Направления экспертизы.
Экспертиза в образовании, в соответствии с требованиями к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения включает в себя:
• экспертизу образовательной программы;
• экспертизу профессионализма педагога, основанного на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком;
• экспертизу развивающей среды.
В механизм регуляции качества региональной системы дошкольного образования входят:
• нормативно-правовая база, создающая условия для проведения экспертизы как государственно-общественного контроля в сфере образования;
• государственный образовательный стандарт;
• финансово-экономические регуляторы качества образования;
• социально-педагогические условия, влияющие на качественные преобразования в системе дошкольного образования.
Виды педагогической деятельности подлежащей экспертизе:
- оценка практической педагогической работы с детьми - владение эффективными приемами обучения и воспитания;
- оценка содержания управления в системе образования;
- научно-исследовательской и методической основ составления образовательных программ и пособий.
Государственный образовательный стандарт выступает как нормативная основа регуляции качества дошкольного образования, а социально-педагогические условия являются факторами, влияющими на основные качественные характеристики образовательных услуг. Поэтому в процессе экспертизы устанавливаются соответствия условий требованиям и нормам стандарта.
В системе образования Российской Федерации создана ЭКСПЕРТНАЯ СЛУЖБА (с 1990г.), которая регулирует проведение педагогической экспертизы и выполняет важные
аналитико-прогностические функции: определяет адекватность реагирования образовательной системы на социальные изменения. Она оценивает:
- насколько соответствуют образовательные потребности семьи тому набору услуг, которые предоставляются системой дошкольного образования;
- как соотносится их качество с ожиданиями родителей;
- насколько высока степень мобильности системы дошкольного образования в быстром реагировании на изменения в социальном заказе, насколько эффективно и на каких принципах основано социальное (партнерство в системе образования и с другими социальными институтами.
Также был создан и Федеральный экспертный совет, учредителем которого явилось Министерство образования (МО) РФ. К его работе привлекаются высоко образованные профессионал компетентные специалисты. Выбранный Президиум Экспертного совета формирует состав секций и определяет статус эксперта.
Мониторинг качества образования
Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО) осуществляет экспертная комиссия, особенно в период аттестации ДОУ.
В связи с развитием экспертной службы в России в теоретические и практические основы ее организации и проведения был введен Мониторинг качества образования (МКО). Этот термин (от латинского - монитор) означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и др. Его применение в дошкольном образовании связано с развитием рыночных отношений в сфере образовательных услуг, защиты прав потребителя, необходимости государственного контроля за качеством образования.
Цель мониторинга осуществлять контроль, прогноз и охрану. Исходя из этого можно отметить, что смысл этого понятия имеет широкий диапазон. Так по отношению к системе дошкольного образования выделяют следующие важные параметры мониторинга:
относительно самостоятельное звено в управлении дошкольным образованием (для установления обратной связи с действующей системой образования, его стандартами);
систематическая и регулярная процедура сбора информации о деятельности ДОУ;
проведение экспертизы и оценка качества образовательных услуг ДОУ;
возможность правильно оценить степень, направление и причины отклонений в деятельности ДОУ;
в целях развития системы дошкольного образования, своевременное предотвращение неблагоприятных или критических недопустимых ситуаций в данной сфере.
В государственных масштабах МКО представляет собой систему, включающую в себя определенные направления работы:
разработка государственных (региональных) стандартов дошкольного образования;
операционализация стандартов (в измеряемых показателях), с установлением критериев, по которым можно судить о достижении стандартов;
проведение научно-педагогической экспертизы (аттестации);
принятие соответствующих решений и мер, обеспечивающих позитивное развитие системы дошкольного образования в соответствии со стандартами;
введение изменений и корректировки самих стандартов дошкольного образования.
Для проведения Мониторинга необходимо владеть аналитико-мониторинговыми умениями, которые можно разделить на общие и специальные.
К первым относятся:
определение состояния и экспертная оценка материальной развивающей среды ДОУ;
анализ и экспертная оценка вариативных образовательных программ, традиционных и инновационных педагогических технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
выявление и экспертная оценка модели взаимодействия воспитателя с детьми и их родителей;
диагностика и экспертная оценка уровня готовности детей к обучению в школе как показатель качеств образовательных услуг ДОУ.
Ко вторым:
разработка диагностических материалов, вопросов для тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах детского сада;
выявление причин неудовлетворительного качества образовательных услуг;
определение по внешнему виду детей их физического и психического состояния эмоционально психического благополучия;
осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, психологического климата в коллективе, уровне развития детей с помощью методов педагогической диагностики и экспертных оценок;
обсуждения результатов педагогических диагностики с воспитателями (при подготовке решений педсоветов, планировании работы коллектива, аттестации ДОУ);
обучение воспитателей наиболее эффективным методам педагогической диагностики и психологии самоанализа при подготовке к аттестации ДОУ;
осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, психологического климата в коллективе, уровне развития детей с помощью методов педагогической диагностики и экспертных оценок;
прогнозирование развития процессов воспитания, обучения и развития детей, педагогического коллектива и разработка комплексно-целевой программы развития ДОУ на основе самоэкспертизы, результатов аттестации;
анализ нормативных документов, экспертное заключение на основе
государственного образовательного стандарта;
оформление документации по лицензированию, государственной аттестации ДОУ;
работы в составе экспертного совета (аттестационной комиссии).
МКО осуществляет экспертно-диагностическая служба. В связи с этим можно отметить, что мониторинг - это инструмент экспертизы и его применение направлено на определение резервов качества дошкольного образования и повышение его уровня. Поэтому эксперт (менеджер дошкольного образования ) должен достаточно компетентно владеть им как для применения при внешней экспертной оценки деятельности ДОУ (в период аттестации) так и при проведении самоэкспертизы в образовательном учреждении (например, управленческой деятельности).
Экспертная оценка эффективности функционирования педагогической системы - деятельности ДОУ требует применения системно- комплексного подхода ( Т.Н. Шамова). Использование такого подхода в педагогической экспертизе связана с высокой степенью интеграции общественных процессов, а также зависимость решения одной проблемы от решения множества других. Так проблема приобретает системный комплексный характер (В.Афанасьев).
Важно учитывать, что одно ДОУ и вся система дошкольного образования - это целостная социально - педагогическая система (совокупность взаимодействующих между собой элементов, образующих единство). Поэтому, проводя экспертизу, эксперт имеет дело с системой в ее целостности. В связи с этим экспертная оценка основана на умении расчленять систему на подсистемы, блоки и т.п. Он должен учитывать их взаимосвязи, но осознавая, что целостность системы вызывает качественно новые свойства системы, которые могут отсутствовать у ее компонентов.
Обобщая выше изложенный материал следует отметить, что Механизм научно-педагогической экспертизы ДОУ достаточно сложен и требует осознанного отношения и проявлений высокого уровня профессионализма и компетентности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.