…»

Секулярное

«социокультурная» толерантность

«В секулярном обществе толерантность становится реальностью в результате признания как истинных универсальных нравственных принципов. На данной основе возможно уважение к иному, принятие этнических и национальных особенностей, различий в социальных воззрениях, которые порождаются особенностями условий жизни, профессиональной деятельности, культурных традиций. Толерантность здесь – следствие высокой духовной и нравственной культуры…»

Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Со стрессовыми состояниями тесно связаны, а часто являются их причинами состояния иного типа – фрустрационные. Они возникают в случае блокады – невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Фрустрации наиболее специфичны именно для управленческой деятельности. Она сочетает в себе множество значимых целей и потребностей, планов и устремлений и ещё большее количество разного рода «барьеров» – невозможных преград и ограничений на пути их реализации.

Выделяют 4 типа стрессоустойчивости личности:

– стрессонеустойчивые личности;

– стрессотренируемые личности;

– стрессотормозные личности;

– стрессоустойчивые личности.

С ростом внутреннего локуса контроля учителя высокого уровня педагогического мастерства эффективнее справляются с трудностями (стрессорами) учебно-воспитательного процесса. В то же время у педагогов низкого уровня педагогического мастерства частые профессиональные неудачи, приводящие к повышению стресс-реакций, отрицательно сказываются на внутренней локализации контроля над значимыми событиями, что, в свою очередь, способствует выработке у них механизма противодействия стрессу по типу защитной экстернальности.

Рост самооценки в группе высокоуспешных учителей положительно связан со стрессоустойчивостью, тогда как у педагогов низкого уровня педагогического мастерства он отражает повышение степени подверженности стрессу. Личностные механизмы стрессоустойчивое у педагогов-мастеров имеют конструктивную направленность, способствующую их профессиональному росту и самореализации (истинная адаптация). А механизмы стрессоустойчивое учителей-немастеров отражают ситуативные способы преодоления стресса (перекладывание ответственности, уход от трудностей и т.п.), тормозящие их профессиональное становление и личностное развитие (псевдоадаптация).

Признаки стрессового напряжения (в свободной интерпретации):

– невозможность сосредоточиться на чем-либо/ ослабление внимания;

– слишком частые необъяснимые ошибки в работе;

– ухудшение/ослабление памяти;

– слишком частое и быстрое возникновение усталости;

– убыстренная, торопливая речь;

– довольно частые и повторяющиеся боли (голова, спина, область желудка);

– заметная повышенная возбудимость;

– работа не доставляет прежнего удовольствия даже при ее окончании, успехе и т. д.;

– потеря чувства юмора;

– постоянное ощущение недоедания;

– пропадает аппетит, вообще исчезает вкус к еде;

– невозможность вовремя закончить работу/хронические опоздания.

Причины стрессового напряжения (в свободной интерпретации):

– гораздо чаще приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что входит в должностные обязанности;

– постоянно не хватает времени;

– постоянно что-то или кто-то подгоняет, постоянная спешка;

– начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то напряжения;

– постоянно хочется спать, невозможно выспаться;

– чересчур много снов;

– почти ничего вокруг не нравится;

– дома, в семье, на учебе, на работе постоянные конфликты;

– постоянно ощущается неудовлетворенность жизнью;

– долги, с которыми невозможно расплатиться;

– появление комплекса неполноценности;

– не с кем поговорить о проблемах, да и нет особого желания;

– ощущение неуважения к себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Представители и подходы

В педагогической науке термин «толерантность» чаще всего ассоциируют с воспитательной идеей: он рассматривается через призму воспитанности, требующей самоограничений и позволяющей относиться к окружающим с позиции «на равных».

В психологии, например, в исследованиях Г. Оллпорта, «толерантность» — категория, раскрывающая личностную характеристику человека, объединяющая знание себя, ответственность, чувство комического, автономность, эмпатийность.

А.Г. Асмолов выделяет основные пересекающиеся значения понятия «толерантность»: устойчивость, терпимость, допустимость. Этих же взглядов придерживается В.А. Петровский, обозначающий толерантность как: «...терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможность первоначальной негативной оценки вкусов, стиля поведения, образа жизни, поступков, иной культуры; внутренне осознаваемая терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании».

Ю.В. Трифонов рассматривает «толерантность как способность человека противостоять различным воздействиям, выводящим его из состояния нервно-психической стабильности и самостоятельно возвращаться в состояние психического равновесия».

Расширение и уточнение содержания понятия стрессоустойчивости обусловлено развитием современных представлений о стрессе, которые базируются на многообразии теорий и моделей стресса. В тоже время способность противостоять трудностям, как отмечают многие авторы (Томэ Г., Аммон Г., Мадди С.Р., Ейнсворт Г., Ротенберг В.С., В.В. Аршавский, Анциферова Л.И., Наенко Н.И., Конончук Н.В. и др.) формируется в процессе жизнедеятельности и теснейшим образом связанная, как пишет Л.М. Митина: «с отображением собственных возможностей человека, опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации», которая подтверждает актуальность изучения онтогенетических аспектов стрессоустойчивости.

Традиционно в зарубежных странах существует повышенный интерес к изучению проблемы стрессоустойчивости и совладающего поведения (Г. Бенсон, С. Вулф, Дж. Гринберг, У. Кэннон, В. Люте, К. Маккей, Р. Лазарус, Г. Селье, Й. Шульц и другие). Более того, к концу XX века, в науке выделилась отдельная отрасль психологического знания – стресс-менеджмент, которая занимается проблемой эффективного преодоления стресса в направлении разработки и применения программ медицинской и организационной помощи в стрессовых ситуациях, а так же оздоровления и адаптации населения, снижения психосоциальных рисков, повышения качества жизни.

В российской психологической науке проблемой стрессоустойчивости занимались В. А. Абабков, В. В. Бодров, А. В. Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, Н. Е. Водопьянова, Т. С. Кабаченко, О.В. Лозгачева, В. М. Смирнов, Л. А. Китаев-Смык, А. А. Криулина, А. Б. Леонова, В. Л. Марищук и другие авторы. В работах Л.Л. Анцыферова, Л.С. Выготского, В.А. Пономаренко устойчивость личности связывается с умением продуктивной организации деятельности и ориентированием на адекватные по времени цели.

Значительная доля исследований в психологической науке приходится на изучение особенностей влияния профессиональной деятельности на здоровье специалистов, чья работа связанна с эмоциональным напряжением и взаимодействием с людьми (О.Н. Абакумов, М.А. Багрий, Д.Р. Мерзлякова, В.Я. Сазонов). У таких специалистов нередко наблюдаются психофизиологические реакции на ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением профессионального стресса. К категории профессий, наиболее сильно подверженных профессиональному стрессу, можно отнести медицинских работников и спортсменов.

Согласно исследованиям М.А. Багрий, А.Р. Галлимов, О.В. Рыбиной, медицинские работники решают разнообразные задачи в условиях недостатка информации, непосредственного контакта с людьми, значительной (в том числе уголовной) ответственности за свои действия, что влечёт большие эмоциональные нагрузки. В данных условиях особенно уязвимым перед стрессом является профессионал на стадии своего становления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С.В. Субботин пишет, что «стрессоустойчивость — комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности».

О.В. Лозгачева в своём исследовании под стрессоустойчивостью понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности».

На наш взгляд, наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман, стрессоустойчивость – «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».

Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. Так, Дьяченко М.И. и соавторы полагают, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.                 Корягина, Н. А.  Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 378 с. — URL: https://urait.ru/bcode/530373 (дата обращения: 07.02.2024). — ISBN 978-5-534-16070-3. — Текст : электронный.

2.                 Михайлова, О. А.  Лингвокультурологические аспекты толерантности : учебное пособие для вузов / О. А. Михайлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 121 с. — URL: https://urait.ru/bcode/493494 (дата обращения: 07.02.2024).  — ISBN 978-5-534-08425-2. — Текст : электронный.

3.                 Одинцова, М. А.  Психология стресса : учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 291 с. — URL: https://urait.ru/bcode/537070 (дата обращения: 07.02.2024). — ISBN 978-5-534-16913-3. — Текст : электронный.

4.                 Собольников, В. В.  Этика и психология делового общения : учебное пособие для вузов / В. В. Собольников, Н. А. Костенко ; под редакцией В. В. Собольникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 202 с. — URL: https://urait.ru/bcode/515611 (дата обращения: 07.02.2024). — ISBN 978-5-534-06415-5. — Текст : электронный.

5.                 Спиноза, Б.  Этика / Б. Спиноза ; переводчик Н. А. Иванцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 240 с. — URL: https://urait.ru/bcode/517373 (дата обращения: 07.02.2024).  — ISBN 978-5-534-09695-8. — Текст : электронный.

6.                 Хотинец, В. Ю.  Этническая идентичность и толерантность : учебное пособие для вузов / В. Ю. Хотинец. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 121 с. — URL: https://urait.ru/bcode/540126 (дата обращения: 07.02.2024). — ISBN 978-5-534-13109-3. — Текст : электронный.

7.                 Этика : учебник для вузов / А. А. Гусейнов [и др.] ; под общей редакцией А. А. Гусейнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 460 с. — URL: https://urait.ru/bcode/535562 (дата обращения: 07.02.2024). — ISBN 978-5-534-01075-6. — Текст : электронный.


 

8.                 Скачано с www.znanio.ru

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

В условиях модернизации школьного образования, появления новых тенденций, которые выявили особую значимость личности педагога как активного субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых…

В условиях модернизации школьного образования, появления новых тенденций, которые выявили особую значимость личности педагога как активного субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых…

Если же учитывать, что профессиональная деятельность учителя, помимо обучения, направлена так же на формирование адекватного мировоззрения и моральных норм учащихся, очевидно, что все вышеперечисленные факторы,…

Если же учитывать, что профессиональная деятельность учителя, помимо обучения, направлена так же на формирование адекватного мировоззрения и моральных норм учащихся, очевидно, что все вышеперечисленные факторы,…

Толерантность — это ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию

Толерантность — это ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию

Типы общественного сознанияТипы толерантностиПризнаки толерантности

Типы общественного сознанияТипы толерантностиПризнаки толерантности

Секулярное «социокультурная» толерантность «В секулярном обществе толерантность становится реальностью в результате признания как истинных универсальных нравственных принципов

Секулярное «социокультурная» толерантность «В секулярном обществе толерантность становится реальностью в результате признания как истинных универсальных нравственных принципов

Личностные механизмы стрессоустойчивое у педагогов-мастеров имеют конструктивную направленность, способствующую их профессиональному росту и самореализации (истинная адаптация)

Личностные механизмы стрессоустойчивое у педагогов-мастеров имеют конструктивную направленность, способствующую их профессиональному росту и самореализации (истинная адаптация)

– постоянно хочется спать, невозможно выспаться; – чересчур много снов; – почти ничего вокруг не нравится; – дома, в семье, на учебе, на работе постоянные…

– постоянно хочется спать, невозможно выспаться; – чересчур много снов; – почти ничего вокруг не нравится; – дома, в семье, на учебе, на работе постоянные…

В педагогической науке термин «толерантность» чаще всего ассоциируют с воспитательной идеей: он рассматривается через призму воспитанности, требующей самоограничений и позволяющей относиться к окружающим с позиции…

В педагогической науке термин «толерантность» чаще всего ассоциируют с воспитательной идеей: он рассматривается через призму воспитанности, требующей самоограничений и позволяющей относиться к окружающим с позиции…

Традиционно в зарубежных странах существует повышенный интерес к изучению проблемы стрессоустойчивости и совладающего поведения (Г

Традиционно в зарубежных странах существует повышенный интерес к изучению проблемы стрессоустойчивости и совладающего поведения (Г

В данных условиях особенно уязвимым перед стрессом является профессионал на стадии своего становления

В данных условиях особенно уязвимым перед стрессом является профессионал на стадии своего становления

С.В. Субботин пишет, что «стрессоустойчивость — комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы…

С.В. Субботин пишет, что «стрессоустойчивость — комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы…

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества

Корягина, Н. А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов /

Корягина, Н. А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов /

Этика : учебник для вузов / А

Этика : учебник для вузов / А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024