Строительство в Древнем Китае и Индии.
План:
1.Цивилизации Древней Индии и Древнего Китая.
2. Строительство в Древней Индии.
3. Строительство в Древнем Китае.
1.Цивилизации Древней Индии и Древнего Китая.
В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.
Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию, существовавшую одновременно с египетской цивилизацией эпохи первых фараонов и Месопотамией эпохи шумеров в III—II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации — Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название — хараппская цивилизация. Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.
Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации, сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.
Упадок индийской цивилизации. Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII—XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.
Китай - огромная страна, простирающаяся от тропических джунглей на юге до холодных скал Приамурья на севере. Многообразны природно-географические условия в разных частях территории страны, различны складывавшиеся в тех или иных местностях строительные и архитектурно-планировочные приемы. Однако в процессе четырехтысячелетней истории Китая политическая и национальная консолидация, консерватизм общественного быта и догматизм господствующих идеологий сказались на особенностях архитектуры, обусловив ее характерные общекитайские стилевые черты. В конце II тысячелетия до н. э. на территории Китая образовалось крупное рабовладельческое государство Чжоу, которое существовало в 1122- 256 гг. до н. э. Второй период истории Древнего Китая - эпоха государства Хань (206 г. до н. э.- 220 г. н. э.).
Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго — Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь. Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ — конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.
Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» — царства Цинь.
Города древней цивилизации Хараппы
Вокруг городов и поселений культуры Хараппы возводились защитные стены, с укрепленными воротами и дозорными вышками. Крупные города, как например, Мохенджо-Даро, строили на искусственной платформе (высотой от 9 до 15 м от земли, шириной 190м, длиной 380 м). На ней возводили цитадель с двойными стенами (толщиной в основании 12 м, а высотой 10,7 м), с мощными башнями и воротами, вероятно, служившая административным и религиозным центром.
Характерная особенность поселений Хараппы - грандиозные купальни, представляющие собой целый комплекс зданий с открытым, прямоугольным в плане бассейном в центре.
В цитадели города Хараппы находился самый крупный из обнаруженных бассейнов (11,9X7 м в плане и глубину 2,43 м). Вход в комплекс и круглый колодец расположены с востока. С западной стороны размещается длинная галерея с однотипными комнатами по углам, тремя верандами и другими помещениями. На южной стороне расположен ряд маленьких помещений с открытыми террасами, на северной - большие залы с колонными галереями. В бассейн ведут две лестницы. Его дно обложено непроницаемым слоем битума (толщиной 2,5 см), а стены и стены колодца - кирпичом на гипсе. Бассейн построен так, чтобы вода в нем систематически обновлялась из колодца.
К юго-западу от большого бассейна в Хараппе находилась баня, обогреваемая горячим воздухом. Такая же баня находится и внутри города.
Культовых построек в городах Хараппы не было обнаружено. В северной части города находилось крупное зернохранилище на искусственной кирпичной платформе (61X46 м). Его здание разделено перегородками на меньшие блоки размером 6x15 м. Рядом с зданием зернохранилища расположены круглые платформы для обмолота зерна, а также жилые двухкомнатные помещения казарменного типа (размером 6x3,6 м), по всей видимости, предназначенные для нескольких сотен работников по обмолоту зерна.
Город, защищенный оборонительными стенами с воротами, раскинулся у подножия цитадели. Он разделен главными прямолинейными улицами на кварталы, застроенные жилыми домами, среди них расположены рынки, бани, колодцы, постоялые дворы, склады и ремесленные мастерские.
В центре и вдоль главных улиц в Мохенджо-Даро и других городах обычно располагались крупные многокомнатные дома с несколькими внутренними дворами. На окраинах теснились небольшие скромные жилища. Самый небольшой дом имел площадь 8X9 м, а площадь крупных домов — вдвое больше. Кроме того, обнаружены и более обширные дома, рассчитанные, возможно, на несколько семей, а также дома, похожие по типу на гостиницу. Дома, как правило, имели смежные стены. Планировка жилых домов, независимо от их размеров, однотипная, помещения сгруппированы с трех сторон прямоугольного или квадратного внутреннего открытого двора, с четвертой стороны - глухая стена с дверным проемом.
Вероятно, здания строили 2- или 3-этажные. Нижние этажи складывали из обожженного кирпича, а верхние, по всей вероятности, были сложены из сырцовых кирпичей, или были каркасными с глинобитным заполнением, или из тростника, обмазанного глиной; стены штукатурились. Крыши, предположительно, были плоскими, как это обычно принято на Востоке, и использовались в качестве террас. Уличные фасады первых этажей были глухими. Узкие лестницы, ведущие на верхние этажи и крышу, по-видимому, были деревянные, иногда встречались кирпичные, без подлестничного пространства.
В больших домах было несколько внутренних дворов - парадный, хозяйственный, женской половины и т.д. Предполагают, что на первом этаже располагались различные хозяйственные и служебные помещения, склады, помещения для слуг, в доме торговцев и ремесленников - мастерские, лавки. Кухня обычно располагалась в одном из углов двора, под навесом, на приподнятом месте (на 10—12 см от пола). Там же располагалось углубление для очага, а также глиняные бездонные сосуды для стока грязной воды.
На верхних этажах располагались жилые помещения - спальни и гостиные, с нависающими балконами.
Полы в жилых домах устилались циновками, как это делается и теперь в Индии. В богатых домах зачастую пол выкладывали кирпичом, главным образом в ванных комнатах и внутренних дворах. В более скромных постройках полы были глинобитными или земляными, смазанными коровьим пометом.
Практически во всех домах была устроена вентиляция в специальных нишах, а также организовано водоснабжение и канализация
Строительная техника цивилизации Хараппы
Основным материалом в постройках Хараппы служил кирпич - обожженный и сырец. Благодаря изобилию древесного топлива обожженный кирпич получил широкое применение в строительстве хараппских поселений. Также широко пользовались и сырцом, строения из которого сравнительно со зданиями из обожженного кирпича обеспечивают внутри большую прохладу. Процесс изготовления сырца значительно проще и дешевле. Однако обожженный кирпич сохранялся лучше при влажном климате. Он мог служить многим поколениям людей. Неоднократному использованию кирпича способствовало применение в кирпичной кладке вяжущего илистого раствора из местных речек. Сила сцепления этого раствора была относительно небольшой, потому кладка легко разбиралась, при этом кирпичи не повреждались и могли быть вновь использованы.
Известковый раствор в кладке использовался крайне редко, и только в первых рядах, а остальные выкладывались на илистом растворе, чаще известь употреблялась для штукатурных работ.
В строительстве Хараппы часто применялись ложные арки и своды, которые строились методом постепенного напуска горизонтальных рядов кладки, клинчатая арка не использовалась.
Кирпичные кладки применялась разных видов, причем во всех случаях кирпичи были тщательно пригнаны друг к другу. Например, использовалась цепная перевязка швов, т. е. чередование тычков и ложков. Также встречается кладка, в которой ряды тычков чередуются с рядами из тычков и ложков. Во всех случаях кирпичи друг к другу пригонялись очень тщательно.
В строениях Хараппы под стенами зданий были заложены фундаменты, как правило, из сырца. В больших домах укладывалось сплошное кирпичное основание, в более поздних сооружениях фундаменты были только под стенами и некоторыми опорами.
В городе Мохенджо-Даро был обнаружен неизвестный материал, похожий на глазурь, которым были покрыты выложенные кирпичом полы. Благодаря ему поверхность полов приобретала блеск и прочность .
Строительные приемы и конструкции в ведический период
На этом историческом этапе сложились основные архитектурные формы, типы зданий, художественные и конструктивно-строительные приемы, которые легли в основу индийской архитектуры последующих веков.
Ранние архитектурные постройки были главным образом из дерева. К основным строительным материалам относятся также камыш, камень и глина. Деревянные сооружения ведического периода не могли сохраниться до нашего времени, однако более поздние скальные постройки дают о них представление, так как в них были скопированы их формы и конструкции, даже некоторые мелкие детали (например, головки гвоздей).
В строительстве широко применялся бамбук для изгородей, решеток, стоек, легких павильонов. Из бамбука сооружались типичные для индийской архитектуры круглые постройки, формы которых позднее воссоздавались в других материалах.
Самое распространенное в строительстве было тиковое дерево. Для отделочных работ в дворцовых постройках применялись дорогие сорта дерева - сандаловое, красное и черное (эбеновое). Особенно прочная древесина бабур использовалась для возведения опор, выдерживающих даже каменные перекрытия.
С древности до позднего средневековья в деревянных постройках в Индии использовалась балочно-стоечная система. На вертикальных опорах укладывали перекрытия, эти же столбы служили основой стенного каркаса. Стены заполнялись глиной или кирпичной кладкой.
Реже при строительстве зданий использовался кирпич. Однако обожженный кирпич, закрепленный водонепроницаемым битумом, широко использовался для строительства плотин и резервуаров для воды.
Относительно редко в строительстве употреблялся камень, в основном, в той местности, где было недостаточно глины и древесины. Для фундаментов зданий и плотин использовался необработанный камень. Исключением является циклопическая каменная кладка стен города Раджагриха, относящаяся к VI в. до н. э., остатки которой сохранились до наших дней. Камни кладки грубо отесаны, тщательно пригнаны друг к другу и сцеплены металлическими штырями (длиной от 90 до 150 см). Высота каменной кладки достигала 3,5 м от поверхности земли, на ней была возведена стена из камня и кирпича.
3. Строительство в Древнем Китае.
Архитектура Китая
Тип жилья, создаваемый китайцами в течение тысячелетий, мало чем отличается от
своих древнейших прототипов. Строились
они из дерева, кирпича-сырца и камня. Стены дома, как
правило, не являлись несущими конструкциями. Они заполняли пролеты между
деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода. Главный фасад –
южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон непредусматривалось.
Южная стена выполнялась в виде деревянной решетки, заклеенной промасленной
бумагой (изобретена в III веке до н. э.). Крыша имела характерные широкие
свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света. Перед главным
фасадом часто устраивалась крытая галерея (япон. энгава – «серое
пространство»). Галерея служила внешним коридором, связующим все комнаты в
доме, местом приема гостей, промежуточным пространством между внутренним и
внешним миром.
Происхождение китайской крыши
Существует множество версий о происхождении этой чисто китайской формы крыши:
· желание зодчих преодолеть, визуально облегчить массу высокой крутой кровли;
· фиксация естественного прогиба длинных стропильных балок, имеющих шарнирные опоры на концах;
· уподобление кровли изогнутым ветвям деревьев, силуэту горной гряды;
· обеспечение более пологой траектории стоков, предохранение поверхности стен от смачивания.
Внутренняя планировка китайского дома
Внутренняя планировка китайского дома подчинялась установкам основоположника даосизма – философа Лао-Цзы (V в. до н. э.): «Реальность здания заключается не в четырёх стенах и крыше, но во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в нем…».
Согласно китайской традиции, дом является неотъемлемой деталью окружающего пейзажа, своего рода ширмой, сквозь которую природа вторгается внутрь здания, дополняет и обогащает его. Здание – лишь временный приют на долгом пути человеческой жизни. Его тонкие стены и перегородки легко ломаются под напором урагана, но решётчатый каркас остается целым. После урагана легкие стены и перегородки быстро собираются и монтируются.
Визуальная связь с внешним миром осуществляется с помощью деревянных решёток и бумажных трансформируемых перегородок. Если в доме были прочные стены из камня, то их поверхность обязательно украшалась живописным пейзажем. Этот прием получил особую популярность в XI-XII веках (сунская школа). В глинобитных или каменных стенах прорезали дверные и оконные проемы в форме листьев, цветов или ажурных ваз. Иногда в доме устраивали миниатюрные сады с деревьями — лилипутами.
Обязательной принадлежностью китайского дома, бедного или богатого, был внутренний двор с садом. Усадьба окружалась высокой стеной. Обычно сразу же за входом с улицы, во дворе, возводилась дополнительная стенка. По поверью, она преграждала путь злым духам, которые не догадывались свернуть и обогнуть её.
В древнем Китае считали, что духи могут передвигаться только прямо либо сворачивать в сторону под прямым углом. Именно поэтому во дворце императора Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) все подъезды, внутренние переходы в здании, тропинки в парке были криволинейными.
Формы дверных и оконных проемов в китайских усадьбах
Края дворцовой крыши делали изогнутыми, чтобы злые духи не могли продвигаться вдоль них. Нередко их украшали фигурки животных, выполнявших роль оберегов от злых духов.
Дополнительная стенка закрывала внутреннее пространство двора от «злого глаза». Кстати, у нас также встречаются люди знающие это, которые ставят в окна куклы, игрушки от злого глаза.
Посетителя встречали или перед ней, или в специальном помещении для гостей. Поверхность стен белилась, украшалась рисунками и иероглифами (иногда именами владельцев усадьбы, благопожеланиями в адрес хозяев и гостей и т.п.). На фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон — старинная традиция стран Древнего Востока. Как правило, окна смотрят во двор или в сад.
Садово-парковая архитектура в Китае
Главный принцип композиции китайского сада – естественность, «случайность» в размещении всех его компонентов. Во всем господствует живописная криволинейность объемов и силуэтов – берега водоемов, переправы из полузатопленных валунов, контуры деревьев, криволинейные очертания горных массивов и холмов.
Изогнутые силуэты построек дополняют рукотворный и естественный пейзажи. У зрителя ни в коем случае не должно было сложиться впечатления о целенаправленной деятельности художника.
Другой немаловажный композиционный принцип – это достижение эффекта постепенного «сгущения» растительной массы от центра усадьбы к её периметру. По мере удаления от дома деревья и кустарники увеличиваются в размерах становится более густой их крона. Из-за этого при взгляде со стороны усадьбы теряется условная граница между естественным лесным массивом и садом. Сад как бы устремляется навстречу дикому лесу и горным вершинам.
В древнем Китае очень популярны были каменные сады. Считалось, что в камнях скрываются души выдающихся отшельников-даосов. С камнем связывали также идею душевной частоты, благородства и вечности. Поэтому очень ценились камни, омываемые прозрачными водяными струями и покрытые седым мхом – символом старости, долголетия.
В Китае верили, что камень остается живым до тех пор, пока не подвергнется обработке. Поэтому камни крайне редко использовались в строительстве. Иное дело – дерево! Оно не только не «умирает», но и одушевляет здание.
Большое внимание уделялось извилистым дорожкам, инкрустированным мелкими камешками и цветным песком. Дорожки украшались узорами в форме иероглифов, сюжетами народных сказок и легенд. Чаще просто имитировали чешую гигантской змеи или дракона, извивающегося между холмами. Изогнутые мостики в сочетании со своим собственным отражением в воде образовывали причудливую рамку вокруг живописной – группы деревьев или изящной беседки.
Тихие сады с водоемами, перекрытыми горбатыми мостиками, глубокий цвет красных лакированных колонн и резных решеток, легкий и разноголосый звон колокольчиков, подвешенных к углам изогнутых черепичных крыш, создавали картину совершенной гармонии природы и человеческих чувств.
Это впечатление еще более усиливается за счет искусного подбора растений, учитывающего не только их форму и размеры, но и смену окраски в течение года, включение в композицию серебристого снега, инея.
Деревья, как и камни, создавали определенное настроение:
· кипарис – величественное, возвышенное;
· бамбук – уединенность, грусть;
· сакура (японская вишня) – мечтательность, умиротворенность.
Как говорят китайцы: «Зодчие всеми силами добиваются естественности, в которой не было бы видно ни малейших губительных следов человеческих рук…».
Декоративные элементы в китайской архитектуре
Наиболее древние постройки отличались простотой объемов, преобладанием конструктивных форм над декорацией. Китайцы умели ценить красоту конструкции и не старалисъ маскировать её орнаментом или скульптурными украшениями.
Все декоративные элементы несли определенную смысловую нагрузку:
· стрекоза – «возрождение»,
· цветок – «чистота и невинность»,
· черепаха – «долголетие»,
· обезьяна – «слух, зрение, обоняние».
Изображение животных или растений носило характер благопожелания обитателям дома и его гостям. Символы феникса, тигра, дракона и черепахи, например, обозначали четыре стороны горизонта. Летящий или танцующий журавль – знак счастья и удачи.
Культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пяти планет, Полярной звезды. Китайскими «божествами вод» считались драконы Лун-Ваны. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения. Кроме дракона, китайцы почитали тигра, феникса, черепаху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские дворцы и храмы. Скульптурами слонов, верблюдов, львов оснащались погребальные комплексы, «дороги процессий», «дороги духов».
В основу градостроительной практики древнего Китая легли народные строительные традиций, синтезированные в даосском учении Фэн-шуй. Согласно этому учению, наиболее благоприятной считалась меридиональная планировочная ось: «Господин Солнце всегда смотрит на юг». На юг обращались главные фасады зданий, что обеспечивало оптимальный температурный режим во внутренних помещениях.
Даоссы разработали целую науку – геомантию, которая связывала особенности рельефа местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами (Небо, Земля, пять первоэлементов и пр.). Для этих целей были изобретены компас, карты звездного неба и сейсмограф. Только при благоприятном сочетании небесных сил и «пульсов духа» земли участок считался подходящим для строительства. Особое внимание уделялось сочетаниям геометрических символов, чаще всего – круга и квадрата.
В Тибете с древних времен существовало искусство гармоничного расположения своего жилища «Са Че» — анализ Земли. Полное название Са Чу Ме Лунг Шинг Ги Че Па означает анализ 5 элементов. Эта древняя наука рассказывает, как окружающий ландшафт, форма и расположение зданий, планировка и интерьер помещений, освещение влияют на наше благосостояние, здоровье, настроение, отношения с людьми и энергию. Са Че – это, прежде всего, здравый смысл. Мы живем на земле и сильно зависим от нее, и, анализируя помещения, здание, земельный участок, прилегающие территории мы можем определить насколько гармоничное или дисгармоничное влияние они оказывают на нас и наших близких, бизнес и здоровье, а также скорректировать это воздействие.
Особенность древнекитайских городов – регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положением домовладельцев, которые в согласии со своим рангом селились ближе или дальше от центра города – императорского дворца, храмового комплекса. Простой народ имел право строить только одноэтажные здания.
Особо регламентировался цвет крыш:
· золотисто-желтые – дворец «солнцеликого» императора
· ярко-голубые «небесная чистота» – культовые постройки
· зеленые «древесная листва» – жилища вельмож, высших чиновников, отдельные храмы и пагоды невысокого ранга;
· серые «земной прах» – жилища рядовых горожан. Особо выделялись административный, торговый и жилой районы, парковые зоны.
Культовая архитектура Древнего Китая
Наиболее интересным типом культовых построек Китая является пагода. Она утвердилась в Китае с появлением буддизма (III-II вв. до н. э.). Идея пагоды была заимствована в Индии. Однако вертикаль сооружения с многочисленными, загнутыми вверх, карнизами национальна.
Крыши пагод воспроизводят листву, вертикальный силуэт – гигантское дерево. Концы балок торчат наружу подобно сучьям. Центральная мачта держит на себе всю конструкцию. Над пагодой возвышается металлический шест с девятью зонтами (имитация индийской ступы). На конце шеста – двухметровая надставка в форме языков пламени. Каждая деталь башни имела символическое значение – девять ступеней нирваны Будды, четыре стороны света и др.
Если пагода строилась из дерева, то её крыша окрашивалась в зеленый цвет, несущие конструкции – в красно-оранжевый. Этим достигалось гармоничное единство здания с растущими рядом елями. Не случайно многие китайские поэты именовали пагоду «Дом-дерево». Строились первые пагоды из «одушевлённых» строительных материалов – кедра, бамбука, ели. С помощью пропитки древесины особыми смолами зодчие научились продлевать жизнь постройкам до нескольких столетий.
Ставили пагоды на вершинах гор и холмов. Это полностью отвечало постулатам чань-буддизма о ничтожности и суетности земной жизни, о величии Природы. Начиная с V века н.э., пагоды строят из более прочных материалов – кирпич, камень и т. п.
|
BJS
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.