Строение и свойства костей
Оценка 4.7

Строение и свойства костей

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
25.04.2019
Строение и свойства костей
СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА КОСТЕЙ, ТИПЫ ИХ СОЕДИНЕНИЙ Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с видами костей; строением и химическим составом костей; типами соединения костей. Развивающая: формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника; анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций. Воспитательная: воспитывать любовь к предмету. Оборудование: модель скелета человека, модель черепа человека, распилы костей (раздаточный материал), прокаленные, декальцинированные и свежие кости; таблицы: «Строение костей и типы их соединений», «Скелет человека», «Череп человека». Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. Задания в рубрике «Выберите правильный ответ» на с. 105 учебника. Последовательность действий при выполнении заданий рубрики «Выберите правильный ответ» дана в конспекте урока 6. Правильные ответы даны на с. 105 учебника. Подтверждение правильности ответов можно найти в тексте учебника на с. 98-101. 2.Задание 58в рабочей тетради. Написать названия костей: 1 кости черепа; 2 - позвонки; 3 - ключица; 4 - грудина; 5 - плечевая кость; 6 - ребро; ' 7 - тазовая кость; 8 - кости предплечья (лучевая и локтевая); 9 - кости кисти; 10 - бедренная кость; 11 - большая берцовая кость; 12 - малая берцовая кость; 13 - кости стопы.
строение и свойства костей.docx
СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА КОСТЕЙ, ТИПЫ ИХ СОЕДИНЕНИЙ Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с видами костей; строением и химическим составом костей; типами соединения костей. Развивающая:  формировать   умения:   самостоятельно   работать   с   текстом   учебника; анализировать   изученный   текст,   сравнивать,   обобщать,   абстрагировать   и   оформлять   в письменной и устной форме результаты логических операций. Воспитательная: воспитывать любовь к предмету. Оборудование: модель скелета человека, модель черепа человека, распилы костей (раздаточный материал), прокаленные, декальцинированные и свежие кости; таблицы: «Строение костей и типы их соединений», «Скелет человека», «Череп человека». Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. Задания в рубрике «Выберите правильный ответ» на с. 105 учебника. Последовательность действий при выполнении  заданий рубрики «Выберите правильный ответ» дана в конспекте урока 6. Правильные   ответы   даны   на   с.   105   учебника.   Подтверждение   правильности   ответов   можно найти в тексте учебника на с. 98­101. 2.Задание 58в рабочей тетради. Написать названия костей: 1 кости черепа; 2 ­ позвонки; 3 ­ ключица; 4 ­ грудина; 5 ­ плечевая кость; 6 ­ ребро; ' 7 ­ тазовая кость; 8 ­ кости предплечья (лучевая и локтевая); 9 ­ кости кисти; 10 ­ бедренная кость; 11 ­ большая берцовая кость; 12 ­ малая берцовая кость; 13 ­ кости стопы. III. Изучение нового материала. 1.Вступительное слово учителя. С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима стремились изучать кости. Основатель учения об атомах Демокрит, собирал костные остатки, посещая кладбище. Клавдий Гален ­ древнеримский врач и естествоиспытатель ­ посылал своих учеников собирать кости павших   врагов.   Сам   же   он   совершил   путешествие   в   Александрию,   чтобы   изучить   там единственный сохранившийся целиком скелет человека. Кости скелета человека образованы костной тканью ­ разновидностью соединительной ткани. Костная   ткань   снабжена   нервами   и   кровеносными   сосудами.   Клетки   ее   имеют   отростки. Межклеточное вещество твердое и плотное, по своим свойствам напоминает камень. Костные клетки   и   их   отростки   окружены   мельчайшими   канальцами,   заполненными   межклеточной жидкостью. Через межклеточную жидкость канальцев происходит питание и дыхание костных клеток. 2. Самостоятельная работа учащихся над текстом учебника на с. 93­95. 3.Обсуждение прочитанного. ­ Какие виды костей различают в скелете человека? (Различают: трубчатые кости, например плечевую, бедренную и т. д.; широкие, или плоские, кости, например кости мозгового отдела черепа, кости таза и т. д.; смешанные кости, например позвонки, кости основания черепа и т. д.) (Виды костей учитель демонстрирует на рисунках, таблицах, натуральных объектах.) ­   Какие   вещества   входят   в   состав   костей   скелета   человека?   Какие   качества   они   придают костям? (Неорганические   вещества   (65­70   %)   ­   это   соли   кальция   и   фосфора;   придают   костям твердость.   Органические   вещества   (30­35   %)   обеспечивают   костям   эластичность   и упругость.) ­ Из какой ткани состоят кости? (Кости состоят из костной ткани.) ­   Какие   два   вещества   различают   в   костной   ткани?  (Компактное   (плотное),   в   котором костные пластинки имеют форму полых цилиндров, вставленных один в другой; губчатое вещество   состоит   из   костных   пластинок,   расположенных   в   направлении   наибольшей нагрузки.) ­ Чем кость покрыта снаружи? (Снаружи кость покрыта надкостницей.) 5. Рассказ учителя.               В норме у новорожденного длина тела в среднем составляет 50 см. За первые 10 лет рост ребенка достигает 130 см. Обычно человек растет до 18­20 лет. До 50 лет рост остается неизменным. Затем начинается  медленное уменьшение роста  в среднем на 1­2 см в  каждое последующее десятилетие. Объясняется это сокращением движений и уменьшения всей массы костно­мышечного   аппарата.   Если   человек   занимается   спортом   в   течение   всей   жизни, выполняет активные движения, в преклонном возрасте может задержаться снижение роста.                 В основе роста человека лежат сложные процессы. Первоначальный хрящевой скелет окостеневает. Новые костеобразующие клетки вытесняют хрящевые. Рост кости происходит одновременно   с   ее   разрушением.   Клетки­костеразрушители   уменьшают   кость   изнутри настолько, насколько образуют ее наружные клетки, отлагающие костное вещество. Рост кости в толщину связан с делением клеток внутренней поверхности надкостницы. При   этом   на   поверхности   кости   образуются   новые   слои   клеток,   а   вокруг'   этих   клеток   ­ межклеточное вещество.               В длину кости растут за счет деления клеток хрящевой ткани покрывающей концы костей. В детстве и юности кости растут в длину и толщину.                Рост костей регулируют биологически активные вещества, например гормон роста, выделяемый гипофизом. При недостаточном количестве этого гормона ребенок растет очень медленно. Такие люди вырастают не выше детей 5­6­летнего возраста. Это карлики.                            Если в детстве гипофиз вырабатывает слишком много гормона роста, вырастает великан ­ человек ростом до 2 м и выше.                                 При усилении функции гипофиза у взрослого человека непропорционально разрастаются некоторые части тела, например нос, пальцы рук, ног. 6. Продолжение обсуждения текста учебника, самостоятельно изученного учениками. Учитель. Скелет человека состоит из отдельных костей, которые соединены между собой. ­ Как кости могут соединяться друг с другом? (Непрерывно, прерывно.) ­  Между  какими  костями  наблюдается  непрерывное  соединение?  (Между  костями   черепа (швы); между костями таю; между позвонками позвоночного столба; между берцовыми костями голени.) ­ Между какими костями наблюдается прерывное соединение и как оно называется? (Прерывное   соединение   костей   называется   суставом.   Примером   суставов   является тазобедренный, плечевой, локтевой, коленный суставы.) ­ Как устроен сустав? (Сустав   образуется   концами   соединяющихся   костей,   заключенными   в   суставную   сумку. Концы   костей   покрыты   гладким   эластичным   хрящом,   наличие   которого   обеспечивает упругость   сустава   и   облегчает   движение.   Уменьшению   трения   также   способствует   и выделяемая внутренней поверхностью суставной сумки специальная суставная жидкость, которая   действует   как   смазка.   Снаружи   сумка,   а   иногда   и   внутри   сустав   укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.) IV. Закрепление знаний. 1.  Выполнение   заданий   в   рубрике   «Какие   утверждения   верны?»   на   с.   96   учебника. Последовательность действий при выполнении заданий рубрик «Какие утверждения верны?» описана в конспекте урока 1. Верные утверждения указаны на с. 97 учебника. Подтверждение или опровержение верности суждений можно найти на с. 92­95. 2. Выполнение заданий в рубрике «Выберите правильный ответ» на с. 96 учебника. Последовательность действий при выполнении заданий рубрики «Выберите правильный ответ» описана в конспекте урока 6, правильные ответы указаны на с. 97. Задание   на   дом:  изучить   текст   учебника   на   с.   92­95;   выполнить   задания   в   рубриках «Подумайте» и «Рассмотрите рисунок» на с. 97 учебника. Выписать в словарик определения понятий «надкостница», «сустав», «суставная сумка». Выполнить задание 61 в рабочей тетради.

Строение и свойства костей

Строение и свойства костей

Строение и свойства костей

Строение и свойства костей

Строение и свойства костей

Строение и свойства костей

Строение и свойства костей

Строение и свойства костей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2019